Попова Ирина Сергеевна
Конспект занятия «Перелетные птицы»
Тема занятия : «Перелетные птицы»
Цель: уточнить, расширить и закрепить представления о перелетных птицах, о их жизни в весенний период.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Закреплять навык связного последовательного пересказа; развивать связную речь, умение пересказывать небольшой рассказ; расширять словарный запас, отвечать на вопросы полным ответом. Совершенствовать навык звукового анализа.
1. Развивающие:
Продолжать развивать логическое мышление детей, умение отгадывать
загадки о птицах.
1. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к птицам.
Ход занятия.
Воспитатель: Вот и пришла долгожданная весна. С давних пор повелось на русской земле славить приход весны песнями, играми и хороводами зазывать птиц. Складывали пословицы и поговорки о весне. Давайте с вами вспомним поговорки о весне. (ответы детей)
Как зима не злится, а весне покорится.
Вода с гор потекла, весну принесла.
Грач на горе – весна во дворе.
Увидел скворца – весна у крыльца!
Воспитатель: Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Слышите, как чудесно поют птицы? (звучит запись голосов птиц)
А вы их видите?
Дети: Нет.
Скажите дети, как называются птицы, которые улетали от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам?
Дети: Перелётные птицы.
Воспитатель: Вы догадались, о ком сегодня мы будем говорить? (да, мы будем говорить о перелётных птицах).
Я буду вам загадывать загадки, а вы их будете отгадывать.
Посмотрите, какое у нас с вами необычное дерево. Птичек на нём нет.
-Дети, что у нас на дереве? (У нас на дереве звуковые схемы)
-Правильно, ребята. Вы будете отгадывать загадки и сажать птичку на то место, куда укажет схема.
-Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
Дети: скворец
Воспитатель: Правильно, а где же у нас будет жить скворец?
Дети: Скворец будет жить на этой веточке, потому что эта звуковая схема скворца.
Воспитатель: Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей - перелетных птиц. Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались на дереве, а, чтобы найти их, вам нужно отгадать следующие загадки.
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной. (соловей)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
Прилетает к нам с теплом.
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
- Почему ты туда посадил ласточку?
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет,
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют? (жаворонок)
Этот старый наш знакомый:
он живёт на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками
К болоту. (аист)
Воспитатель: Давайте рассмотрим это дерево. Скажите, какие перелетные птицы к нам прилетели?
Дети. К нам прилетели соловей, грач, ласточка, аист, кукушка, жаворонок.
Воспитатель: Скажите, какая из птиц сидит на дереве высоко?
Дети: Высоко на дереве сидит грач.
Воспитатель: Какая птица сидят на ветке справа?
Дети: Справа на дереве сидит соловей.
Воспитатель: Какие птицы сидят на ветке слева?
Дети: Слева сидят скворец и кукушка.
Воспитатель: Что находится перед деревом?
Дети: Перед деревом в траве – гнездо жаворонка
Воспитатель: Что расположено слева от дерева?
Дети: Слева от дерева расположена мельница.
Воспитатель: Где расположился аист?
Дети: Аист расположился в гнезде на крыше домика.
Воспитатель: Где находится гнездо ласточки?
Дети: Гнездо ласточки находится под крышей домика.
- Скажите в своих предложениях ответах, какие вы использовали предлоги?
(ответы детей)
Воспитатель: Звонкими песнями наполнилась природа. Послушайте как поют птицы. (звучит запись голосов птиц)
Воспитатель: Подскажите как поют.
Воспитатель: Дети:
Грачи -…каркают
Гуси -. гогочут
Соловьи -. свистят
Ласточки -. щебечут
Журавли -. курлычат
Лебеди -. трубят
Кукушки -. кукуют
Аисты -. трещат
Воспитатель: А скворец подражает голосам всех птиц! Вот такой он певец!
Физкульминутка «Возвращаются певцы».
-Мы немного устали и сейчас отдохнём. Выходите на ковёр (дети выходят на ковёр).
От полуденных лучей (Бегут по кругу)
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький (Приседают)
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы – Встают, машут руками, как крыльями
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы (Кружатся на месте)
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд (4 прыжка)
Занялись устройством гнёзд :
Носят, носят в домики (Шагают на месте)
Птицы по соломинке. (Вытянуть вперёд сначала правую, потом левую руку)
Воспитатель: Предлагаю послушать рассказ Юрия Баркова «Незваная гостья» об обитателях скворечника.
Небо голубое. На дорогах сверкают лужи, а воздух пахнет талой землёй и почему-то арбузными корками.
Самое время скворцам прилетать! Но сколько раз я ни вставал спозаранок, сколько ни прислушивался к птичьим голосам, так скворцов и не видел. А как-то поутру подул тёплый ветер, показалось солнце и откуда-то сверху послышался тихий, протяжный свист.
«Неужели скворцы!» Я глянул вверх и заметил на берёзе пять чёрных птиц. Они неподвижно сидели на ветке у самой вершины. Потом переполошились, закричали, разом снялись с дерева и полетели к реке.
А потом, спустя полчаса снова пожаловали к нам в сад. Стали проверять свои прошлогодние квартиры, выбрасывать из них сор, куриные перья.
Но что такое?
Один чёрный вертлявый скворец места себе не найдёт. С опаской поглядывает то на меня, то на свой дом на берёзе, а внутрь залезть побаивается: «Может, там кто поселился?» И правда, вскоре из летка показалась тёмная мордочка.
Я схватил палку и постучал по стволу: «Вылезай-ка живей!»
И тут из скворечника выпрыгнула белка. Взвилась по стволу кверху, прыгнула на сарай и ускакала. Пусть непоседа в лесу живёт. Там, в ельнике, ей места хватит.
- Почему рассказ называется «Незваная гостья»?
- Кто эта гостья?
- В чей домик она забралась?
- Что там произошло? (Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю пересказать этот рассказ своими словами.
Ребята подходит ли к этому рассказу пословица: «Каждая птица свое гнездо защищает»? (Рассуждения детей)
- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?
На этом занятие закончено. Молодцы.