Галина Коротчина
Методическая разработка «Неделя хорошего настроения»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Цель: создание комфортной психологической атмосферы в ОУ.
Содержание:
Понедельник «Все только начинается!»
• Акция «Радуга настроения»
• Акция «С днем рождения!»
• Фоторепортаж «Подари свою улыбку»
Вторник «Выбирайте счастье и радость!»
• Акция «Ларец радости, или предсказания черно – белого ослика»
• Акция «С днем рождения!»
• Олимпиада по сказкам
Среда «Пусть мы разные, и что ж! Только ты меня поймешь!»
• Марафон «Лавка добрых качеств»
Публикация «Методическая разработка „Неделя хорошего настроения“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
• Акция «С днем рождения!»
• Конкурс рисунков «Мы все такие разные»
Четверг «День встреч»
• Акция «С днем рождения!»
• Занятие для воспитателей и педагогов «Мозаика эффективного общения»
Пятница «По следам Недели»
• Акция «Радуга настроения»
• Акция «С днем рождения!»
• Подведение итогов (оформление стенгазеты)
Одним из ведущих видов работы на Недели стали психологические акции. Психологические акции – это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве образовательного учреждения. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат. Основная цель таких акций - расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете». Важные особенности акции – ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто не хочет ее замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; образовательное учреждение становится единым целым, а находящиеся в нем люди – близкими и интересными собеседниками.
В течение Недели нами были проведены следующие акции:
«Радуга настроения»
Цель: сравнить эмоциональную атмосферу в ОУ в начале и в конце Недели.
В понедельник (перед началом рабочего дня) в холле первого этажа ОУ был установлен красочный стенд с названием Недели, ее содержанием, названием каждого дня.
Всем входящим в здание ОУ (родители с детьми, воспитатели, педагоги, сотрудники) предлагалось опустить жетон в заранее подготовленные цветные корзины. К взрослым мы обращались так: «Доброе утро! Опустите, пожалуйста, жетон в ту корзину, цвет которой соответствует вашему настроению сейчас». Детей просили опустить жетон в ту корзину, которая ему нравится.
В течение дня после подсчетов жетонов на стенд была вывешена цветограмма «Наше настроение сегодня» с результатами. В пятницу процедура повторилась вновь и к уже имеющейся цветограмме добавилась еще одна «Наше настроение перед выходными».
Для определения эмоционального состояния с помощью цвета мы использовали шкалу цветового диапазона настроений по методике А. Н. Лутошкина.
Цвет Эмоциональное состояние
красный восторженное
зеленый спокойное
голубой грустное
желтый хорошее
черный плохое
Акция «Ларец радости, или Предсказания черно – белого ослика»
Цель: создать благоприятный эмоциональный климат в ОУ, получить положительные эмоции в начале дня.
С утра на входе в ОУ всех посетителей встречал ведущий в костюме «ослика ИА» с ларцом в руках. В этом ларце мы собрали самые лучшие выражения, фразы и комплименты. Каждый, кто подходил к «ларцу радости» мог вытащить фразу, предназначенную именно ему, а «Ослик ИА» ее громко зачитывал.
Акция «С днем рождения!»
Для проведения этой акции нами была выполнена предварительная работа: сначала был составлен список всех именинников (с 24 по 29 сентября 2018 г., а затем собраны их фотографии. В течение всей Недели виновников торжества не просто поздравили, но и разместили их фотографии в красивых праздничных рамках на стенде Недели, а также подарили небольшие подарки (детям - мягкие игрушки, взрослым – рамки для фото).
Акция «Подари свою улыбку»
Цель: развить позитивное самоощущение, связанное с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе. Доставить всем участникам радость и удовольствие от мероприятия.
В течение всего дня ведущие (лучше 2 человека) фотографировали всех, кто пожелал «подарить» частицу своего хорошего настроения окружающим. На следующий день все участники акции имели возможность найти свою фотографию среди множества других. Фотографии были развешаны в холле на первом этаже и возле групп на первом и втором этажах.
Марафон «Лавка добрых качеств»
Цель: познакомить участников игры с разнообразием личностных качеств, способствовать развитию навыков самоанализа и оценки своих возможностей, формированию конструктивного отношения к негативным качествам личности.
Игру можно проводить не только в начале рабочего дня, но и вечером (для тех, кто с утра не успел поучаствовать в игре).
Действие игры проходит в виде «купли - продажи». Дети и взрослые играют роль покупателей, а ведущие – продавцов. Игра разворачивается возле импровизированной лавки. «Купля – продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, послушание, аккуратность и т. д., которых, по мнению покупателей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (жадность, грубость, неряшливость и т. д., или же на свои положительные, которые имеются в избытке. Список качеств, которые можно «купить» вывешиваются на доступном месте. Качества, которые необходимо «продать» покупатели называют сами или с помощью взрослого (в случае, если ребенок затрудняется).
Большое значение в игре имеет поведение продавцов (как минимум два человека). Они должны вести себя как продавцы с восточного рынка: активно приглашать покупателей, хвалить ассортимент своего товара, одобрять выбор, торговаться, подсказывать тем, кто затрудняется сделать выбор.
В течение игры покупка, количество покупаемого товара, а также товар, приобретенный продавцом взамен, фиксируется в протоколах вторым продавцом, для анализа результатов игры.
Действительность сделки подтверждает выданный покупателю именной чек, в котором указывается приобретенный и сданный товар в килограммах, кроме массы указывается срок годности (один день) и фамилия продавца. Чеки желательно пронумеровать, чтобы было легче определить количество покупателей.
По завершении игры «продавцы» подводят итоги «торгов», а результаты вывешивают на стенде Недели.
Кроме акций в течение Недели воспитатели в своих группах провели конкурс рисунков «Мы все такие разные» и олимпиады по сказкам. Фотоотчеты с этих мероприятий также были размещены на стенде Недели.
В рамках Недели, а также в преддверии профессионального праздника («День дошкольного работника») с педагогическим коллективом ГДО была проведена психологическая игра «Мозаика эффективного общения».
Цель: Предоставить участникам возможность вступить во взаимодействие друг с другом, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модель эффективного общения.
Ход занятия
Ведущий: «Когда –то мы с вами избрали профессию, в которой без умения общаться, невозможно себя реализовать. Мы знаем законы конструктивного общения, но не всегда их применяем. Эмоции захлестывают нас, чувства переполняют… Тем более, что общаться нам приходится с самыми разными людьми – детьми, родителями, коллегами по работе».
«Шкала отношений»
Ведущий: «Посмотрите на шкалу. В ней отражено эмоционально положительное и эмоционально отрицательное отношение к вам коллег.
- +
- - + +
- - - + + +
A B C D E F
Точка F символизирует коллегу, который, что называется, боготворит вас. Даже если сейчас среди ваших коллег такого нет, в принципе, это возможно.
Точка А символизирует его антипода – человека, у которого резко негативное отношение к вам. Такое тоже возможно.
Точка Е – коллегу, который настолько хорошо к вам относится, что его по праву можно назвать вашим единомышленником.
Точка B – коллегу, который испытывает к вам явную антипатию. Правда не токую как А, но все же недолюбливает вас.
Точка D – коллегу, который относится к вам неплохо.
Точка С – коллегу, который относится к вам скорее отрицательно, чем положительно.
Остается незанятой середина шкалы. Как вы думаете, кем она будет занята? Да, теми, кто относится к вам нейтрально. Так, к вам могут относится те, кто вас совсем не знает. День знакомство обязательно перевесит этого человека либо вправо, либо влево по шкале.
Ответ на вопрос «С кем вам лучше работать?» - предсказуем. Что же нужно сделать, чтобы те, кого мы отнесли к левой зоне шкалы отношений, легче принимали позиции своих коллег? Ответ очевиден – «перевести» их в правую зону шкалы. А это значит, вызвать к себе эмоционально положительное отношение, расположить к себе.
Приемы, с которыми я хочу вас познакомить, не будут для вас открытием, наверняка вы их знаете. С их помощью нельзя никого ни в чем убедить и никому ничего доказать, можно лишь расположить к себе человека.
Много это или мало для повышения эффективности нашей работы каждый будет решать сам.
Предлагаю сесть в круг».
Ведущий раздает каждому участнику калейдоскопы.
«Узоры общения»
Ведущий: «Посмотрите в калейдоскопы. Вы видите маленькие частички стекла, каждая из которых имеет свой цвет и свою форму и очень хороша сама по себе. Но посмотрите, что происходит, когда эти частички объединяются по две, по три. Получаются яркие, многоцветные узоры. Так и люди: каждый сам по себе имеет ценность, каждый красив. Но когда люди объединяются друг с другом, они могут создать удивительные узоры общения.
У нас будет три калейдоскопа:
Первый, настоящий - он у вас в руках;
Второй, бумажный - мы создадим его на ватмане;
Третий, волшебный, человеческий - он появится благодаря тому, что каждый участник превратится в человека – стеклышко».
Задание первое: Индивидуальность
Ведущий: «Представьте, что мы стали частичками узора в калейдоскопе общения. Сейчас мы создадим первый узор на нашем бумажном калейдоскопе, который будет называться «Индивидуальность».
Каждый получает кружок из бумаги.
Ведущий: «Создайте свой узор, отражающий ваш характер, настроение, ваше «Я». Это не обязательно будет сюжетный рисунок, может появиться игра цветов, формы, все, что угодно».
Участники рисуют и приклеивают кружки.
Ведущий: «Посмотрите, в нашем калейдоскопе получился первый узор, который мы воплотили в символах. Нет повторяющихся элементов, каждый индивидуален. Мы назовем его правилом принятия индивидуальности партнера.
Ведущий: «Звучание собственного имени для слуха человека – самая приятная мелодия. Так используйте эту мелодию для того человека, с кем вы говорите.
А почему так? В чем психологический механизм приема управленческого общения, который называется «Имя собственное?»
Механизм приема «Имя собственное»
1.1. Обращение к человеку по имени
1.2. Внимание к данной личности
1.3. Утверждение человека как личности
1.4. Удовлетворение потребности
1.5. Образование положительных эмоций
1.6. Расположенность к источнику этих эмоций
Комментарий:
1.1. – имя, присвоенное данной личности, сопровождает ее от первых и до последних дней жизни. Имя и личность неразделимы.
1.2. – когда к человеку обращаются по имени, а имя – символ личности, то вольно или невольно показывают внимание к данной личности.
1.3. – внимание к личности – это и утверждение данной личности.
1.4. – если человек получает подтверждение, что он – личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.
1.5. – чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые не обязательно сознаются человеком.
1.6. – если некто вызывает у вас положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе и располагает.
Ведущий: «Вот теперь может появиться наш второй узор – узор под названием «Имя собственное».
Приклеиваем ромбы, на которых нужно написать свои имена».
3-е задание
Ведущий: «Когда люди общаются между собой, они создают общие узоры. Эти узоры могут быть очень красивыми, если люди доброжелательны друг к другу. Понять, насколько человек доброжелателен, можно даже по тому, как он приветствует другого человека.
Давайте проведем эксперимент. Предлагаю поприветствовать друг друга так, как это делают люди в разных странах.
• Сложить руки на уровне груди и поклониться (Япония);
• Крепко обняться (Россия)
• Потереться носами (Новая Зеландия)
• Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии (Великобритания)
• Показать язык (Тибет)
• Какие чувства вызвали такие приветствия?
• Какое из них было самым приятным?
Конечно же, нам приятнее всего видеть улыбающееся лицо. Вот мы и подошли с вами к следующему приему эффективного общения «Зеркало отношения».
Психологический механизм приема «Зеркало отношения»
1.1. Добрая улыбка, приятное выражение лица
1.2. Сигнал: «Я – вам друг»
1.3. Друг обеспечивает защищенность
1.4. Удовлетворение потребностей в защищенности
1.5. Образование положительных эмоций
1.6. Расположенность к источнику положительных эмоций
Комментарий:
1.1. – большинство людей искренне и по - доброму улыбаются своим друзьям, а не врагам
1.2. – если у человека на лице мягкая, приветливая улыбка, то, скорее всего, это сигнал: «Я – ваш друг»
1.3. – друг – это единомышленник, сторонник, защитник
1.4. – одной из потребностей человека является потребность в безопасности, защищенности. Друг повышает защищенность, то есть удовлетворяет эту потребность
1.5. – чувство удовлетворенности вызывает у человека положительные эмоции
1.6. – если некто вызывает у вас положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе, располагает, то есть формирует аттракцию (притяжение, привлечение).
Ведущий: «Давайте закрепим этот прием в нашем бумажном калейдоскопе – приклеим улыбки. Посмотрите, как преобразился наш калейдоскоп!».
Ведущий: «Что такое комплименты? Это слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Как вы думаете, что произойдет с человеком, если ему часто повторять: «Вы же умница» или «Вы же великолепный оратор», - хотя на самом деле это совсем не так? Правильно, через некоторое время человек действительно поверит в эти способности и будет стремиться полнее реализовать свой капитал, потому что в основе механизма действия комплиментов лежит психологический феномен внушения».
Механизм влияния приема «Золотые слова»
1.1. «Золотые слова» (комплименты)
1.2. Эффект внушения
1.3. «Заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании
1.4. Образование положительных эмоций
1.5. Расположенность к источнику положительных эмоций
Комментарий:
1.1. - человек слышит в свой адрес слова, то есть комплименты
1.2. – если комплимент сделан по всем правилам, то возникает эффект внушения
1.3. – следствие внушения – «заочное» удовлетворение потребности выглядеть лучше
1.4. – следствие удовлетворения потребности – образование положительных эмоций
1.5. - если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе, располагает, то есть формирует аттракцию (притяжение, привлечение).
Ведущий: «В этом приеме есть подводные камни, потому что важно уметь делать комплименты правильно. Хочу познакомить вас с тем, как правильно делать комплименты».
Как правильно сделать комплимент?
1. Без двусмысленности, например, «Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности тонко и остроумно уходить от ответа».
2. Без гипербол, то есть положительное качество в комплименте должно быть лишь немного преувеличено.
3. Учитывать высокое мнение партнера о себе, то есть если комплимент по значимости ниже уровня самооценки партнера, то для него такой комплимент не будет приятен.
4. Без претензий: в случае, если человек вовсе не стремится к совершенствованию качества, которое вы у него подчеркнули.
5. Без дидактики: комплимент не должен содержать советов по улучшению, например, «Твердость убеждений украшает мужчину! Умей отстаивать свои позиции!».
6. Без «приправ», например, «Руки у тебя золотые, а вот язык – враг твой».
Ведущий: «Предлагаю встать в круг. Используя схему «Как правильно делать комплименты», скажите комплимент соседу слева. Я начну: «…меня всегда поражает широта вашего кругозора!» или «… я раньше не знала, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях!
Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. Продолжим создание узоров в нашем калейдоскопе. Необходимо приклеить овалы и записать на них комплимент себе – тот, который вам приятно было бы услышать».
Ведущий: «Для того, чтобы уметь конструктивно общаться, надо, по крайней мере, понимать друг друга. Чтобы закончить узор в нашем калейдоскопе приемов общения, предлагаю послушать притчу о понимании».
Притча о понимании
Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.
- Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим очень трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
- А на каком языке вы говорите?
-Все молодое поколение говорит на тарабарском.
-А старые жители?
Задумались молодые люди и признались:
- Мы у них не спрашивали.
- Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!
Ведущий: «Надеюсь, что сегодня вы меня не только слушали, но и слышали. Это еще один прием общения – терпеливо слушать и слышать собеседника. Я размышляла над тем, что может быть символом для этого правила, и решила, что это может быть раковина. Ведь когда мы берем раковину в руку, первое, что мы делаем, это прикладываем ее к уху и не только слушаем, но и слышим море… Символом этого приема будет раковина».
Все получают и приклеивают раковины.
Ведущий: «Таким образом мы заканчиваем узор калейдоскопа. Итак, наш с вами калейдоскоп закрутился, приобрел целостность и завершенность. Перед вами мозаика из правил, приемов эффективного общения».
Работа завершается ритуалом прощания.
Литература:
1. Мозаика управленческого общения// Школьный психолог. - №12. – 2011. – с. 40-44
2. Практика защиты от негативного воздействия собеседника/ под ред. И. Скрипник. – М. ; 2008. – 160 с.