Черкасова Диана Владимировна
Конспект НОД в старшей группе «Поможем кукушке найти дорогу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Поможем кукушке найти дорогу»
Возрастная группа : старшая
Виды деятельности: игровой, коммуникативный, восприятие, познавательно-исследовательский, двигательный, музыкальный
Педагогическая технология: проблемный диалог
Основная форма проведения НОД: детское исследование, решение проблемной ситуации
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Поможем кукушке найти дорогу“» размещена в разделах
Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование у детей представлений о природном мире родного края
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представление детей о сезонных изменениях в природе, в жизни перелетных птиц.
2. Формировать представление детей о природной зоне Михайловска.
3. Познакомить с понятиями «степь» и «степная зона».
4. Формировать экологическую культуру.
5. Формировать умение участвовать в совместной исследовательской деятельности.
Развивающие:
1. Способствовать развитию у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи через совместную познавательно - исследовательскую деятельность.
2. Способствовать развитию мыслительных операций (сравнение, классификация) в процессе познавательно-исследовательской деятельности, способность переключаться с одного найденного решения на поиск другого в процессе анализа проблемной ситуации.
3. Способствовать развитию слухового внимания при проведении дидактических игр; развивать речевую активность при проведении беседы.
4. Способствовать сохранению физического и психического здоровья детей на основе двигательной активности при проведении игровых упражнений.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и воспитателем, желание работать коллективно, помогать друг другу.
2. Воспитывать любовь к родной природе, желание оказывать посильную помощь представителям животного мира.
Целевые ориентиры: дети овладевают основными культурными способами деятельности; обладают установкой положительного отношения к миру, разным видам труда; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым; обладают развитым воображением, различают условную и реальную ситуации; умеют подчиняться разным правилам и нормам; могут использовать речь для выражения своих мыслей, проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонны наблюдать и экспериментировать, обладают элементарными представлениями из области живой природы.
Практическая значимость: повышение уровня экологического сознания, а именно: формирование у детей понимания современных проблем окружающей среды, развитие умений анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за растительный и животный мир.
Предварительная работа: беседы о сезонных изменениях в природе; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, энциклопедий из серии «Мир природы», атласов, карт; изобразительная деятельность.
Оборудование: ИКТ, макет поля и лесополосы, шапочки для проведения подвижной игры, трубочки.
Организация и методика проведения образовательной деятельности
Этапы, виды и формы деятельности
Образовательная область Содержание совместной деятельности детей и педагога Образовательные и развивающие задачи Планируемый результат (целевые ориентиры)
Вводная часть
(мотивационный, подготовительный этап)
Речевое развитие (восприятие –
беседа,
художественное слово)
Социально-коммуникативное развитие (коммуникативный - приветствие)
Познавательное развитие (создание проблемной ситуации)
Воспитатель встречает детей.
1. Вводная беседа.
Воспитатель:
Необычное утро сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать вас!
Для важных дел собралась детвора,
Поздороваться нам настала пора! (Дети здороваются)
Ребята, посмотрите, в каком прекрасном зале мы с вами находимся. Это наш любимый детский сад. А вы знаете, как называется наш детский сад? (Ответы детей) Правильно, «Гармошка». Детский сад стал нам родным домом, здесь мы проводим много времени, учимся играть, петь, танцевать, читаем, рисуем, учимся дружить и уважать друг друга. Мы учимся жить в мире и согласии. Как вы думаете, какими качествами должны обладать дети и взрослые, для того, чтобы жить в мире и согласии? ( Ответы детей: Вежливые, дружные, щедрые, внимательные, добрые и т. д.) Я желаю вам приобрести эти качества и с пользой провести сегодня наше занятие.
Ребята, сегодня по дороге в детский сад я увидела одну птичку. Попробуйте угадать, что это за птичка.
Не ворона, не синица.
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку.
Раздалось вокруг: «Ку-ку!» (Кукушка)
Увидев эту птичку, я очень удивилась. Почему? ( Ответы детей: Кукушка - перелетная птица, а сейчас осень, кукушка должна была улететь в теплые края)
Кукушка (анимация) : Ребята, я летела в теплые края, сбилась с пути и оказалась в вашем городе. С высоты птичьего полета я увидела, какой красивый ваш город. А как он называется? (Михайловск). Я живу в лиственном лесу, где много дубов, кленов, осин и берез, но в начале осени улетаю в Африку, где очень жарко и растут тропические растения. Поэтому я и заблудилась. В вашем в городе совсем другая природа, другие растения. Способствовать развитию слухового внимания; развивать речевую активность при проведении беседы; активизировать словарь; воспитывать желание прийти на помощь;
способствовать развитию познавательно-исследовательского интереса для решения проблемной задачи; совершенствовать двигательную активность детей.
Дети эмоционально вовлекаются в действия. Взаимодействуют с взрослым и сверстниками
Основная часть
(содержательный, деятельностный этап)
Речевое развитие (восприятие фольклора, построение речевого высказывания-
беседа) Социально-коммуникативное развитие (коммуникативный) Познавательное развитие (познавательно-исследовательский – проведение опыта, работа с демонстрационным материалом
Физическое развитие (игровой, двигательный- физминутка,
подвижная игра)
Воспитатель: Ребята, кукушка заблудилась, не может найти дорогу, ей незнакомы наши места. Давайте попробуем объяснить Кукушке, чем отличается природа нашего города от природы лиственных лесов и пустыни (на мольбертах лиственный лес и пустыня).
Как вы можете охарактеризовать природу в нашем городе, у нас лес, пустыня? (Ответы детей)
Вы предложили много ответов. А куда мы можем отправиться для проверки наших предположений? (Ответы детей) Я предлагаю вам отправиться на виртуальную прогулку на участок нашего детского сада. Давайте вспомним русскую народную потешку и отправимся в путь.
4. Физминутка
Дети проговаривают потешку и выполняют движения:
Большие ноги шли по дороге :
То-оп, то-оп, то-оп, то-оп.
Маленькие ножки бежали по дорожке :
Топ, топ, топ, топ, топ.
Топ, топ, топ, топ, топ.
Ножки мои ножки,
Бегите по дорожке.
Ручки мои ручки,
Хватайтесь за тучки.
Введение в систему знаний (интерактивная доска – изображение детской площадки)
Воспитатель: Вот мы с вами и на нашем участке. Посмотрите, здесь есть скамейки. Давайте присядем, отдохнем (обращает внимание на интерактивную доску - на доске слайды с изображением деревьев, кустарников, травы и земли на участке) Смотрите как интересно, как много кустарников, травы, цветов, и деревья есть. Назовите мне деревья, которые растут на участке детского сада ( Ответы детей: дуб, клен, береза) Воспитатель: Ребята, как эти деревья появились на нашем участке? ( Ответы детей: мы их посадили) Мы посадили на площадке деревья, цветы и кустарники (Слайды). Для чего? ( Ответы детей: чтобы было красиво, чтобы была тень, чтобы задерживался ветер).
Воспитатель: А хотите посмотреть, как выглядела территория нашего детского сада раньше? (слайды с изображением строящегося детского сада) Посмотрите, ничего нет, кроме бескрайней степи. Наш город Михайловск находится в природной зоне под названием «степь» (Дети повторяют слово).
Степь - это равнина, покрытая травянистой растительностью (слайды с изображением степи). Степи славятся своими высокими травами. В степи почти нет деревьев, да и кустарников немного. Летом в степи очень жарко. Воды почти нет. Когда-то степей было много, но люди стали их распахивать, сажать зерновые культуры и различные виды растений, которые можно перерабатывать и использовать в пищу. Постепенно степи стали превращаться в огромные поля. Вокруг нашего города Михайловска много полей, на которых люди выращивают различные культуры (подсолнечник, кукурузу, пшеницу, сахарную свеклу – слайды) Мы живем на юге, земля у нас очень плодородная, но существует очень большая проблема. В нашем регионе часто дует сильный ветер, а это очень вредно для урожая. Почему? ( Ответы детей: не созревшие колосья пшеницы или подсолнечник осыпаются, другие растения становятся слабыми и тонкими). И люди смогли решить эту проблему. Вы знаете, как? (Ответы детей) Многие, кто путешествовал на автомобиле или поезде по южным районам нашей страны, замечали, что поля пшеницы и сахарной свеклы разделены посадками тополей, берез или других деревьев. Это лесополосы, которые специально сажают люди для сохранения урожая от ветра, снежных и пыльных бурь. Также деревья задерживают снег на полях, увеличивая запасы влаги в почве (слайды с изображением лесополосы). Где же взять столько деревьев, чтобы потом их рассадить в нужное место полосой? Их нужно вырастить. Люди стали создавать питомники, из семян выращивать деревья и рассаживать по полям (слайды с изображением питомника)
Кукушка (анимация) : Ребята, я случайно оказалась в вашем городе, познакомилась с вами, вы мне очень понравились и я хочу с вами поиграть.
Проводится подвижная игра «Кукушка» (дети надевают шапочки «Кукушка»)
Кукушки летели. (Дети бегают врассыпную и машут руками).
Все люди глядели.
Кукушки садились. (Дети приседают, руки за спиной)
Все люди дивились.
Сели, посидели.
Взвились, полетели. (Дети бегают врассыпную и машут руками).
Полетели, полетели,
Песенку запели (ку-ку-ку-ку)
Дети садятся на стулья.
Кукушка (анимация) : Молодцы, ребята. Хорошо поиграли. И все-таки мне не верится, что люди поступают правильно, сажая деревья в степи.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем доказать кукушке, что лесополосы сохраняют урожай от ветра.
Нам нужно вернуться с площадки в детский сад и провести очень интересный опыт. Сейчас я произнесу волшебные слова, и мы вернемся в наш детский сад. «Раз, два, три повернись - снова в садике окажись!»
Проводится опыт (на столе макет поля – контейнер с рассадой, дети дуют в трубочки, имитируя порывы ветра - растения шатаются; затем вокруг «поля» размещается макет лесополосы, дети дуют в трубочки и объясняют, что происходит с растениями на «поле»)
Вывод: лесополоса защищает растения от ветра.
Воспитатель: Кукушка, ты увидела, что природа нашего города совсем не похожа на природу твоего обитания (это северные районы нашей страны – демонстрация картинки) и природу жарких стран (южная часть нашего земного шара - демонстрация картинки, поэтому тебе нужно лететь дальше, на юг, но поторопись, скоро зима.
Кукушка (анимация) : Спасибо вам, ребята. Мне очень понравилось у вас в гостях, я немного отдохнула, мне пора улетать. До свидания! Формировать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи; развивать фонематический слух, умение вслушиваться в слова, понимать их значение; формировать представление природной зоне - степь; способствовать развитию и сохранению познавательного интереса на протяжении всего действия; способствовать сохранению физического и психического здоровья детей на основе двигательной активности при проведении подвижной игры и посредством дыхательной гимнастики;
развивать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности;
развивать умение работать коллективно, помогать друг другу. Дети эмоционально вовлекаются в действия с предметами. Любознательны, задают вопросы.
Строят речевое высказывание.
Проявляют интерес к участию в совместных играх
Воспринимают здоровый образ жизни как ценность; укрепляют здоровье
Заключительная часть (рефлексивный этап) – открытый конец
Речевое развитие (построение речевого высказывания – беседа)
Социально-коммуникативное развитие (коммуникативный)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наша виртуальная прогулка по участку детского сада? Что вам запомнилось? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? (Ответы детей)
Я предлагаю вам пойти на прогулку и еще раз посмотреть на наши растения на участке (открытый конец).
Совершенствовать грамматический строй речи при составлении полных ответов на вопрос
Дети эмоционально вовлекаются в действия. Взаимодействуют с взрослым и сверстниками