Анастасия Голованова
Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Актуальность
В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в ясельной группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляет принцип обучения: учить играя.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются :
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, то есть во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми. Постоянное повторение фраз невольно вызывает интерес у детей, они начинают повторять за взрослым звуки, движение, мимику, удивление. И таким образом, помогают ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста. Задачи 1 Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста». 2 Разработка перспективного плана работы по данной теме.
3 Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
Сроки: 01.09.2022г. - 30.05.2023г.
Практический выход Сентябрь
1. Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряжения.
2 Чтение русской народной сказки «Колобок». 3) Чтение русской народной сказки «Петушок золотой гребешок». 4)Изготовление необходимого материала для прочтения сказки (персонажи, наглядный материал). 5)Пополнение центра речевого развития. 6) Пополнение картотеки потешек и двигательно-речевых игр для детей раннего возраста.
7) Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети». Октябрь 1) Изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей 1,5-2 лет).Картотеки двигательно-речевых игр и потешек. 2) Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребенка к театру?» 3) Чтение русской народной сказки «Репка». 4) Показ настольного театра «Репка». 5) Разработка конспектов НОД с использованием приемов театрализации «Репка», «Теремок». 6) Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста». Ноябрь 1) Привитие детям интереса к сказкам и способности внимательно, слушать русскую народную сказку «Репка. 2) Конспекты НОД 3) Изготовление театра «Колобок». 4) Чтение сказки «Малыши и мамы». 5) Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей. Декабрь 1) Маски «Колобок» для самостоятельной игры детей.
2) Оформление стендовой информации по речевому развитию детей раннего возраста.
3) Чтение сказки «Теремок».
4) Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с использованием театральных атрибутов. Январь
1) Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости.
2 Драматизация по русской народной сказке «Курочка Ряба». 3) Анкета для родителей «О развитии речи Вашего ребенка». 4) Чтение художественных произведений, сказок стихов.
5) Наглядный материал для родителей. Февраль 1) Консультации с родителями по результатам, оформление стендовой информации по речевому развитию детей раннего возраста. 2) Привитие детям интереса к сказкам и способности внимательно, слушать русскую народную сказку. 3) Оформление стенда, папка передвижка. 4) Проведение игр-драматизаций по сказкам.
5) Памятка для родителей «Как читать детям». Март 1) Клуб Молодая семья «Проект на тему «Театрализованная деятельность как средство коммуникативного развития детей раннего возраста». 2) Изготовление необходимого атрибута к драматизации.
3) Прослушивание аудиозаписей на тему «Как герои детских сказок разговаривают».
2) Чтение сказки «Лисичка со скалочкой». Апрель 1) Для педагогов «Показ русской народной сказки «Репка». 2) Подобрать необходимые аудиозаписи для прослушивание детских сказок.
Май 1) Анализ работы по самообразованию. 2) Отчёт по самообразованию. Проанализировать проделанную работу в течение года, увидеть готовый результат своей деятельности. (научились ли дети, произносить звуки, умеют ли различать голоса животных и подражать)
Разделы
1. Мониторинг. Развитие речи 1 Словарный запас 1) Называет слова, обозначающие названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, транспорта, овощей, фруктов, домашних животных и их детёнышей. 2) Отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» 3) Обозначает признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы: «Какой?», «Какая?» 4) Называет действия, обозначающие трудовые действия и отвечающие на вопросы: «Что делает?» 5) Использует в речи предлоги (в, на, у, за, под) 6) Употребляет глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам. 7) Отчётливо произносит изолированные гласные и согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных) 8) Может рассказать об игрушке, о событии из личного опыта, отвечать на вопросы (Кто, что это? Что делает) 9) Может рассказать об изображённом на картине. 2 Чтение художественной литературы. 1) Может прочитать наизусть стихотворение при помощи взрослого. 2) Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы. 3) Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного и с наглядным сопровождением. 4) Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах. 2. Знакомство с литературой по данной теме Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников». – М. Просвещение, 1991г.
Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. М. МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2008г.
Шорохова О. А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). – М. : Просвещение, 2006г.
3. Планирование работы на учебный год
- Работа с детьми Сентябрь 1) Мониторинг 2 Чтение русской народной сказки «Колобок». 3) Чтение русской народной сказки «Петушок золотой гребешок». 4) Чтение потешки «Дождик». Октябрь 1) Чтение русской народной сказки «Репка». 2) Показ настольного театра «Репка». 3) Игра- имитация «Бычок». Ноябрь 1) Чтение сказки «Малыши и мамы». 2) Игра – имитация «Коза рогатая». Декабрь 1) Чтение сказки «Теремок». 2) Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с использованием театральных атрибутов. 3) Чтение потешки «Водичка». Январь 1) Драматизация по русской народной сказке «Курочка Ряба». 2) Чтение художественных произведений, сказок стихов. 3) Игра – имитация «Мишка косолапый». Февраль 1) Чтение художественных произведений, сказок стихов. 2) Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». 3) Чтение потешки «Утреннее приветствие». Март 1) Прослушивание аудиозаписей на тему «Как герои детских сказок разговаривают». 2) Чтение сказки «Лисичка со скалочкой». 3) Игра и имитация «Мы делили апельсин». Апрель 1)Подготовка к открытому показу для педагогов русской народной сказки «Репка». 2) Игра- имитация «Вышли дети в садик». (по стихотворению Л. Кондратенко) Май 1) Чтение потешки «Лягушки». 2) Повторение всех русских народных сказок
-Работа с родителями Сентябрь Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети». Октябрь Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребенка к театру?» Ноябрь Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей. Декабрь Оформление стендовой информации по речевому развитию детей раннего возраста. Конкурс для родителей на самую лучшую новогоднюю игрушку по русским народным сказкам». Январь Наглядный материал для родителей. Февраль Памятка для родителей «Как читать детям». Март Клуб Молодая семья «Проект на тему «Театрализованная деятельность как средство коммуникативного развития детей раннего возраста». Апрель Изготовление родителями костюмов к открытой драматизации к русской народной сказке «Репка». Май Родительское собрание.
-Работа с педагогами Октябрь Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста». Апрель Для педагогов «Показ русской народной сказки «Репка».
4. Пополнение предмено-развивающей среды
Сентябрь
1. Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряжения.
2 Изготовление необходимого материала для прочтения сказки (персонажи, наглядный материал). 5)Пополнение центра речевого развития. 6) Пополнение картотеки потешек и двигательно-речевых игр для детей раннего возраста. Октябрь 1) Изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей 1,5-2 лет).Картотеки двигательно-речевых игр и потешек. 2) Разработка конспектов НОД с использованием приемов театрализации «Репка», «Теремок».
Ноябрь 1) Изготовление масок «Колобок» для самостоятельной игры детей. 2) Оформление стендовой информации по речевому развитию детей раннего возраста. Январь Наглядный материал для родителей. Февраль 1) Консультации с родителями по результатам, оформление стендовой информации по речевому развитию детей раннего возраста. 3) Оформление стенда, папка передвижка.
Март Изготовление необходимого атрибута к драматизации.
Апрель Подобрать необходимые аудиозаписи для прослушивание детских сказок.
5. Самообразование 1) Проект на клуб молодая семья «Театрализованная деятельность как средство коммуникативного развития детей раннего возраста». 2) Методическая разработка перспективного планирования на сайте maam.ru 3) Открытое мероприятие для педагогов ДОУ «Драматизация по русской народной сказке «Репка». 4) Публикация на сайте «Парад талантов». 6. Литература 1 Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников». – М. : Просвещение, 1991г. 2 Грушина Л. В. «Театр на пальчиках». – М. : Просвещение, 2005г. 3 Дащенко Л. М. «Театр кукол». – Санкт – Петербург «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2007г. 4 Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно – образовательной работе детского сада» - М. : МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2016г. 5 Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. – М. : МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2008г. 6 Картушина М. Ю. «Развлечения для самых маленьких». – М. : МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2010г. 7 Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «сфера», 2013г. 8 Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра». – М. : Айрис- пресс, 2008 9 Шорохова О. А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). – М. : Просвещение, 2006г. 10 Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». – М. : Аркти, 2010 11 Полозова О. «Значение театрализованных игр»//Дошкольное воспитание//, 2011.- №12 12 Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М. : МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2014г.
7. Описание практической деятельности (конспекты, фотоотчеты и т. д.)