Алла Буева
Цикл наблюдений за сезонными явлениями с исследовательской деятельностью детей в течение месяца «Снег, снег, снежок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл наблюдений за сезонными явлениями с исследовательской деятельностью детей в течение месяца
по теме «Снег, снег, снежок…»(старшая группа)
1. Наблюдение " Снегопад"
Цель: Умение выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает снежинками, в теплую- снежными хлопьями, в мороз- «иголочками», желание любоваться снегом.
Средства: снегопад
Публикация «Цикл наблюдений за сезонными явлениями с исследовательской деятельностью детей в течение месяца „Снег, снег, снежок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
Способы: рассматривание, художественное слово, психогимнастика, дидактическая игра, вопросы к детям.
Вопросы к детям:
Чем вам нравится зима? Почему?
Что мы наблюдаем сейчас в природе? (снегопад)
Как вы думаете какая сейчас погода (безветренная, теплая погода)
Как падает снег (отдельными снежинками, " иголочками")
Снимите варежку, и снег упадет вам на руку" какой он?"
Назовите, какие основные свойства снега на ощупь? (холодный, белый, пушистый, мягкий.)
Подумайте и скажите, где еще можно встретить снег и только ли зимой?
Дидактическая игра: " Бывает, не бывает"
Цель: умение находить правильные ответы, делать выводы, обогащения знаниями и природе, о зиме активизация словаря.
(падает снег, бабочки летают, цветут одуванчики, наряжают ёлку, лепят снеговика, рисуют мелом, катаются с горки и др.)
Рефлексия: Этюд психогимнастики"Танец снежинок"
Предложить детям представить, что они превратились в легкие, пушистые снежинки, которые совершают свой долгий путь из тучки к земле. Дети свободно двигаются под музыку, выполняя произвольные движения.
2. Наблюдение: «Рассматривание снежинок»
Цель: Развитие наблюдательности и внимания, способность делать выводы и умозаключения при рассматривании снежинки,развитие интереса к русской природе.
Средства: снег, лупа для рассматривания, палочки для рисования
Способы: художественное слово, рассматривание, дидактическая игра, исследовательская деятельность, творческая художественная деятельность, тактильные действия.
Исследовательская работа:
• Как можно поближе рассмотреть снежинки (через лупу)
Предложить детям посмотреть снежинки через лупу.
• Что вы наблюдаете? (у снежинок сломались лучики)
• А как вы думаете, почему это произошло?
• У кого какие снежинки (при рассматривание через лупу?
(ажурные, серебристые, кружевные)
Дидактическая игра" Кто больше"
Цель: развитие словаря, умение описывать природное явление (снег, снежинки,
развитие словотворчества.
Словарь: ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие,
белые, воздушные сказочные и пр.
Художественное творчество:
Форма: Рисование
Тема " Снежинки на снегу"(палочками)
Цель: развитие фантазии, самостоятельности в передаче своих замыслов,
интереса к зимней природе, умение видеть красоту окружающего мира
3. Наблюдение: «Снег при разной температуре воздуха»
Цель : Самостоятельное установление зависимости между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра, развитие любознательности, активности, развитие словарного запаса речи.
Средства: снег, термометр, набор из бросового материала, ткани, шишки
Способы: художественное слово, дидактическая игра, поисковые вопросы, исследовательская деятельность, подвижная игра, тактильные ощущения
Исследовательская деятельность:
Предложить сравнить снег при обильном и необильном поливание водой (обратить внимание снега детей на то, что вязкость снега зависит от его влажности)
Какой стал снег после полива водой (влажный, липкий)
Объясните всегда ли нужно ждать потепления для постройки горки, снеговика? Почему?
Можно ли лепить из нашего снега? Почему? (нет он не очень влажный)
Подумайте и объясните, что для этого нужно? (полить еще водой, добавить снега)
Практическая деятельность " Отгадай, что слепили?"
Цель: развитие, фантазии, интереса, умение оценивать воё творчество и творчество товарищей, аккуратность.
Дидактическая игра"Слова-родственники"
Цель: умение подбирать однокоренные слова (к слову "снег")
Как называется комок из снега, который бросают, играя (Снежок)
А звездочка из снега? (Снежинка)
Кого лепят дети зимой из снега? (Снеговика)
Как называют внучку Деда Мороза, снежную девочку (Снегурочка)
А цветы, которые первыми вырастают из под снега (Подснежники
4. Наблюдение за снегом при постройке снежных фигур
Цель :Развитие представлений о том, что пластичность,вязкость снега зависит от влажности, развитие наблюдательности, интереса к экспериментированию, умение самостоятельно делать выводы, умение подбирать однокоренные слова
Средства: снег, лопаточки,ведра с водой, дополнительные материалы и детали (бросовый, природный материал
Способы: художественное слово, вопросы к детям поискового характера, исследовательская деятельность, тактильные ощущения, дидактическая игра, творческая деятельность, подвижная игра
Практическая работа:
Какая сегодня погода? (холодно, потеплело)
Предложить детям посмотреть на градусник и определить температуру воздуха.
Какой сегодня снег? (мокрый, рассыпчатый и пр.)
Объясните почему сегодня такой снег?
Что можно делать из снега? Почему можно? Почему нет (объяснения детей)
Подвижная игра " Снежки" (во время потепления)
Цель: умение лепить из снега снежки, развитие меткости и ловкости, радости от игры.
Практическая деятельность: " Слепи фигуру" (во время потепления)
Цель: умение лепить из снега разные фигурки, проявляя творчество и аккуратность, дополняя самостоятельно выбранными деталями.
5. Наблюдение «Следы на снегу»
Цель : Умение сравнивать следы птиц на рыхлом и утоптанном снегу. Развитие интереса, желание экспериментировать, отражать свои наблюдения в речи, в творческой деятельности, желание фантазировать, дружеские отношения к партнерам в игровых ситуациях.
Средства: снег, (площадка с рыхлым и утоптанным снегом, лупа
Способы: художественное слово, поисковые вопросы, практическая деятельность, дидактическая игра, подвижная игра
Исследовательская деятельность: " Мы следопыты"
Цель: рассматривание следов на рыхлом и утоптанном снегу, умение делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Какие следы вы нашли?
Где следы видны лучше? Почему?
Как вы думали что делали птички. кошки. собачки?
Чьи следы ещё можно увидеть?
Подумайте и скажите можно ли последам узнать взрослый это человек или ребенок?
Дидактическая игра" Распутай след"
Цель: развитие желание играть, воображения, фантазии, активности, умение сопереживать, договариваться друг с другом, наблюдательности, развитие познавательно- исследовательской деятельности.
Дети делятся на подгруппы и придумывают свой путь, запутывая следы, и отгадывают начало и конец пути друг у друга.
Упражнение " Назови правильно"
Цель: развитие грамматического строя речи, обогащение словаря.
След зайца- заячий
След лисы - лисий
След птицы- птичий
След от лыж -лыжный
След от санок- санный.
6. Наблюдение – опыт : «Защитные свойства снега»
Цель : Уточнить свойства снега, формирования понимания значение снежного покрова для жизни растений, представлений, что в природе все взаимосвязано, воспитание желание проявлять заботу к объектам живой природы, любовь и бережное отношение к природе
Средства: снег,3 баночки с водой, лопаточки
Способы: задание воспитателя, вопросы поискового характера, экспериментирование, зарисовка, практическая деятельность детей.
Исследовательская деятельность:
Поместить вместе с детьми баночки с одинаковым количеством воды:
на поверхности сугроба
зарыть неглубоко в снег
зарыть глубоко в снег
Понаблюдать за состоянием воды в баночках:
Что случилось с водой на поверхности сугроба? Почему?
Что случилось с водой в не глубоко закопанном снегу? Почему?
Что случилось с водой,глубоко закопанном в снегу? Почему?
Какое значение имеет снег для жизни растений?
Какой сугроб лучше для растений? Почему?
Что нужно сделать, чтобы деревья, растениями кустарникам было уютно зимой?
Литература:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕ-НИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. СоломенниковаО. А. "Ознакомление с природой в детском саду. " Старшая группа (5-6 лет) Соломеникова О. А. " Ознакомление с природой в детском саду". Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
3. Веракса Н. Е, Галимов О. Р. " Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)".
4. С. Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства» -М. : «Мозаика-Синтез», 2002г; «Юный эколог»Программа экологического воспитания дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2002г.
5.«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Мир растений. -М. : ТЦ Сфера, 2004.
6. П. Г. Саморукова. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду». Москва 1992г.