Марина Байкалова
Методическая разработка профориентационной квест-игры «Путешествие в мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Куртуковский детский сад» комбинированного вида
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»
Методическая разработка квест-игры
Выполнила:
Байкалова Марина Александровна
Воспитатель
МБДОУ «Куртуковский детский сад»
комбинированного вида
Новокузнецкий муниципальный район
Новокузнецкий р-он
2019
Содержание
Введение….….….. 3
Ход игры…. ….…. …. …. 6
Заключение…. …. 12
Список литературы…. …. 13
Приложение 1…. 14
Приложение 2…. 15
Введение
Публикация «Методическая разработка профориентационной квест-игры „Путешествие в мир профессий“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Квест-игры
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области социально – коммуникативного развития. Обращение воспитателей, специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ по реализации задач и содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же важное, как для взрослого - работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. (Макаренко А. С.)
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Для получения необходимых знаний и навыков в профориентационом направлении ДОУ максимально эффективно подойдет проведение квест–игр.
Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время, ненавязчиво, вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Квест-игры - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста позитивные установки и уважительное отношение к разным видам профессий с помощью игровой деятельности.
Задачи:
1. расширять представления детей о профессиях;
2. формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни общества.
3. создавать оптимальные условия, позволяющие дошкольникам реализовать свои творческие способности;
4. обучать детей способам взаимодействия со сверстниками в командных играх;
5. обогащать и активизировать словарь детей по теме «Профессии»;
6. развивать познавательный интерес, творческие способности детей;
7. воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда.
Категория участников: дети старшего дошкольного возраста
Время проведения: 1 час.
Предварительная работа:
Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Потерянный инструмент», «Для чего и из чего», беседы о профессиях.
Участники образовательного процесса: представители профессий, воспитатель, воспитанники старшей группы.
Материалы и оборудование: компьютер, емкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги, мольберт, набор предметов, использующихся в определенных профессиях.
Используемые помещения – спортивный зал, приемная группы, групповое помещение, кабинет педагога дополнительного образования, кабинет психолога.
Структура квест - игры:
1 этап (вступительный): сюрпризный момент, электронное видео-послание.
2 этап (практический): выполнение заданий, следуя по карте.
3 этап (заключительный): подведение итога, отправка электронного письма.
Название профессиональных станций - «Планета профессий», «Пожарный», «Лаборатория».
Организационный момент. Игровая ситуация «Дружные ребята!»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
А друг с другом мы играем.
Никого в беде не бросим,
Не заберём, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Воспитатель: - Здравствуйте дорогие ребята!
Сегодня я пришла на работу, и обнаружила, что рано утром пришло электронное письмо адресованное старшей группе. Вы хотите открыть письмо? (ответы детей).
Посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте (дети смотрят и слушают видео-послание профессора Растеряшкина).
Электронное видео-послание: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут профессор Растеряшкин. Случилась беда, вчера куда-то пропал пароль от моего компьютера в лаборатории. Я обыскал все, но нашел лишь карту, которой раньше у меня не было в лаборатории. Я занимаюсь исследованием космоса но, к сожалению, такую сложную карту вижу впервые. На обратной стороне карты была записка, в которой сказано, что восстановить пароль, можно пройдя по маршруту, помочь мне смогут ребята старшей группы. Я решил обратиться к вам за помощью. Ребята, вы можете мне помочь выяснить, что это за карта? Я, к сожалению, не могу присоединиться к вам потому, что сейчас нахожусь на космической станции.
Воспитатель: Что скажете ребята? (ответы детей). Профессор Растеряшкин отправил карту вместе с электронным письмом. Сейчас мы её откроем. (Дети рассматривают карту, делают предположения).
Чтобы начать наше путешествие, нам необходимо взять карту с собой, но как это сделать? – ответы детей. (Распечатываем карту на принтере)
«Ну что друзья, готовы? Я Вам желаю удачи!» Отправляемся в путешествие! Дружба-поможет преодолеть нам все преграды и трудности. Один за всех – и все за одного! (Дети скрепляют руки в знак дружбы, рассматривают карту и следуют по ней).
Станция №1 «Планета профессий»
(В группе на доске висят картинки с профессиями, на столе конверт с заданием)
Воспитатель: Ребята! Мы прибыли на первую станцию. Какая интересная комната. Что могут означать эти картинки?
(ответы детей)
(Дети обнаруживают конверт, предлагают открыть, воспитатель зачитывает задание)
Воспитатель: Продолжить наше путешествие мы сможем в том случае, если будем выполнять задания. На каждой станции вы будете получать цифру.
И так первое задание.
Задание 1
Игра «Угадай профессию»
Назовите профессии, которые вы видите? Посмотрите внимательно на картинки и скажите очень коротко, кто изображён на картинках? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с первым заданием. Но чтобы узнать, где спрятана цифра, необходимо выполнить второе задание.
Задание 2
Игра «Что лежит в коробке?»
На столе стоит коробка, в которой находятся вещи, принадлежащие определенной профессии (Повара, полицейского, пожарного, продавца, врача, парикмахера). Дети должны по очереди взять вещь и назвать профессию человека, который использует эту вещь.
Ведущий: Молодцы ребята, вы правильно отвечали, но где же спрятана цифра? Может быть, посмотрим под картинками. (Дети находят первую цифру пароля)
– Ну что же, продолжим наше путешествие.
Станция 2 «Пожарный»
Пожарный: Здравствуйте, ребята! Моя профессия пожарный. Пожарные несут свою нелёгкую службу днём и ночью. Возникают пожары по разным причинам. Давайте перечислим их. Пожары возникают из-за неисправной электропроводки; забытый включенный утюг, плита; игра со спичками.
Воспитатель: Как Вы думаете, все ли могут быть пожарными? Какими качествами должен обладать пожарный?
(Ответы детей) Пожарный должен быть бесстрашным, ловким, быстрым, сильным, принимать быстро правильное решение.
(раздаётся стук в дверь, вбегает взволнованный кот Матроскин)
Матроскин: Спасите. Помогите!
Пожарный: Что случилось?
Матроскин: Только что у меня загорелся телевизор и я убежал.
Пожарный: Как это произошло? А сам то, ты цел остался?
Матроскин: Я то цел и невредим, а вот наш с Шариком дом в Простоквашино сгорит скоро. Спасите, помогите!
Пожарный: Я не смогу один справиться с пожаром, мне нужны помощники.
Воспитатель: Ребята, поможем ему потушить пожар? (Ответы детей)
Пожарный: Тогда нам необходимо взять с собой то, что нужно для тушения пожара.
Подвижная игра «Что нужно при тушении пожара»
Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или изображения, связанные с (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующий ребенок и т. д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
Пожарный: Молодцы ребята, вы быстро справились с заданием! Пожар потушен, все целы и невредимы! А для вас у меня есть вот такая карточка. (Отдает детям вторую цифру).
Воспитатель: Ну что же, у нас с вами есть уже две цифры, пора продолжить дальше наше путешествие.
Станция 3. «Лаборатория»
(Воспитатель входит в комнату с детьми, за столом сидит ученый и проводит опыты)
Ученый: Здравствуйте ребята. Очень рад вас приветствовать у себя в гостях.
Меня зовут профессор Стекляшкин.
Воспитатель: А чем вы занимаетесь?
Ученый: Я ученый и занимаюсь исследованием свойства стекла. Вот послушайте, что я выяснил:
Стекло твердое, бывает прозрачное или цветное, если в него добавить краску, водонепроницаемое, холодное, звучащее, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся.
Вот сейчас я хочу провести один интересный опыт, но мой помощник заболел.
Воспитатель: Так может быть мы с ребятами тебе поможем.
Ученый: Я буду Вам очень благодарен. Для проведения эксперимента вам необходимо одеть защитные фартуки.
Эксперимент
В ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика.
Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.
Ученый: Луч света состоит из нескольких цветов: когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – в виде радуги.
Воспитатель: Спасибо за интересный эксперимент. Теперь мы знаем, что радугу можно увидеть не только во время дождя, но и проведя вот такой эксперимент.
Ученый: Ребята, я совсем забил спросить: Как вы здесь оказались? Может вы что-то потеряли?
Дети: Да, мы ищем зашифрованные цифры.
Ученый: Может быть, я смогу Вам помочь. Сегодня как раз нашел конверт с пометкой для гостей. (Отдает конверт детям)
(Дети открывают конверт и достают письмо)
Воспитатель: В письме сказано, что это последняя цифра пароля от компьютера в лаборатории профессора Растеряшкина. Но увидеть мы её сможем, только проявив смекалку.
(Дети рассматривают цифру, напечатанную мелким шрифтом)
Воспитатель: Что же будем делать ребята? Как нам узнать, что за цифра там напечатана?
(Дети предлагают варианты)
Ученый: Мне кажется, я могу Вам помочь. У меня есть инструмент, с помощью которого можно увеличить и увидеть то, что спрятали от наших глаз. (Ученый достает лупу) (Дети, используя лупу, рассматривают картинку и видят последнюю цифру)
Воспитатель: Ребята, что нужно сказать профессору?
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Мы узнали последнюю цифру пароля, теперь у нас есть все три цифры. Но как же нам передать их профессору Растетяшкину?
(Дети предлагают варианты)
Воспитатель: Нам срочно нужно попасть к компьютеру, чтобы отправить сообщение профессору. Давайте посмотрим на карту и вернёмся самым коротким путём обратно к компьютеру. (Воспитатель, с детьми следуя карте, возвращается к компьютеру и отправляет письмо.)
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами выполнили все задания, и нашли утерянный пароль от компьютера профессора. Вам понравилось наше маленькое путешествие? Какие задания для вас были самые интересные?
Ответы детей.
Какие профессии мы сегодня встречали? Какая профессия понравилась больше? А что больше всего вам понравилось в нашем путешествии?
(Воспитатель находит сундучок и обращает внимание детей)
Воспитатель: Ребята, смотрите, что я обнаружила! Это сундучок с запиской, и здесь написано «Спасибо огромное Вам ребята, что помогли отыскать пароль! Оставляю вам небольшие подарки в знак моей благодарности! Профессор Растеряшкин»
Дети совместно с воспитателем открывают сундучок, в нем находятся угощения для ребят и медальоны с различными профессиями.
Воспитатель: Ребята, а кем вы хотите быть, когда вырастите и почему? А что нужно делать, чтобы получить желаемую профессию? (ответы детей: хорошо учиться в школе, потом в техникуме или институте)
Заключение
Профориентация в современном обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, которая охватывает и дошкольный период.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития к каждому дошкольнику с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.
В результате проведения игры-квеста дети в игровой, увлекательной форме получили новые знания о профессиях, во время игры учились работать объединяясь в группы, что способствовало укреплению дружеских отношений в детском коллективе.
Список литературы
1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.
2. Гусева Т. Кем быть? [Текст]/ Т. Гусева. – Москва, - 2009. - №6. – 92с.
3. Доронова Т. Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005г.
4. Дошкольник и мир профессий: Железная дорога: Программа и методические рекомендации /М. Ковардакова, И. Стеклова, М. Тимиреева, С. Королева, И. Никитина. – М. : АРКТИ, 2010.- 72 с.
5. Загадки о профессиях https://ped-kopilka.ru/
6. Кондрашов В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: В. П. Кондрашов. - Саратов: Изд-во СГУ, 2001г.
7. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях [Текст] / Т. В. Потапова - М. : Сфера, 2005. - 64 с.
Приложение 1
Цифра 9
Цифра 5
Цифра 6
Приложение 2.