Екатерина Фадеева
Методическая разработка проекта по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ «Волшебный мир сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Статистика показывает, что за последние несколько лет резко увеличилось количество детей с ОВЗ. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше.
Общая характеристика детей с ОВЗ.
Публикация «Методическая разработка проекта по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ „Волшебный мир сказки“» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей : "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности : внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. Долгое время он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.
Собственная речь детей появляется поздно.
Пояснительная записка.
Учё ные-физиологи подтвердили связь интеллекта и ручных навыков: чем совершеннее мелкая моторика рук, тем лучше развито логическое мышление ребёнка, его внимание, память и интеллект. Современная наука доказала, что двигательные импульсы рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга, что особенно актуально для детей с ОВЗ.
Сейчас есть большое количество средств для развития мелкой моторики рук, но самым эффективной и интересной формой работы была и остаётся игра. Одним из видов которой является театрализованная деятельность, способствующая социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же развитию у них коммуникативных навыков. Поскольку применяемые в театрализованной деятельности материалы стоят дорого, применив имеющиеся знания и смекалку, можно сделать отличные игрушки-самоделки, которые ни в чём не будут уступать магазинным аналогам. Поэтому свой выбор я остановила на пальчиковом театре, который даёт возможность развития всех выше перечисленных моментов.
Проект разработан для занятий по театральной деятельности с детьми младшего школьного возраста 7-10 лет (1-3 класс, в том числе детей с ОВЗ. При использовании новейших технологий на основе федеральных государственных требований с учетом обновления содержания по различным программам.
Новизна данного проекта :
Отличительные особенности данного проекта :
1. Адаптирован как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.
2. Систематизирована структура организации занятий
3. Направлен на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой
индивидуальности.
4. Непосредственными участниками проекта являются дети с ОВЗ (имеющие диагноз умственная отсталости, ДЦП).
Цель проекта :
Коррекция и развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ через средства театрального искусства.
Задачи проекта :
1. Изучить технологию изготовления бумажных игрушек для пальчикового театра.
2. Изготовить игрушки и декорации для представлений.
3. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Развитие эмоциональной сферы детей.
5. Помочь овладению коммуникативными навыками.
6. Помочь овладению средствами образной выразительности.
Содержание проекта :
Для детей младшего школьного возраста, имеющих особенности развития, основным познанием мира является игра, но подготовка целого представления является сложным процессом. Для создания пальчикового театра необходимо изготовить декорации и фигурки персонажей, на изготовление которых необходимо лишь немного времени и материалов, которые всегда найдутся у учащихся. Универсальным материалом является бумага, она может стать зайчиком, котиком, собачкой, любым животным, необходимо только выбрать цвет бумаги и подготовить карандаши, фломастеры, краски, чтобы рисовать глазки, ротик, носик,усы. Создать пальчиковый театр своими руками можно при помощи различных книг и пособий, которые также можно найти в школе или же скачать в интернете шаблоны готовых игрушек, распечатать, вырезать, склеить. Фигурки можно раскрашивать, делать им одежду, переодевать их. Этот процесс не займёт много времени, а детям будет интересно работать самостоятельно. Детям нравится не только создавать героев, но и принимать участие в спектаклях. С помощью фантазии и терпения можно самостоятельно придумать персонажей и сюжет истории, чтобы затем вместе с учащимся сделать самое настоящее представление. Такие игры и представления учат детей общаться и развивают коммуникабельность. Фигурки одеваются на пальцы, готовится сцена, на которой будет происходить представление.
Принципы проведения занятий:
• Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала. • Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
• Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций. • Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширение кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный- мотивация, целеполагание проекта.
2. Проектировочный- построение ориентировочной схемы деятельности.
3. Практический- реализация проекта.
4. Аналитико-коррекционный- анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений.
5. Заключительный- сопоставление действительных и желаемых результатов.
Элементы занятий:
• сказкотерапия, с элементами импровизации. • разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики.
• Игры на развитие воображения и памяти - игры включают в себя запоминание. стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов. • рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала.
Прогноз:
По изучению проекта ожидаются положительные результаты:
у детей воспитывается эмоционально- положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
сформируется навык общения, учащиеся научатся выстраивать взаимоотношения друг с другом, с родителями.
продолжает развиваться мелкая моторика рук, координация движений, творческое мышление, воображение, любознательность, коммуникабельность.
Работа с родителями:
– консультации для родителей;
– совместные спектакли.