Гриненко Елена
Методическая разработка открытого музыкального занятия «Путешествие в сказочный Бусоград»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого занятия, проводимого мною в рамках конкурса "Педагог года" в ноябре 2019 г.
Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)
Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в сказочный Бусоград»
Подготовительная к школе группа
Технологическая карта НОД
Художественно-эстетическое развитие
Раздел: музыка
Тема: «Путешествие в сказочный Бусоград»
Темочки:
- Бусоград. Образовательная технология
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Цель: Обеспечить выполнение требований ФГОС ДО, формирование чувственно-эмоциональной сферы дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие: вызывать интерес к музицированию через игровую деятельность; развивать умение понимать смысл музыкального фрагмента, определять его характер; развитие интонационного, тембрового слуха через игру на музыкальных инструментах; формировать певческие навыки (дыхание, артикуляция); расширять диапазон детского голоса, переходить из одного речевого режима в другой при помощи вокальных упражнений В. Емельянова; поощрять сочинение простейших мелодий; развитие двигательных ощущений через пластическую импровизацию, как спонтанный отклик на музыку, выразительно передавать в движении ритмический рисунок, музыкальный образ («Рисуем музыку осени»); развитие навыков импровизации (танцевальная, инструментальная, творческая); создание предпосылок к формированию творческого мышления.
Социально-коммуникативное развитие: формировать взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; развивать потребности в самовыражении через коллективное и индивидуальное творчество.
Познавательное развитие: уточнить представления детей о признаках осени; расширять знания дошкольников об оркестре.
Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь детей (дирижер, перкуссионный оркестр, композитор).
Физическое развитие: развивать двигательную деятельность, крупную и мелкую моторику, координацию движений; развитие тактильных ощущений (ритмическая пульсация) через звучащие жесты.
Форма организации: групповая, коллективная.
Форма проведения: игра-путешествие.
Составила Гриненко Е. Н., музыкальный руководитель МКДОУ «Чесменский детский сад «Малышок».
Используемый материал и оборудование
Наглядные: цветные газовые платочки, набор перкуссии, бусы разных цветов и длинны, браслеты.
Мультимедийные: презентация, мультимедийный экран, проектор, ноутбук, фонограммы, видеоролик.
Литературные: стихотворения об осени.
Музыкальные: «Сказка, приходи» Вл. Дашкевича, «Танец ткачей» французская нар. м., «Осень» А. Вивальди, «Осенняя песнь» П. Чайковского, «Popcorn» Space, «На горе-то калина» русская народная песня
Этапы деятельности. Мотивационно-побудительный
Музыкальное приветствие
. [/i]
(Звучит фон. «Сказка, приходи», дети произвольно заходят в зал. (Слайд 1)
М. р. – Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас приветствовать! Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам. Давайте с ними поздороваемся.
Дети - «Здравствуйте, гости».
Коммуникативная игра-знакомство «Как тебя зовут?»
М. р. - Предлагаю вам поиграть в игру «Знакомство». Вы будете называть свое имя ласково и сопровождать его звучащими жестами.
- (поёт) Здравствуйте, ребята! Как вас всех зовут?
Каждый по очереди отвечает, сопровождая имя показом звучащих жестов: «Меня зовут Све-то-чка» (хлоп, хлоп, шлёп)…(Дети слушают и повторяют ритмический рисунок приветствия ведущего.)
Звучит волшебная музыка, на экране появляется изображение замка Феи Бусины Слайд 2
- Ребята, это сказочный город Бусоград! Здесь каждый дом декорирован бусинами. Жители очень заботятся о красоте в своем городе, улицы его всегда выглядят празднично и ярко. Каждое утро на главной площади города жителей встречают удивительные картины, выставки их постоянно меняются, потому что каждый в этом городе – художник. А вы хотели бы побывать в этом городе? Тогда отправляемся в путь.
Игра с текстом
На экране появляется изображение парусника. Слайд3
М. р. Начнём своё путешествие на вот этом красивом корабле. Что же, собираемся в дорогу.
Чемоданы собираем (кладут ладошку на ладошку)
И в кораблик загружаем.
Пассажиры суетятся (делают «моталочку»,
На сидения садятся. (Хлопают в ладоши)
Уплываем, уплываем (машут правой, левой рукой, прощаются…
Телеграммы посылаем. (Стучат кулачком правой руки по ладони левой)
Вот причал (Поднимают руки вверх) –
Нас Фея ждёт (Опускают руки на колени)
Мы поехали! Вперёд!
(Дети повторяют слова с движениями за педагогом)
Организационно-поисковый Музыкально-игровая импровизация
М. Р. - Предлагаю всем занять свои места. А чтобы наше путешествие прошло незаметно, предлагаю танцевать весёлый танец. Нужно быть очень внимательными и повторять ритмический рисунок звучащими жестами, глядя на меня.
Выполняются музыкально-ритмические движения «Танец ткачей» (французский народный танец)
(Дети (на 1 часть) ритмично движутся по кругу). На 2 часть обыгрываются звучащие жесты по показу муз. руководителя)
Слайд 4
М. р. - Прибыли в осенний лес,
Где полным полно чудес!
Посмотрите, как красиво,
Деревья вьются до небес!
Активное слушание:
Звучит фонограмма «Осень» А. Вивальди
Ребята, вы слышите, какая красивая мелодия встречает нас на этой поляне! Ребята, а какая по характеру эта музыка? (Ответы детей) Правильно, а ещё она мелодичная, немного взволнованная. (Дети эмоционально воспринимают музыку, высказывают свое мнение. Отмечают выразительные средства музыки. )
Танцевальная миниатюра «Осень»
М. р. - Посмотрите, ребята, вся полянка усыпана осенними листьями. Мы можем передать в танце движения этих листьев. (На фоне фонограммы) – Гуляет осень по дворам и скверам, садам и лесам, городам и сёлам. Каждый день меняет наряды осень-модница, каждый день она разная: то ветренная, то взволнованная, то ласковая, приветливая, то мрачная и хмурая, то сонная. (Каждый ребёнок, импровизирует, двигаясь с цветными газовыми платками, передаёт образ осени, которую он себе представляет.)
Дыхательная гимнастика
«Ветерок и листики» (5–7 выдохов). Показать детям, что вдыхать лучше через нос. С окончанием листочки взлетают и ложатся на землю. (Дети дуют на разноцветные «осенние» платочки сначала короткими порциями, затем продолжительным)
Познавательная деятельность
М. р. - Музыка, которая сопровождала вас в танце называется «Осень». А написал это музыкальное произведение замечательный композитор Антонио Вивальди. (на экране – портрет композитора) Давайте запомним, что означает слово композитор.
Мы с вами тоже можем стать композиторами, только для этого нам нужны музыкальные инструменты. Может быть в этом волшебном лесу найдутся и инструменты? Поищем? (Находят присыпанные муз. инструменты)
Игра на музыкальных инструментах
М. р. - Предлагаю вам выбрать себе инструменты сесть по группам: металлофоны с треугольниками, маракасы с бубнами, барабан и трещётка. Мы сыграем с вами осеннюю погоду с дождем и громом.
Познавательная деятельность
М. р. - Вот и готов наш оркестр. Что такое оркестр? Группа музыкантов, которые вместе исполняют одно муз. произведение. Запомним это слово. Оркестры бывают разные в зависимости от музыкальных инструментов в них. У нас с вами перкуссионный оркестр (перкусии – извлекать звук). Для исполнения истории нам нужен будет дирижер. Кто знает, что обозначает это слово? Да, дирижер управляет игрой оркестра.
Большой оркестр у нас, друзья. Дирижером буду я.
(Распределяет роли инструментов, объясняет, какой ритмический рисунок будет использован, какие жесты у дирижера). Исполняется фантазия «Дождь».
(Педагог рассказывает историю о дождевой тучке, дети импровизируют на заданную тему, следя за дирижером, исполняя заданный ритмический рисунок)
Развитие моторики рук, координации движений
М. р. – Нам пора продолжать свой путь. Посмотрите, какой бугорок… (Достаёт коробочку с пластиковыми браслетами) Двигаться дальше нам помогут браслетики-колёса.
Игра с браслетами (фонограмма «Воздушная кукуруза» гр. «Спэйс»
(Дети манипулируют с браслетами по заданию педагога, меняя пальцы-движетели и направления движений браслетов (к себе, от себя)
М. р. - Я вижу: вдали виднеются горы. Подойдем поближе и посмотрим. Браслеты мы возьмём с собой. (Слайд 5 с изображением гор)
Распевание «Рисуем голосом»
Мы будем подниматься в гору и спускаться с горы. Горы мы нарисуем голосом (пропевают звук «а»). Поможем себе рукой (Дирижируют)
А вот ещё одна гора. (поют на звук «о», помогают другой рукой).
(Стараются правильно брать дыхание; интонируют звук; реагируют сменой высоты звука на изменения в движениях дирижёра).
Пение
М. р. – Какой долгий путь мы проделали! Какие чудесные осенние картины мы с вами увидели! В какие интересные игры мы поиграли. Что-то мне подсказывает, что мы уже совсем близко к городу Бусограду. Чтобы предупредить Фею Бусину о своем прибытии предлагаю вам спеть песню, которая вам очень нравится.
Исполняется песня («На горе-то калина)
(Поют естественным голосом, без напряжения, напевно; развивают интонационные навыки)
Звучит фонограмма волшебства
На экране появляется слайд 6 с изображением замка, из-за экрана выходит Фея Бусина, приветствует ребят, спрашивает, хотят ли они стать волшебниками Бусограда… Преподносит шкатулки с бусами
Музыкально-творческая деятельность
Рисование бусами «Рисуем музыку»
М. р. – Фея Бусина просит вас изобразить в своих рисунках впечатления о сегодняшнем путешествии. А ещё художниками нам помогут стать музыкальные звуки.
Природа дарит нам весенние краски: голубую – небо, белую – облака. Какие ещё краски вы хотите взять? (Зеленую – у листочков и травы, желтую – у листочков, синюю – у речки, оранжевую у солнца, красную у кленовых листьев, белую – у первого снега)
Теперь каждый из вас нарисует свою картину. Постараемся передать настроение музыки.
Звучит фонограмма «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.
М. р. (под музыку) – весенние деревья тянут свои веточки к солнышку. Осыпаются с деревьев листочки. Вот листочки берёзовые, кленовые, осиновые, липы. По небу плывут облака: у кого-то большое облако, а у кого-то совсем маленькое. В небе появляются птицы. Перелетные птицы полетели на юг к теплу. Вся природа готовится встретить зиму. (Рисуют бусами индивидуальные или групповые работы)
Какие вы молодцы! У вас действительно волшебные бусы. Замечательные картины у вас получились! Какое настроение было у музыки? Какой характер? (Ласковый, добрый, нежный, печальный) Вам помогала музыка П. И. Чайковского, произведение «Осенняя песнь». Слайд 7 портрет П. И. Чайковского.
Рефлексивно-корригирующий
Муз. рук. – Пришла пора прощаться с Феей Бусиной и Бусоградом. На память о встрече Фея Бусина дарит вам эти воздушные шары, похожие на большие бусины. На них мы с вами очень быстро вернёмся в свой детский сад. (Под звучание музыки дети встают в кружок, закрывают глаза, возвращаются)
Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, скажите, какое у вас настроение? Что вам сегодня особенно запомнилось? (Ответы детей). Да, мы пели, играли, танцевали, были участниками оркестра, рисовали бусами картину осени и были композиторами.
Вот закончилась игра.
До свидания, ура!
Прощаются звучащими жестами