Жанна Грацилева
Методическая разработка «Инновационный подход к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время уделяется большое внимание созданию музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ. Поэтому музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Насколько правильно и комфортно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели умственного, личностного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.
Публикация «Методическая разработка „Инновационный подход к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Многие исследователи наших дней, такие как Н. А. Короткова, В. А. Петровский, Т. Н. Доронова и др., утверждают необходимость создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. В настоящее время современная педагогика имеет одну важнейшую задачу – это внимание к личности каждого ребенка дошкольного возраста, поддержка и развитие его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья.
При построении предметно-развивающей среды образовательной области «Музыка» берутся во внимание различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, нормы СанПиНа, методические разработки, требования программы по воспитанию и обучению дошкольников и т. д. Надо отметить, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 15–20 лет назад. У детей другого поколения были иные психологические и физиологические особенности, они по-другому воспринимали окружающий мир, который, также значительно изменился за последнее время.
В связи с этим, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода ДОУ в инновационный режим развития, важно кардинально пересмотреть и обдумать подходы к моделированию привлекательной и комфортной музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, группах и кабинете. Поэтому музыкальные руководители должны искать и находить новые инновационные подходы и занимательные формы к созданию предметно-развивающей среды. А основной целью для этого должно стать формирование музыкально-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию современных детей.
«Предметно-развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности дошкольника, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание музыкально-развивающей среды должно быть направлено на главный вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это нужно для того, чтобы дети, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, могли самостоятельно думать, размышлять, сравнивать, решать проблемные ситуации, моделировать и творить.
К каждому времени года и к каждому празднику в музыкальном зале меняется оформление, цветовое решение и шторы. Осенью наш зал украшен в рыжие, бурые, темно зеленые, коричневые, желтые цвета. Мы драпируем из рыжего полотна, на задней стене зала, юбку для нарисованного персонажа «Девушки Осени», по юбке спускается каскад разноцветных листочков. Ставим дары осени в плетёных корзинах, стараемся придать залу полноту и насыщенность осеннего великолепия. В зимнем оформлении отдаётся предпочтение бело-голубым и синим тонам. К новогоднему празднику в зале меняются шторы, ставится традиционная новогодняя ёлка, развешиваются снежинки, гирлянды и шары. На боковой стене появляется новогодняя композиция, сделанная из бумажных детских ладошек. Ко дню защитника Отечества развешиваются плакаты, флажки, ленточки, звездочки. С приходом весны в зале появляется яркое солнце и весенние цветы. Это может быть корзина, с красивыми искусственными и самодельными цветами, или просто разбросанные по заднику цветы и листики, яркого цвета. Дополнением, в зависимости от тематики праздника, могут быть: мягкие игрушки, надувные шары и красиво оформленные букеты.
На музыкальных занятиях и праздниках используется мультимедийная техника. Компьютерные технологии расширяют сферу воздействия музыки на ребенка. На празднике «День матери» был показан ролик с высказываниями детей о своей маме, на утреннике 9 мая слайды с хроникой военных лет, на праздновании Международного женского дня 8 марта каждую песню сопровождали видео ролики и др. Для детей подготовлены презентации на темы: «Маленьким детям – большие права!», «Кого встретил колобок», «Где живут нотки», «Детский альбом Чайковского», «Жили у бабуси», «Музыкальные зверята», «В мире музыки», в которые вошла сопровождающая музыка композитора П. И. Чайковского из цикла «Времена года» и «Детского альбома». Также с помощью мультимедийных технологий проводятся и музыкально-дидактические игры. Например, игра «Угадай и спой». На экране появляются картинки, соответствующие словам песни. Ребёнок должен угадать песню и исполнить её. Игра «Угадай что звучит?». В этой игре дети должны выбрать музыкальный инструмент, который прозвучал. Дидактическая игра «Споем по очереди» очень нравится детям и закрепляет ранее разученные песни. Так же пользуется большим успехом у детей дидактическая игра на развитие выразительности речи и музыкального слуха «Сказка говорит», где пропеваются пословицы и поговорки, подражая голосам сказочных героев, которых видят на экране: Буратино, Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Баба Яга, Кощей. В дидактической игре «Звериный концерт» дети поют знакомую попевку или песню в образе определённого животного – робкого зайца, хитрой лисы, злого волка. Игра развивает творческое мышление, воспитывает любовь и интерес к музыке, расширяет кругозор, учит различать разнообразную гамму чувств и настроений. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – чувство ритма, ладовысотный слух.
Преимущества использования, на музыкальных занятиях и праздниках, компьютерных технологий видны не вооружённым взглядом. Знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов, можно готовить презентации, широко использовать показ репродукций картин художников и композиторов, так необходимых в работе. Также можно демонстрировать графический материал, разные модели и схемы, прослушивать записи детских песен и произведения различных композиторов.
В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, можно сказать, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию дошкольника, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу. Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
На музыкальных занятиях дети старшего возраста осваивают умение пользоваться микрофоном, знакомятся с основами исполнительского искусства в жанре современной песни. В нашем детском саду есть музыкальный центр и микрофоны. Во время пения дети получают практические навыки, ведь надо быть внимательным, во время вступать, соблюдать темп и динамику.
Особое удовольствие детям доставляет игра на музыкальных инструментах, она поднимает у детей настроение и вызывает большой интерес. Музыкальные инструменты могут быть, как покупные, так и самодельные, сделанные из подручных средств. Например, из контейнеров киндер сюрпризов, всевозможных баночек и бутылочек молочной продукции, майонезных ведёрок и т. д. На праздниках: «Золотая осень», «День матери», «Новый год», «8 марта», «Выпускной бал» использовала оркестр, начиная со 2 младшей группы. Подбор репертуара зависит от индивидуальных и возрастных способностей детей, а также от темы проводимого мероприятия. В основном использовался репертуар народных песен, современная и классическая музыка. Репертуар во многом зависит от тематики праздника. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: эмоциональность, сосредоточенность, наличие воли, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, чётче воспроизводят ритм, у них улучшается качество музыкально-ритмических движений. В нашем саду имеется следующее наличие детских музыкальных инструментов : треугольники, бубенцы, тамбурины, маракасы, шейкеры, ложки, кастаньеты, колокольчики, трещотки, металлофоны и многие другие разновидности.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство радости, душевного равновесия. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, сознательных отношений между детьми творческой инициативы. Именно поэтому этой работе уделяется большое внимание. Проводится она должна не формально от случая к случаю, а целенаправленно, используя специальные системы обучения.
Положительную роль в развитии музыкальных способностей у детей играют музыкальные уголки в группах. Они включают в себя не только инструменты, но и игрушки-самоделки, электронные поющие игрушки. Музыкальные уголки должны пополняться по мере взросления детей.
Важным элементом развивающей музыкальной среды является наличие танцевально-игровой атрибутики: различных по цвету и размеру ленточек, султанчиков, платочков и шарфиков, искусственных цветов, веночков, листиков, веточек и корзиночек и др. Слушая музыку, импровизируя музыкально-ритмические движения, дети должны иметь возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные средства предмета.
Наш детский сад активно привлекаем родителей к изготовлению театральных костюмов и атрибутов. Часто родители сами проявляют инициативу в разработке эскизов и изготовлении костюмов. Так же с большим удовольствием мамы и папы принимают участие в наших праздниках и утренниках. Совместное участие детей и родителей в театрализованной деятельности помогает им лучше узнать друг друга, способствует сплочению семьи. Например, мы провели в подготовительной к школе группе совместный праздник, посвящённый Международному женскому дню 8 марта. Кроме этого каждый год проводятся совместные музыкально-спортивные праздники : «День защитника Отечества» и «Мама, папа, я – спортивная семья!».
В работе музыкального руководителя необходимо использовать новые формы развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей которые способствуют формированию гармоничной личности.
Список используемой литературы:
1. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб. : СМИО Пресс 2010.
2. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2009. — № 3. — с. 78.
3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3. – с. 79.
4. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. — 2009. — № 6. — с. 83.