Урса Монгуш
Методическая разработка «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей.
Музыкально - дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: обучающая задача, игровые действия, правила.
Цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в детском саду.
Публикация «Методическая разработка „Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Музыкально-дидактические игры развивают музыкальные способности детей (слух, намять, ритм, эмоциональную отзывчивость).
Развивают творческие способности дошкольников.
Развивают сенсорные способности, то есть способности ощущать, различать свойства музыкальных звуков (высоту, длительность, громкость, тембр).
Помогают в игровой, доступной форме усвоить основные выразительные средства музыки, различать музыкальные произведения но жанру, форме, характеру.
Требования к играм
Музыкально-дидактические игры имеют свой игровой сюжет, игровые действия, правила, которые необходимо соблюдать. Игры должны быть просты, доступны, занимательны, красочно и эстетически оформлены. Карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественны, точно соответствующими содержанию игры. Важно вызвать у детей желание играть.
Методика освоения музыкально-дидактических игр.
Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтажное освоение музыкально-дидактических игр.
На первом этапе дети знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры. (3-4 занятия по 2 - 4 минуты).
На втором этапе (также 3-4 занятия) дети знакомятся с внешним видом игры, её содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.
На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей. Происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством воспитателя, роль которого на данном этапе активная.
На четвертом этапе дети самостоятельно используют игры. Но это не означает, что дети, играя, должны быть предоставлены сами себе. Воспитатель наблюдает за ходом игры, регулирует коллективные взаимоотношения детей.
Играть в музыкально-дидактические игры можно после дневного отдыха, в летний период - на участке детского сада в часы, отведённые для игр.
Виды музыкально - дидактических игр :
1. Игры, развивающие звуковысотный слух детей;
2. Игры, развивающие чувство ритма;
3. Игры, развивающие тембровый слух;
4. Игры, развивающие динамический слух;
5. Игры, развивающие ладотональный слух;
6. Игры, развивающие представления о содержании, жанрах, выразительных средствах музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов исполнительской деятельности детей. Дети играют знакомые попевки, аккомпанируют свое во время пения, сочиняют свои марши, танцы, передают различные музыкальные образы.
Задачи обучения:
1. Познакомить детей с названиями инструментов, их устройством, характером звучания.
2. Учить правильным приёмам игры на разных музыкальных инструментах.
3. Развивать навыки игры в ансамбле, оркестре.
4. Развивать музыкальные (слух, память, ритм, эмоциональную отзывчивость, творческие, сенсорные способности (особенно ощущение тембра).
Для развития творческих способностей используются инструментальные импровизации, творческие задания, музыкально- дидактические игры, озвучивание сказок, сочинение музыкальных рассказов.
Импровизация - вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения.
Воспитатель может использовать игру на детских музыкальных инструментах с дошкольниками в часы досуга.
Музыкальный рассказ
Цель: познакомить детей с тембром детских музыкальных инструментов, отражающих эмоционально-образное содержание рассказа.
Методика проведения.
1. Педагог выразительно читает рассказ.
2. Дети вместе с педагогом выбирают инструменты, соответствующие содержанию рассказа.
3. При повторном чтении дети озвучивают рассказ.
4. Воспитатель предлагает сочинить свой рассказ или сказку, используя детские музыкальные инструменты.
«В лесу»
В лесу стоял жаркий летний день. Красиво и весело пели птицы (бубен -встряхивание). А самым главным музыкантом было солнышко (румба - встряхивание). Его лучики весело играли на деревьях и цветах (румба - покачивание).
Дятел сидел на стволе большого дерева и стучал по коре, уничтожая вредных жучков (деревянные палочки или кубики). Но вот прилетела кукушка, села на соседней ветке и заворчала: «Что ты всё стучишь да стучишь? Только лесную музыку портишь, лучше послушай, как я пою». И закуковала (игра на металлофоне через одну пластинку вниз). И стали они спорить друг с другом (те же инструменты - по очереди).
Вдруг раздалась нежная песенка. Это пел голубой колокольчик (импровизация на металлофоне или колокольчике).
В лесу жил ещё один музыкант-невидимка. Как вы думаете, кто это? Подует он тихо на дерево, и зашумят листочки (тихо на маракасе). А когда бывает сердитым, то листочки шумят так сильно и громко (2 маракаса - громко, что заглушают пение птиц (звучат бубен и маракасы одновременно).
Но вот ветер неожиданно улетел, и листочки успокоились (тихо - один маракас) и только песенка дятла ещё долго раздавалась в лесу (кубики).
Музыкально-дидактические игры, развивающие звуковысотный слух детей.
Музыка - это искусство звуков. Любая мелодия складывается из звуков различной высоты. Важно развивать звуковысотный слух у детей, так как без понимания звуковысотного движения, без различения движения голоса в мелодии нельзя осмысленно воспринимать музыку и трудно правильно воспроизводить мелодию.
Развитие звуковысотного слуха требует постоянной работы с детьми: от первоначального различения звуков по высоте к последующему осознанию направления движения мелодии и воспроизведению её голосом и на музыкальных инструментах. Используются различные направления: зрительная и слуховая наглядность, моделирование направления движения мелодии, воспроизведение её голосом, игра на детских музыкальных инструментах различные творческие задания, импровизации.
На первом этапе дети учатся различать яркие регистровые контрасты, например, медведь характеризуется низким регистром, птички летают - высоким; в сказке «Волк и семеро козлят» волк поёт низким голосом, коза - высоким.
В младшем возрасте дети учатся различать «до»1 - «до»2 октавы. Задания усложняются, ставится новая задача, не только различать звуки по высоте, но и воспроизводить их голосом, чисто интонировать, например игра.
«ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»
для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: развивать у детей звуковысотный слух, учить различать звуки по высоте, чисто интонировать «до»1 - «до»2 октавы.
Игровой материал. 4 больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены: курица, утка, гусь, птица; на маленьких - цыплята, утята, гусята, птенчики в гнёздышке, металлофон.
Методика проведения. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, утка с утятами, гусь с гусятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошёл дождь, и все спрятались. Мамы птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей курица (показывает картинку) : «Ко-ко-ко, Ко-ко-ко» (поёт до первой октавы, одновременно играя на металлофоне). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поднимают их и тоненько отвечают: «Пи-пи-пи, Пи- пи- пи» (поют до второй октавы, воспитатель помогает на металлофоне). Воспитатель забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась курочка, что нашла своих цыплят». Вышла мама - утка и тоже стала звать своих детей : «Кря-кря-кря, Кря- кря-кря». Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.
На последующих занятиях воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки (до 1 или до 2 октавы, дети угадывают: поют мамы птицы или их детки.