Папки-передвижки

Методическая разработка «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей младенческого возраста»

Борисова Наталья Александровна
Методическая разработка «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей младенческого возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

На основании многолетнего профессионального опыта работы и анализа ряда программ («Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенковой; «Мы: общение и игра взрослого с младенцем». Баенская Е. Р., Разенкова Ю. А., Выродова И. А. ; «Ступеньки развития : Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития : первый год обучения» Борякова Н. Ю. ; «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста» Пилюгина Э. Г.) нами были разработаны основные направления и содержание коррекционно – логопедической работы. Занятия проводились с сентября 2003 года по май 2004 года в условиях специализированного дома ребенка с детьми экспериментальной группы.

Публикация «Методическая разработка „Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей младенческого возраста“» размещена в разделах

В содержании коррекционно-педагогической работы нами были выделены следующие общеразвивающие и коррекционные направления :

1. Формирование предпосылок к эмоциональному общению с взрослыми: стимулирование эмоционально положительных реакций ребенка – улыбки, контактного взгляда в глаза, ритмичных движений ручками и ножками, установление доверительных отношений между ребенком и взрослым.

2. Развитие зрительных ориентировочных реакций: развитие зрительного сосредоточения на лице человека или игрушке, формирование умения фиксировать взгляд и длительно следить за игрушкой, лежа на животе, поворачивать голову на голос взрослого, лежа на животе. Удовлетворение потребности ребенка в разнообразных зрительных впечатлениях. Использование на занятиях разноцветных, ярких игрушек, игрушек разной величины.

3. Развитие слуховых ориентировочных реакций: развитие умения поворачивать голову в сторону звука и голоса взрослого, лежа на спине и лежа на животе. Удовлетворение потребности ребенка в разнообразных звуковых действиях. Использование на занятиях звучащих, музыкальных игрушек.

4. Развитие движений руки и зрительно – моторной координации: развитие умения захватывать другую ручку, захватывать, ощупывать и отпускать игрушку, вложенную в руку, находящуюся над рукой; развитие умения ощупывать руками свое лицо и лицо взрослого, свою коленочку, ножку.

5. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции : нормализация пониженного или повышенного тонуса жевательных и мимических мышц (массаж и специальные артикуляционные упражнения).

6. Развитие подготовительных этапов активной речи : стимулирование гуления, певучего гуления; развитие звукового взаимодействия с взрослым. Вызывание лепета. Стимулирование появления первых слов – обозначений (облегченных слов).

7. Развитие подготовительных этапов понимания речи : обогащение пассивного словаря окружающими предметами (вопрос «где?», формирование пассивного словаря частей тела ребенка, игрушек. Развитие глагольного словаря.

8. Развитие общих движений : развитие умения, лежа на животе, поднимать и длительно удерживать голову; развитие умения переворачиваться со спины на живот и обратно. Развитие умения сидеть, подползать, ползать, подниматься, держась за опору, переступать, самостоятельно ходить.

9. Формирование первых контактов между детьми: стимулирование умение фиксировать взгляд на другом ребенке, рассматривать его, улыбаться ему. Обучение первым социальным навыкам взаимодействия между детьми («кати мяч» и т. д.).

Основной задачей логопедической коррекционной работы в доме ребенка является профилактика отклонения в речевом развитии (начиная от 3 месяцев до 1 года, своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.

Так как у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка с раннего детства, первой нарушается импрессивная сторона речи (понимание, что влечет за собой отставание в сроках формирования и развития экспрессивной речи, то одной из главных задач обучения в домах ребенка является развитие пассивной и активной речи.

Развитие речи детей мы связывали с формированием эмоционального общения, общения на основе понимания речи и речевого общения, овладение которыми отличается друг от друга содержанием, методами и формами обучения.

Обучая детей на первом году жизни, мы развивали эмоциональное общение (вызывали и поддерживали голосовые реакции) и понимание обращенной речи.

Для воспитания потребности в эмоциональном общении на первом году жизни особое внимание уделялось развитию сначала зрительного и слухового сосредоточения детей, а затем – внимания к обращенной речи взрослых и её понимания. Это осуществлялось в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т. е. формирование речевых и познавательных процессов происходило одновременно. Для успешного развития у детей внимания к речи и ее понимания на логопедических занятиях использовались сначала игрушки или реальные предметы, а затем и картинки. Большое значение также имело непосредственное действенное участие самого ребенка в процессе познания того или иного предмета. Для этого включались все его анализаторы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения и движения. Чем больше ребенок соприкасался с предметом, опираясь на различные анализаторы, тем успешнее развивалась его реакция на слово, обозначающее этот предмет, т. е. понимание речи взрослого.

Ранняя педагогическая работа также была направлена на развитие у детей способности ориентироваться в окружающем, на коррекцию и профилактику отклонений в развитии, связанных, с одной стороны, со структурой основного дефекта, а с другой - с влиянием депривационных факторов риска.

Формы организации обучения детей раннего возраста выбирались в зависимости от индивидуального состояния психического здоровья.

Для детей первого года обучения нами были использованы преимущественно индивидуальные занятия. Затем дети объединялись в подгруппы с постепенным увеличением их числа. В одну подгруппу мы выделяли детей с разными речевыми возможностями, что стимулировало развитие речи детей, находящихся на более низком уровне.

Индивидуальные занятия проводились нами ежедневно с каждым ребенком не менее 10 минут, а в некоторых случаях 20 минут. В течение одного занятия мы проводили несколько игр-упражнений с игрушками, предметами, а затем и с картинками.

Подгрупповые занятия с детьми также проводились ежедневно. Сначала в них участвовали лишь те дети, которые могут заниматься коллективно. В подгрупповых занятиях нами были задействованы в основном 2-3 ребенка.

В один день нами проводилось 1-2 подгрупповых занятий по 5-8 минут.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Инновационный подход к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ» В настоящее время уделяется большое внимание созданию музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ. Поэтому музыкальные руководители стремятся.

Методическая разработка диагностических игр по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возрастаМетодическая разработка диагностических игр по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста Диагностическая игра должна приносить радость ребенку и взрослому. Необходимо только заинтересовать его этой игрой, чтобы он играл затем.

Методическая разработка по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста ОО Речевое развитие. Тема «Понятие о звуках. Восприятие звуковых сигналов» Для детей 5-6 л ЦЕЛЬ:Научить различать звуки, отрабатывать умение.

Методическая разработка по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Методическая разработка по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Все слова делятся на однозначные и многозначные.

Методическая разработка по развитию речи в средней группе по теме «Фрукты» Задачи: Уточнить представление о фруктах Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать фонематический слух Развивать связную речь,.

Методическая разработка «Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством народных игр»Методическая разработка «Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников посредством народных игр» Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!Продолжаю знакомить вас с методическими разработками, которые я применяю в своей практике при использовании.

Методическая разработка. Создание развивающей среды в бассейне ДОУ. Методическая разработка «Создание развивающей среды в бассейне ДОУ» Реализация образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения,.

Организация коррекционно — развивающей работы учителя-логопеда для детей с ЗПР (старшая группа) Эффективность коррекционно-логопедической работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, пра-вильным.

Организация работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение опыта работы) Основная цель ДОУ заключается в создании условий для развития образа «Я» ребёнка, гармоничном становлении его ценностно-эмоциональных и.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим …) ФГОС Закон вступил в силу с 1 января 2014 года Причины появления нового закона: -появление нового закона Российской Федерации регламентирующий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей младенческого возраста»
Опубликовано: 26 января 2017 в 16:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей младенческого возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Борисова Наталья Александровна (УИ 1030359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД