Елена Александровна Назарова
Конспект открытого занятия «Здоровьесберегающие технологии на занятиях вокала»
«Закаляйся, если хочешь быть здоров!»
Открытое занятие
предмет: вокал (3 год обучения)
Тема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала.
Цель: – Осознание учащимися значения правильного дыхания для успешного обучения на занятиях, роли правильной осанки и опоры дыхания для укрепления физического здоровья подрастающего поколения.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект открытого занятия „Здоровьесберегающие технологии на занятиях вокала“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
– приобретение новых знаний о дыхательном аппарате и о необходимых условиях поддержания его здорового состояния,
– этапы и особенности детского восприятия дыхательной гимнастики,
– разучивание новых игр и вокальных упражнений, способствующих раскрытию темы.
Воспитательные:
– развитие чувства единства с учителем при проведении открытого занятия,
– развитие чувства товарищества и взаимопомощи в условиях совместного обучения,
- воспитание здоровой и физически развитой личности.
Развивающие:
– развитие умственной активности при ответах на вопросы педагога,
– развитие навыков концентрации внимания,
– развитие навыков единой дыхательной техники,
– развитие правильного дыхания на основе дидактического песенного материала.
Тип урока: интегрированное занятие по вокалу
Наглядные средства:
1. авторское методическое пособие педагога С. Н. Науменко «Волшебная Азбука» с текстами распевов,
2. картинки к вокальному упражнению «Гласные буквы» с изображением духовых деревянных инструментов: флейта, фагот, гобой, кларнет.
3. CD – диски авторских песен «Есть сказка одна…»
4. Плакат – пособие: «Грудная клетка певца, вокалиста»
Технические средства
1. типовой учебный класс
2. пианино,
3. классная доска, мел.
4. фотоаппарат
Методическая литература для разработки занятия, включая УМК студии «Модерн».
1. Науменко С. «Волшебная Азбука в легендах, стихах и музыке», самиздат, СПб, 2009 г.
2. Рыжкова–Гришина Л. В. «Волшебный букварь», «Гармония», тверская обл. типография, 2004 г.
3. Русские народные сказки, легенды, предания, М., «Астрель», «АСТ», 2004 г.
4. «Поэтические образы в славянской мифологии. Пословицы и поговорки», 2010 г.
План открытого занятия
(45 минут)
1. Организационный момент – (1 мин.)
– Представление педагогом музыки концертмейстера и обучающихся эстрадно-вокальной студии «Модерн» ДДТ «Ораниенбаум»,
– Объявление темы: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала.
2. Развитие голосовых возможностей учащихся. Дыхательная гимнастика. Особенности формирования правильного дыхания. Распевы: – (12 мин.)
- Дыхательная гимнастика (7 мин)
• Упражнение №1 «Вдох и выдох, кулачки».
• Упражнение №2 «Плечики - кузнечики». Упражнение на тренировку грудного отдела позвоночника и
• Упражнение №3 «Юные помощники. Стрика белья».
• Упражнение №4 «Юные помощники. Сушилка».
• Упражнение №5 «Юные помощники. Гладильная доска».
- Развитие голосовых возможностей учащихся на примере авторских распевов по методике С. Науменко (5 мин)
• – «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ», «УК упругий», «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО». Концертмейстер: Хохулина А. М.
3. Изложение нового тематического материала: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. (12 мин.)
Таблица типов дыхания. (5 мин.)
• Костальное дыхание
• Грудное дыхание
• Косто-абдоминальное (грудобрюшное) дыхание
• Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание.
Особенности неправильного детского дыхания. (2 мин.)
Отработка певческого дыхания. (5 мин.)
Песня Исаака Дунаевского «Спортивный марш». Исполнение 1 куплета с припевом под фортепиано, концертмейстер: Хохулина А. М.
4. Физкульт – минутка. (5 мин.)
Музыкальная игра «Самый ловкий»
5. Создание проблемной ситуации – (5 мин.)
Вопросы педагога.
6. Практическая работа. Разучивание вокального произведения– (5 мин.)
Эстрадно – вокальное произведение «Лебедь - Лебединочка» сл. и муз. С. Науменко. Разучивание 2 куплета и припева. Концертмейстер: Хохулина А. М.
7. Подведение итогов: Анкетирование обучающихся– (3 мин.)
8. Домашнее задание. (2 мин)
(45 минут)
1. Организационный момент – (1 мин.)
– Представление педагогом музыки концертмейстера и обучающихся эстрадно-вокальной студии «Модерн» ДДТ «Ораниенбаум»,
– Объявление темы: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала.
2. Развитие голосовых возможностей учащихся. Дыхательная гимнастика. Особенности формирования правильного дыхания. Распевы: – (12 мин.)
- Дыхательная гимнастика (7 мин)
• Упражнение №1 «Вдох и выдох, кулачки». Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
• Упражнение №2 «Плечики - кузнечики». Упражнение на тренировку грудного отдела позвоночника и раскрепощение мышц плечевого каркаса.
• Упражнение №3 «Юные помощники. Стрика белья». Упражнение на тренировку брюшного пресса и ровного выдоха.
• Упражнение №4 «Юные помощники. Сушилка». Упражнение на растяжку костно-мышечного аппарата певца.
• Упражнение №5 «Юные помощники. Гладильная доска». Упражнение на постановку правильного диафрагмального дыхания и координации рук.
Задача педагога и учащихся: Вдох берется резко, достаточно глубоко, с ощущением «полузевка» носом. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется процесс выдоха.
- Развитие голосовых возможностей учащихся на примере авторских распевов по методике С. Науменко (5 мин)
• – «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ», «УК упругий», «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО». Концертмейстер: Хохулина А. М.
Задача педагога и учащихся: Внимание на осознанный вдох в начале музыкальной фразы. Правильно наладить вдох и голосообразование в пении распевов. Голосообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличии от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию. Правильное пение и интонирование мелодии. Внимание на текст, правильно назвать древние буквы распева.
3. Изложение нового тематического материала: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. (12 мин.)
Таблица типов дыхания. (5 мин.)
- Дыхание – это энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно управляется.
- Виды дыхания: нижнерёберное и верхнерёберное. Опора дыхания. Напряжение вдыхательных и выдыхательных мышц является необходимым условием нормального функционирования голосового аппарата.
Различают следующие типы дыхания:
• Костальное (ключичное, верхне-грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.
• Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.
• Косто-абдоминальное (грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.
• Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.
Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.
Особенности неправильного детского дыхания. (2 мин.)
-У певца, прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания.
Неправильными движением при вдохе и выдохе являются:
1) привычка поднимать плечи при вдохе - это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием;
2) порывистые, судорожные вдохи, которые довольно часто наблюдаются у детей;
3) быстрое «сжатие» стенок грудной клетки при выдохе. Это недопустимо, ибо указывает на то, что обучающийся, не сохраняет правильной позиции во время пения и потому опора отсутствует.
Отработка певческого дыхания. (5 мин.)
Отработка певческого дыхания на примере песни Исаака Дунаевского «Спортивный марш». Исполнение 1 куплета с припевом под фортепиано, концертмейстер: Хохулина А. М.
Задача педагога и учащихся: Активизация правильного вдоха в соотношении с выдохом. Активная атака звука. Устойчивое пение фразировок. Правильная осанка певца. Снятие мышечных спазмов и барьеров у учащейся в процессе работы над произведением.
И. Дунаевский «Спортивный марш»
Ну-ка, солнце, ярче брызни,
Золотыми лучами обжигай!
Эй, товарищ! Больше жизни!
Поспевай, не задерживай, шагай!
Припев:
Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жары и ни холода,
Закаляйся, как сталь!
4. Физкульт – минутка. (5 мин.)
Музыкальная игра «Самый ловкий»
5. Создание проблемной ситуации – (5 мин.)
Вопросы педагога:
– Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания? – ответы учащихся:
(концентрация внимания, быстрый вдох, задержка дыхания, медленный выдох,
– Что влияет на дыхание? – ответы учащихся:
(болезни, осанка, постоянная тренировка на занятиях, концентрация,
– Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее? – ответы учащихся:
(развивается грудная клетка, дыхание устойчивое, пластичное, ровное)
- Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца? – ответы учащихся:
(косто - абдоминальное, абдоминальное)
Задача педагога: Развитие умственной активности, активизация памяти обучающихся.
6. Практическая работа. Разучивание вокального произведения– (5 мин.)
Эстрадно – вокальное произведение «Лебедь - Лебединочка» слова и музыка С. Науменко. Разучивание 2 куплета и припева. Солистка: Мельничук Елена и ансамбль «Модерн». Концертмейстер: Хохулина А. М.
Задача педагога и учащихся: Работа над правильным бесшумным вдохом, задержкой дыхания и медленным выдохом.
7. Подведение итогов: Анкетирование обучающихся– (3 мин.)
Задача педагога: Вспомнить содержание занятия, отметить лучшие его моменты, поблагодарить воспитанников.
8. Домашнее задание. (2 мин)
Домашнее задание: Выучить любое наиболее понравившееся стихотворение о
спорте или здоровом образе жизни. Повторить упражнение на вдох и выдох.