Борисова Наталья Александровна
Методическая разработка «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей младенческого возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
На основании многолетнего профессионального опыта работы и анализа ряда программ («Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенковой; «Мы: общение и игра взрослого с младенцем». Баенская Е. Р., Разенкова Ю. А., Выродова И. А. ; «Ступеньки развития : Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития : первый год обучения» Борякова Н. Ю. ; «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста» Пилюгина Э. Г.) нами были разработаны основные направления и содержание коррекционно – логопедической работы. Занятия проводились с сентября 2003 года по май 2004 года в условиях специализированного дома ребенка с детьми экспериментальной группы.
Публикация «Методическая разработка „Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей младенческого возраста“» размещена в разделах
В содержании коррекционно-педагогической работы нами были выделены следующие общеразвивающие и коррекционные направления :
1. Формирование предпосылок к эмоциональному общению с взрослыми: стимулирование эмоционально положительных реакций ребенка – улыбки, контактного взгляда в глаза, ритмичных движений ручками и ножками, установление доверительных отношений между ребенком и взрослым.
2. Развитие зрительных ориентировочных реакций: развитие зрительного сосредоточения на лице человека или игрушке, формирование умения фиксировать взгляд и длительно следить за игрушкой, лежа на животе, поворачивать голову на голос взрослого, лежа на животе. Удовлетворение потребности ребенка в разнообразных зрительных впечатлениях. Использование на занятиях разноцветных, ярких игрушек, игрушек разной величины.
3. Развитие слуховых ориентировочных реакций: развитие умения поворачивать голову в сторону звука и голоса взрослого, лежа на спине и лежа на животе. Удовлетворение потребности ребенка в разнообразных звуковых действиях. Использование на занятиях звучащих, музыкальных игрушек.
4. Развитие движений руки и зрительно – моторной координации: развитие умения захватывать другую ручку, захватывать, ощупывать и отпускать игрушку, вложенную в руку, находящуюся над рукой; развитие умения ощупывать руками свое лицо и лицо взрослого, свою коленочку, ножку.
5. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции : нормализация пониженного или повышенного тонуса жевательных и мимических мышц (массаж и специальные артикуляционные упражнения).
6. Развитие подготовительных этапов активной речи : стимулирование гуления, певучего гуления; развитие звукового взаимодействия с взрослым. Вызывание лепета. Стимулирование появления первых слов – обозначений (облегченных слов).
7. Развитие подготовительных этапов понимания речи : обогащение пассивного словаря окружающими предметами (вопрос «где?», формирование пассивного словаря частей тела ребенка, игрушек. Развитие глагольного словаря.
8. Развитие общих движений : развитие умения, лежа на животе, поднимать и длительно удерживать голову; развитие умения переворачиваться со спины на живот и обратно. Развитие умения сидеть, подползать, ползать, подниматься, держась за опору, переступать, самостоятельно ходить.
9. Формирование первых контактов между детьми: стимулирование умение фиксировать взгляд на другом ребенке, рассматривать его, улыбаться ему. Обучение первым социальным навыкам взаимодействия между детьми («кати мяч» и т. д.).
Основной задачей логопедической коррекционной работы в доме ребенка является профилактика отклонения в речевом развитии (начиная от 3 месяцев до 1 года, своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.
Так как у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка с раннего детства, первой нарушается импрессивная сторона речи (понимание, что влечет за собой отставание в сроках формирования и развития экспрессивной речи, то одной из главных задач обучения в домах ребенка является развитие пассивной и активной речи.
Развитие речи детей мы связывали с формированием эмоционального общения, общения на основе понимания речи и речевого общения, овладение которыми отличается друг от друга содержанием, методами и формами обучения.
Обучая детей на первом году жизни, мы развивали эмоциональное общение (вызывали и поддерживали голосовые реакции) и понимание обращенной речи.
Для воспитания потребности в эмоциональном общении на первом году жизни особое внимание уделялось развитию сначала зрительного и слухового сосредоточения детей, а затем – внимания к обращенной речи взрослых и её понимания. Это осуществлялось в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т. е. формирование речевых и познавательных процессов происходило одновременно. Для успешного развития у детей внимания к речи и ее понимания на логопедических занятиях использовались сначала игрушки или реальные предметы, а затем и картинки. Большое значение также имело непосредственное действенное участие самого ребенка в процессе познания того или иного предмета. Для этого включались все его анализаторы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения и движения. Чем больше ребенок соприкасался с предметом, опираясь на различные анализаторы, тем успешнее развивалась его реакция на слово, обозначающее этот предмет, т. е. понимание речи взрослого.
Ранняя педагогическая работа также была направлена на развитие у детей способности ориентироваться в окружающем, на коррекцию и профилактику отклонений в развитии, связанных, с одной стороны, со структурой основного дефекта, а с другой - с влиянием депривационных факторов риска.
Формы организации обучения детей раннего возраста выбирались в зависимости от индивидуального состояния психического здоровья.
Для детей первого года обучения нами были использованы преимущественно индивидуальные занятия. Затем дети объединялись в подгруппы с постепенным увеличением их числа. В одну подгруппу мы выделяли детей с разными речевыми возможностями, что стимулировало развитие речи детей, находящихся на более низком уровне.
Индивидуальные занятия проводились нами ежедневно с каждым ребенком не менее 10 минут, а в некоторых случаях 20 минут. В течение одного занятия мы проводили несколько игр-упражнений с игрушками, предметами, а затем и с картинками.
Подгрупповые занятия с детьми также проводились ежедневно. Сначала в них участвовали лишь те дети, которые могут заниматься коллективно. В подгрупповых занятиях нами были задействованы в основном 2-3 ребенка.
В один день нами проводилось 1-2 подгрупповых занятий по 5-8 минут.