Надежда Шихова
Консультация по обучению рассказыванию дошкольников с ОВЗ (ЗПР) «Составление описательных рассказов»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по обучению рассказыванию дошкольников с ОВЗ (ЗПР) «Составление описательных рассказов с использованием символических планов и моделирования»
. [/b]
Формирование речевой деятельности воспитанников с задержкой психического развития носит специфический характер. У всех детей словарный запас сужен, особенно активный. Объем понятий недостаточен, а иногда содержание понятий просто ошибочно. У таких детей затруднено формирование эмпирических грамматических обобщений. По-иному происходит становление словообразовательной системы языка. Отстает развитие способности осознавать речевую действительность как что-то отличное от предметного мира. Ряд грамматических категорий в их речи отсутствует. Для речевой деятельности характерна недостаточность монологической речи.
Публикация «Консультация по обучению рассказыванию дошкольников с ОВЗ (ЗПР) „Составление описательных рассказов“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Осуществление указанных специальных задач обучения рассказыванию связывается с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.
Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания должна строиться с учетом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателей группы.
Как отмечалив своих работах Л. С. Выготский и А. Р. Лурия: «Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это различные наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.)». Как установлено в исследованиях психологов Л. Венгер, А. Запорожца, Ж. Пиаже и др., главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Чтобы развить у ребёнка воображение, способность к замещению и преобразованиям, умение находить взаимосвязи, необходимо учить его понимать графические аналогии.
Графическая аналогия – умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов, отражать им общие признаки объекта, пользоваться «заместителями».
По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи (О. М. Дьяченко, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко и др.). Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов, поэтому они успешно используются в практике.
Учитывая психические особенности воспитанников с ЗПР, опираясь на опыт работы с такими детьми, обучение детей специальным способам и приёмам преобразования образов в графические символы, абстрактных символов в образы следует начинать в средней группе на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Обучение составлению описательных рассказов.
Остановимся на некоторых видах работ, формирующих у дошкольников с ЗПР умение использовать в своей речи описательные рассказы, характеризующие предметы, явления и т. п.
Подготовительный этап (младший и средний возраст).
Дети знакомятся с окружающим не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, при помощи прочитанных им стихов и сказок. Сказки играют очень важную роль в жизни ребёнка: он сопереживает героям, разделяет их эмоции, «живёт» вместе с персонажами в мире сказки. Ему легче устанавливать ассоциативные связи, используя понятных и любимых сказочных персонажей. В средней группе дети начинают учиться «зарисовывать», своеобразно кодировать содержание сказок. Сначала педагог предлагает детям вместе «нарисовать книгу любимых сказок для малышей, которые не умеют читать». Дети просто рисуют иллюстрации к сказкам (Это обложки к книге). Затем совместно с педагогом дети рисуют мнемодорожки к коротким знакомым сказкам. Для более продуктивной работы по рисованию мнемодорожек дети заранее знакомятся с символическими, схематичными изображениями разных персонажей, которые часто встречаются в сказках, потешках. Впоследствии, в более старшем возрасте, дети легко оперируют этими графическими символами. Например:
«Зайчик» - две параллельные линии (длинные ушки,
«Лиса» - треугольники или углы (ушки на макушке,
«Волк» - острый угол с «зубищами» и т. д.
Подобные символы, смысл которых дети хорошо понимают и усваивают, помогают впоследствии легко запоминать и воспроизводить мнемотаблицы, коллажи, использовать другие, более абстрактные символы. Работа с символами проводится также на занятиях по конструированию, развитию элементарных математических представлений. На занятиях по конструированию дети учатся выполнять задания по рисунку, расставлять игрушечную мебель по схеме-плану, подбирать и составлять различные элементы по контурному изображению. Подобные занятия позволяют научить детей соотносить предметы и изображения, графические символы и реальные объекты, в дальнейшем использовать эти умения в составлении графических и символических планов к различным описательным рассказам.
Старший возраст.
В ходе специальной работы по этому разделу педагогами решаются следующие задачи:
-формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-высказывания;
-формирование обобщённых представлений о построении описания предмета с опорой на символический план;
-овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания;
-практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений.
В процессе обучения выделяются следующие виды работы:
- подготовительные упражнения к описанию предметов;
- формирование первоначальных навыков самостоятельного описания с опорой на символический план;
- описание предметов по основным признакам;
-обучение развёрнутому описанию предмета
- закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий.
В старшей группе особое внимание следует уделять развитию у детей целенаправленного сенсорного восприятия и элементарного анализа воспринимаемого предмета; формированию установки на использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; овладению необходимыми лексико-грамматическими средствами.
Работа на этом этапе включает:
- упражнения на узнавание предмета по его описанию;
- сравнение предметов по существенным признакам;
- упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на зрительное и тактильное восприятие предмета (в соответствии с программой обучения детей).
Узнавание предмета по его описанию проводится в игровой форме с использованием игр-лото, игрушек и муляжей предметов.
Упражнения в отгадывании загадок, включающих ритмизованные (стихотворные) описания предметов, проводят с использованием как натуральных предметов и игрушек, так и игровых пособий – лото, электровикторин и др. После отгадывания загадок дети выделяют признаки предмета, о котором говорилось в загадке.
При проведении упражнений на сравнение предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета, и других отличительных признаков. Вначале необходимо упражнять детей в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком (например, мячи, пирамидки разного цвета, но одинаковой величины); затем сравнивать предметы, относящиеся к одной тематической группе.
В старшей группе дети учатся составлять описательные рассказы по конкретным объектам и их изображениям (темы: «Игрушки», «Мебель», «Овощи» и т. д.). Для обучения используются следующие примерные схемы:
цвет – разноцветные пятна, величина – большой и маленький квадраты, форма – разные фигуры, ощущения – ладошка.
Подобная символическая схема позволяет успешно рассказать о тарелке, огурце, шкафе и других предметах. Дети используют её как своеобразный план, учатся применять при составлении описательного рассказа слова, обозначающие качества предметов. Постепенно можно дополнять эту схему другими значками-символами (разделив следующую клеточку на части, рассказать о деталях описываемого предмета, добавить символ руки и рассказать, какой это предмет на ощупь и т. д.).
В подготовительной к школе группе при составлении описательных рассказов по теме «Животные» можно применять следующие примерные символические планы: символы, обозначающие форму, цвет, различные линии и полоски, обозначающие шерсть, количество лап и когтей, и т. п.
«Это кошка. У неё на туловище красивая, блестящая шерсть, четыре лапки с острыми когтями. На голове у кошки два остреньких ушка, два глаза и длинные усы. Она мягкая и пушистая, умеет петь песенку и мяукать. Кошка любит пить молоко, есть колбасу и рыбу, ловит мышей.»
Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные этапы описания. Интересный опыт применения подобных схем изложен в статье Т. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».
Лист картона 45х30 см делится на квадраты по количеству признаков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. Для описания игрушек, например, предлагаются 6 квадратов: 1) цвет (цветовые пятна); 2) форма (несколько геометрических фигур); 3) величина (два мяча разной величины); 4) материал (наклеенные фольга, дерево); 5) части игрушки (пирамидка с разобранными кольцами); 6) действия с игрушкой (рука с разведенными пальцами). Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания.
Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.
Последующее обучение предусматривает переход от составления детьми (с помощью педагога) описания простого предмета к более самостоятельным и развёрнутым высказываниям (описание по вопросам, по плану-схеме; без предваряющего плана, с опорой только на образец). Далее переходят к описанию предметов по плану. Дети усваивают определённую схему высказывания; у них формируются представления об основных структурных частях текста-описания.
1) Определение предмета.
2) Отличительные признаки – форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии; место произрастания.
3) Предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе.
Для предметов других групп в схему описания вводятся такие содержательные элементы, как указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его деталей. С учётом указанных элементов составляется образец и предваряющий вопросный план описания. В зависимости от особенностей строения предмета, пространственного расположения его частей детям предлагается определённый порядок его рассматривания и описания.
На подгрупповых занятиях подробно разбирается символика предложенной схемы, дети составляют описательные рассказы по отдельным строчкам (один ребёнок рассказывает о том, что мы видим, другой – что ощущаем на ощупь и т. д., а на индивидуальных занятиях уже каждый ребёнок составляет полный описательный рассказ.
Аналогично проводилось обучение детей способам синонимической связи. Этой работе предшествовали упражнения на подбор синонимов «Назови по-другому». Синонимическую связь в описании демонстрировали на знакомом детям рассказе.
В последующей работе можно предлагать детям использовать эти схемы, планы и модели при составлении рассказов по сюжетным картинам. Например, по картине «Кошка с котятами» сначала можно предложить каждому ребенку описать понравившегося ему котенка, кому-то – описать кошку, а затем по очереди рассказать про всю картину.
В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.
Работа по развитию описательной речи при помощи символических планов и моделирования ведётся в течение всего периода пребывания детей в детском саду. Но следует отметить, что низкий уровень анализа и словесных обобщений у детей с ЗПР препятствует образованию адекватных связей между наглядным и вербальным материалом. Работа по формированию навыков замещения, кодирования (декодирования, схематизации и моделирования постоянно проводится на всех подгрупповых и индивидуальных занятиях в той или иной мере всеми специалистами.
Можно с уверенностью отметить: использование графических символов, моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных текстов, их связностью. Анализ рассказов выпускников подготовительной группы выявляет их улучшение почти по всем показателям: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывают игрушки, животных, плоды; описания становятся более подробными у всех воспитанников, многие овладевают структурой, логикой и связностью описания.