Приложение МААМ

Методическая разработка профориентационной квест-игры «Путешествие в мир профессий»

Марина Байкалова
Методическая разработка профориентационной квест-игры «Путешествие в мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Куртуковский детский сад» комбинированного вида

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Методическая разработка квест-игры

Выполнила:

Байкалова Марина Александровна

Воспитатель

МБДОУ «Куртуковский детский сад»

комбинированного вида

Новокузнецкий муниципальный район

Новокузнецкий р-он

2019

Содержание

Введение….….….. 3

Ход игры…. ….…. …. …. 6

Заключение…. …. 12

Список литературы…. …. 13

Приложение 1…. 14

Приложение 2…. 15

Введение

Публикация «Методическая разработка профориентационной квест-игры „Путешествие в мир профессий“» размещена в разделах

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области социально – коммуникативного развития. Обращение воспитателей, специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ по реализации задач и содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.

Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же важное, как для взрослого - работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. (Макаренко А. С.)

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Для получения необходимых знаний и навыков в профориентационом направлении ДОУ максимально эффективно подойдет проведение квест–игр.

Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время, ненавязчиво, вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Квест-игры - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста позитивные установки и уважительное отношение к разным видам профессий с помощью игровой деятельности.

Задачи:

1. расширять представления детей о профессиях;

2. формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни общества.

3. создавать оптимальные условия, позволяющие дошкольникам реализовать свои творческие способности;

4. обучать детей способам взаимодействия со сверстниками в командных играх;

5. обогащать и активизировать словарь детей по теме «Профессии»;

6. развивать познавательный интерес, творческие способности детей;

7. воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда.

Категория участников: дети старшего дошкольного возраста

Время проведения: 1 час.

Предварительная работа:

Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Потерянный инструмент», «Для чего и из чего», беседы о профессиях.

Участники образовательного процесса: представители профессий, воспитатель, воспитанники старшей группы.

Материалы и оборудование: компьютер, емкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги, мольберт, набор предметов, использующихся в определенных профессиях.

Используемые помещения – спортивный зал, приемная группы, групповое помещение, кабинет педагога дополнительного образования, кабинет психолога.

Структура квест - игры:

1 этап (вступительный): сюрпризный момент, электронное видео-послание.

2 этап (практический): выполнение заданий, следуя по карте.

3 этап (заключительный): подведение итога, отправка электронного письма.

Название профессиональных станций - «Планета профессий», «Пожарный», «Лаборатория».

Организационный момент. Игровая ситуация «Дружные ребята!»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем,

А друг с другом мы играем.

Никого в беде не бросим,

Не заберём, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Воспитатель: - Здравствуйте дорогие ребята!

Сегодня я пришла на работу, и обнаружила, что рано утром пришло электронное письмо адресованное старшей группе. Вы хотите открыть письмо? (ответы детей).

Посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте (дети смотрят и слушают видео-послание профессора Растеряшкина).

Электронное видео-послание: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут профессор Растеряшкин. Случилась беда, вчера куда-то пропал пароль от моего компьютера в лаборатории. Я обыскал все, но нашел лишь карту, которой раньше у меня не было в лаборатории. Я занимаюсь исследованием космоса но, к сожалению, такую сложную карту вижу впервые. На обратной стороне карты была записка, в которой сказано, что восстановить пароль, можно пройдя по маршруту, помочь мне смогут ребята старшей группы. Я решил обратиться к вам за помощью. Ребята, вы можете мне помочь выяснить, что это за карта? Я, к сожалению, не могу присоединиться к вам потому, что сейчас нахожусь на космической станции.

Воспитатель: Что скажете ребята? (ответы детей). Профессор Растеряшкин отправил карту вместе с электронным письмом. Сейчас мы её откроем. (Дети рассматривают карту, делают предположения).

Чтобы начать наше путешествие, нам необходимо взять карту с собой, но как это сделать? – ответы детей. (Распечатываем карту на принтере)

«Ну что друзья, готовы? Я Вам желаю удачи!» Отправляемся в путешествие! Дружба-поможет преодолеть нам все преграды и трудности. Один за всех – и все за одного! (Дети скрепляют руки в знак дружбы, рассматривают карту и следуют по ней).

Станция №1 «Планета профессий»

(В группе на доске висят картинки с профессиями, на столе конверт с заданием)

Воспитатель: Ребята! Мы прибыли на первую станцию. Какая интересная комната. Что могут означать эти картинки?

(ответы детей)

(Дети обнаруживают конверт, предлагают открыть, воспитатель зачитывает задание)

Воспитатель: Продолжить наше путешествие мы сможем в том случае, если будем выполнять задания. На каждой станции вы будете получать цифру.

И так первое задание.

Задание 1

Игра «Угадай профессию»

Назовите профессии, которые вы видите? Посмотрите внимательно на картинки и скажите очень коротко, кто изображён на картинках? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с первым заданием. Но чтобы узнать, где спрятана цифра, необходимо выполнить второе задание.

Задание 2

Игра «Что лежит в коробке?»

На столе стоит коробка, в которой находятся вещи, принадлежащие определенной профессии (Повара, полицейского, пожарного, продавца, врача, парикмахера). Дети должны по очереди взять вещь и назвать профессию человека, который использует эту вещь.

Ведущий: Молодцы ребята, вы правильно отвечали, но где же спрятана цифра? Может быть, посмотрим под картинками. (Дети находят первую цифру пароля)

– Ну что же, продолжим наше путешествие.

Станция 2 «Пожарный»

Пожарный: Здравствуйте, ребята! Моя профессия пожарный. Пожарные несут свою нелёгкую службу днём и ночью. Возникают пожары по разным причинам. Давайте перечислим их. Пожары возникают из-за неисправной электропроводки; забытый включенный утюг, плита; игра со спичками.

Воспитатель: Как Вы думаете, все ли могут быть пожарными? Какими качествами должен обладать пожарный?

(Ответы детей) Пожарный должен быть бесстрашным, ловким, быстрым, сильным, принимать быстро правильное решение.

(раздаётся стук в дверь, вбегает взволнованный кот Матроскин)

Матроскин: Спасите. Помогите!

Пожарный: Что случилось?

Матроскин: Только что у меня загорелся телевизор и я убежал.

Пожарный: Как это произошло? А сам то, ты цел остался?

Матроскин: Я то цел и невредим, а вот наш с Шариком дом в Простоквашино сгорит скоро. Спасите, помогите!

Пожарный: Я не смогу один справиться с пожаром, мне нужны помощники.

Воспитатель: Ребята, поможем ему потушить пожар? (Ответы детей)

Пожарный: Тогда нам необходимо взять с собой то, что нужно для тушения пожара.

Подвижная игра «Что нужно при тушении пожара»

Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или изображения, связанные с (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующий ребенок и т. д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Пожарный: Молодцы ребята, вы быстро справились с заданием! Пожар потушен, все целы и невредимы! А для вас у меня есть вот такая карточка. (Отдает детям вторую цифру).

Воспитатель: Ну что же, у нас с вами есть уже две цифры, пора продолжить дальше наше путешествие.

Станция 3. «Лаборатория»

(Воспитатель входит в комнату с детьми, за столом сидит ученый и проводит опыты)

Ученый: Здравствуйте ребята. Очень рад вас приветствовать у себя в гостях.

Меня зовут профессор Стекляшкин.

Воспитатель: А чем вы занимаетесь?

Ученый: Я ученый и занимаюсь исследованием свойства стекла. Вот послушайте, что я выяснил:

Стекло твердое, бывает прозрачное или цветное, если в него добавить краску, водонепроницаемое, холодное, звучащее, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся.

Вот сейчас я хочу провести один интересный опыт, но мой помощник заболел.

Воспитатель: Так может быть мы с ребятами тебе поможем.

Ученый: Я буду Вам очень благодарен. Для проведения эксперимента вам необходимо одеть защитные фартуки.

Эксперимент

В ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика.

Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Ученый: Луч света состоит из нескольких цветов: когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – в виде радуги.

Воспитатель: Спасибо за интересный эксперимент. Теперь мы знаем, что радугу можно увидеть не только во время дождя, но и проведя вот такой эксперимент.

Ученый: Ребята, я совсем забил спросить: Как вы здесь оказались? Может вы что-то потеряли?

Дети: Да, мы ищем зашифрованные цифры.

Ученый: Может быть, я смогу Вам помочь. Сегодня как раз нашел конверт с пометкой для гостей. (Отдает конверт детям)

(Дети открывают конверт и достают письмо)

Воспитатель: В письме сказано, что это последняя цифра пароля от компьютера в лаборатории профессора Растеряшкина. Но увидеть мы её сможем, только проявив смекалку.

(Дети рассматривают цифру, напечатанную мелким шрифтом)

Воспитатель: Что же будем делать ребята? Как нам узнать, что за цифра там напечатана?

(Дети предлагают варианты)

Ученый: Мне кажется, я могу Вам помочь. У меня есть инструмент, с помощью которого можно увеличить и увидеть то, что спрятали от наших глаз. (Ученый достает лупу) (Дети, используя лупу, рассматривают картинку и видят последнюю цифру)

Воспитатель: Ребята, что нужно сказать профессору?

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Мы узнали последнюю цифру пароля, теперь у нас есть все три цифры. Но как же нам передать их профессору Растетяшкину?

(Дети предлагают варианты)

Воспитатель: Нам срочно нужно попасть к компьютеру, чтобы отправить сообщение профессору. Давайте посмотрим на карту и вернёмся самым коротким путём обратно к компьютеру. (Воспитатель, с детьми следуя карте, возвращается к компьютеру и отправляет письмо.)

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами выполнили все задания, и нашли утерянный пароль от компьютера профессора. Вам понравилось наше маленькое путешествие? Какие задания для вас были самые интересные?

Ответы детей.

Какие профессии мы сегодня встречали? Какая профессия понравилась больше? А что больше всего вам понравилось в нашем путешествии?

(Воспитатель находит сундучок и обращает внимание детей)

Воспитатель: Ребята, смотрите, что я обнаружила! Это сундучок с запиской, и здесь написано «Спасибо огромное Вам ребята, что помогли отыскать пароль! Оставляю вам небольшие подарки в знак моей благодарности! Профессор Растеряшкин»

Дети совместно с воспитателем открывают сундучок, в нем находятся угощения для ребят и медальоны с различными профессиями.

Воспитатель: Ребята, а кем вы хотите быть, когда вырастите и почему? А что нужно делать, чтобы получить желаемую профессию? (ответы детей: хорошо учиться в школе, потом в техникуме или институте)

Заключение

Профориентация в современном обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, которая охватывает и дошкольный период.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития к каждому дошкольнику с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

В результате проведения игры-квеста дети в игровой, увлекательной форме получили новые знания о профессиях, во время игры учились работать объединяясь в группы, что способствовало укреплению дружеских отношений в детском коллективе.

Список литературы

1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.

2. Гусева Т. Кем быть? [Текст]/ Т. Гусева. – Москва, - 2009. - №6. – 92с.

3. Доронова Т. Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005г.

4. Дошкольник и мир профессий: Железная дорога: Программа и методические рекомендации /М. Ковардакова, И. Стеклова, М. Тимиреева, С. Королева, И. Никитина. – М. : АРКТИ, 2010.- 72 с.

5. Загадки о профессиях https://ped-kopilka.ru/

6. Кондрашов В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: В. П. Кондрашов. - Саратов: Изд-во СГУ, 2001г.

7. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях [Текст] / Т. В. Потапова - М. : Сфера, 2005. - 64 с.

Приложение 1

Цифра 9

Цифра 5

Цифра 6

Приложение 2.

Публикации по теме:

Сценарий квест-игры «Путешествие в страну профессий» Цель: Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к профессиям дошкольного образовательного.

Квест-игра «Путешествие в страну профессий» (старшая группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Методическая разработка дидактической игры для детей 2–3 лет «Веселый паровозик»Методическая разработка дидактической игры для детей 2–3 лет «Веселый паровозик» Пояснительная записка. Дидактическая игра «Веселый паровозик» поможет усвоению сенсорных эталонов. Игра предназначена для детей 2-3 лет.

Методическая разработка «Квест — игра «Поможем Буратино» старший дошкольный возраст Воспитатели: Касьянова Галина Викторовна Малинкина Татьяна Владимировна ГБОУ Школа№2122 ДОП «Аист» Цель: активизировать познавательные.

Методическая разработка квест-игры «Сказочное детство» Краткая аннотация к мероприятию Квест - игра - это приключенческая командная игра, идея которой очень проста – команды, перемещаясь от одного.

Методическая разработка квест-игры с элементами геокешинга «Юные следопыты» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Цель: Знакомить.

Методическая разработка «Развивающие игры с кубиками» РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С КУБИКАМИ Попади в цель Используя кубики, можно провести настоящий урок физкультуры. Игра «Попади в цель» разовьет у.

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Морские путешествия» I этап. Направление:Накопление знаний о содержании игры и основных моментах её организации Задачи: 1. Познакомить с основными действиями.

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Шоферы» Цель: Создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде шофера, расширение знаний детей по данной.

Методическая разработка «Экологические игры для дошкольников» Экологические игры для дошкольников. Игры по экологии направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явления природы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка профориентационной квест-игры «Путешествие в мир профессий»
Опубликовано: 1 ноября 2019 в 17:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка профориентационной квест-игры «Путешествие в мир профессий»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Байкалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД