Марина Рябова
Роль эмоционального воздействия педагога в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль эмоционального воздействия педагога в развитии детей раннего возраста
Каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита им полноценно, без неоправданного ускорения, - ведь тем самым закладывается основа для перехода на следующую ступень развития. В случае нарушения этого принципа имеют место негативные последствия. Так, ограничение ребенка в раннем возрасте в ласке, любви и физическом контакте приводит к его отставанию в познании окружающего мира, к снижению активности и нарастанию вялости, апатичности, к затрудненному развитию навыков общения. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость) [2].Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, К. Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности.
Публикация «Роль эмоционального воздействия педагога в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одной из первых задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от17.10.2013 №1155, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.
Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них хорошее настроение, объясняя малышам, разговаривая с ними, произношу это бодро, весело, ласково чем вызываю ответные положительные эмоции, желание заниматься.
Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях
Организация работы педагога.
Учитывая важность подвижной игры в жизни ребенка, а также ее оздоровительное и всестороннее значение в развитии ребенка, мною
- сделана подборка методической литературы по организации подвижных игр.
- составлена картотека подвижных игр с учетом следующих требований:
Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития.
Дети 3-го года жизни плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, предпочитают стабильность.
Поэтому особое внимание я уделила формированию предметно-развивающей среде -
планированию обстановки помещения группы или ее изменения до прихода детей в группу (замена игровых зон – постепенная, с учетом возраста и интересов детей).
В этом возрасте дети не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом. Поэтому стоит организовать игровые зоны для одновременной игры для 2-3 человек, а также учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, т. к. взрослый – это основной партнер в играх и занятиях ребенка (большая мебель, удобный подход к игровому уголку). Все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Педагоги стараются, чтобы материалы были яркими, красочными, привлекательными. Замена игрушек делается периодически. Выкладывают их не много, чтобы не затруднять выбор ребенка и не пропадал интерес к ним. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым.
В младших группах пособия, используемые в игре, целесообразнее располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. Например, ставят скамейку, детям предлагают встать на нее - начинается игра ("Воробушки и кот") или натягивают веревку, детей располагают около нее ("Наседка и цыплята", на примере нашей игры- гнездышко, детям предлагается встать в кольцо.
Подвижные игры имеют особенно важное значение. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. У детей еще мал опыт самостоятельной двигательной деятельности, многие движения начинают только формироваться, игровая деятельность находится в периоде становления. Чтобы игра могла состояться, для детей раннего дошкольного возраста очень важно, насколько освоены основные движения, какие знания об окружающем имеют дети, потому обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений - как физических упражнений, так и имитационных.
Эти задачи ставятся в перспективном планировании, комплексно-тематическом и календарном с соблюдением принципа интеграции образовательных областей. На физкультурных занятиях у детей раннего возраста формируется умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку, умение ходить и бегать, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительный ориентир, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
Подвижные игры для малышей носят тематический характер.
Знания возрастных, физических и индивидуальных особенностей детей помогает правильно подобрать для них ту или иную игру. Несколько упростить или же усложнить ее к силам играющих. Для активизации неуверенных,застенчивых малышей объединяю со смелыми и активными ребятами.
Дети трехлетнего возраста еще не могут самостоятельно организовать игру. Поэтому необходимо систематическое руководство ею со стороны воспитателя.
Для самостоятельной двигательной игровой деятельности малышей рекомендуются игры с предметами: каталками, вожжами, мячами, обручами, воротцами. Эти игры используют для развития навыков как индивидуальной, так и элементарной совместной игры. Например, я даю двум детям мяч и подсказываю, как нужно катать его от одного к другому. В соответствии с требованиями общеобразовательной программы для развития игровой деятельности я создаю в течение дня условия для свободной игры детей, наблюдаю за играющими детьми и косвенно помогаю отображать тематику и события дня в играх, косвенно руковожу игрой, если игра носит стереотипный характер.
Руководство в ходе игры. В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений.
Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы
Вначале подвижные игры очень просты, их содержание, понятия и определения взяты из детского мира: дети, зверушки, простые предметы и действия с ними.
Правильно ходить ребенок быстрее научится по черте, проведенной на земле, по лавочке ; играют в зверушек, идущих друг за другом; в солдат, марширующих в колонне; в детей, переходящих мостик над водой; в поезд, идущий по рельсам, и т. п. Когда будет освоена ходьба по прямой, можно добавить ходьбу зигзагом между препятствиями (кубиками).
Игры на развитие ходьбы, бега
бегать, прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе
Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание.
Детей учат двигаться стайкой, не мешая друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке». Малыши вместе со взрослым зовут: «Мишка, выходи!», пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под «упавшее дерево». Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда собирают раскатившиеся колечки (шарики). Для этого воспитатель устраивает перебежки детей : «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить перевозбудившихся, чтобы снова включить их в игру).
Дети после 1 года 8 месяцев могут выполнять имитационные движения, подражая не только знакомому персонажу, но и явлениям природы: показывают, как летят снежинки (А. Барто «Снег кружится») и т. д.
При проведении подвижной игры, воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых: «Все летают, как воробышки, пьют водичку, клюют зернышки» (игра «Воробышки и автомобиль»). Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру повторяют 2-3 раза, отмечая положительный настрой детей : «Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!»
Правильно ходить, быстро бегать, прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе.
Первые подвижные игры детей носят подражательный характер. Они связаны с какими-нибудь знакомыми для малышей образами, например: курицы и цыплят в игре «Наседка и цыплята». Эта игра состоит из одного-двух подражательных действий: цыплята бегают, клюют зернышки, на призыв наседки «ко-ко-ко!» они бегут к матери и садятся вокруг.
В первом полугодии воспитатель, организуя с детьми подвижные игры, вводит правило непосредственно во время игры: «Вы все мои птички. Я ваша мама. Маленькие птички летают, веселятся. Птичка-мама хлопнула крыльями — все маленькие птенчики подлетают ко мне. Ну, полетели, полетели! Хлоп! Я уже хлопнула — все летят ко мне. Вот какие хорошие у меня птенчики, все прилетели!»
В подвижных играх желательно использовать атрибуты, позволяющие выделить роли, которые выполняют дети и педагог. Мы использовали в игре атрибуты: шапочки воробьев, солнышко, тучку, цветы….
Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений я подбирала игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка (как правило, для детей младшего возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием).
В раннем возрасте осенью стоят такие задачи: расширять знания детей о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных птиц осенью. В соответствии с принципами интеграции эта тематика проходила у меня по всем образовательным областям. Например: в физкультурных занятиях ОРУ «Забавные птички», «Мы как воробушки»,», подв. игра «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот», подвижная игра «Птички летают» под музыку Г. Фрида «Птички».
Чтобы игра могла состояться, чтобы она была эмоционально насыщена очень важно, какие знания об окружающем имеют дети.
Общаясь с малышами, организую контакт с ними «на уровне глаз». Сажусь на маленький стул, наклоняюсь к нему, сажусь вместе с детьми на ковре, на диване. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.
Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них хорошее настроение. Когда я что-либо объясняю малышам, разговариваю с ними, то делаю это бодро, весело, ласково и тем вызываю ответные положительные эмоции, желание заниматься.
Стихи, потешки он читаю живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте.
Для лучшего понимания игрового сюжета провожу предварительную работу: читаю художественные произведения, организую наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий, просматриваем видеофильмы, кино- и диадильмы, проваожу беседы. Перед проведением первой игры я использую крошку-сказку или сюжетный рассказ в который входят правила игры и сигнал. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений. Например образец рассказа к игре «Воробушки». «Жили-были маленькие серенькие воробушки. В ясный летний день они летали по саду и искали насекомых или зернышки. Однажды появилась кошка и замяукала. Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Давайте поиграем в эту игру. Вы будете маленькими воробушками, а я кошкой. Стульчики будут вашими домиками, а я буду изображать кошку. Воробушки, вылетайте! А как только кошка замяукает, воробушки должны лететь в гнездышки. Я играю с ними,выполняя и роль воробушек и кошки. При последующем проведении игры детям предлагаются новые варианты: клюют зернышки, бегут на сигнал, попискивают «пи-пи», приговаривают «клюю-клю». А затем роль кошки можно поручить наиболее активному ребенку. Значительно оживляет игру различные атрибуты: шапочки с изображением воробушек и кошки, сигналы, ориентры которые я использую в игре.
Нередко педагогу бывает сложно придумать объяснение игры. Для облегчения задачи можно использовать стихи. Например:
В гнезде воробушки живут
И утром все встают.
"Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик" -
Так весело поют.
"Воробушки" встают, машут "крылышками", "чирикают".
Довольно в гнездышке сидеть,
Пора на солнышко лететь.
" Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик" -
И крылышки согреть.
Вылетают" из угла комнаты, кружатся, "чирикают".)
Беседы, рассказы и сказки способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений
Распределение ролей. Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подает сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет играющих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их задача - не попасться водящему. Водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего исполняет он сам.
В младшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, воспитатель передает роль водящего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играющих к условиям он чаще делает вид, что ловит. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать нагрузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.
В младших группах можно применять игры соревновательного характера, направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении: "Кто тихо пробежит" (дети по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине сидит воспитатель с закрытыми глазами; если он услышит тяжелый бег, то открывает глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры, "Кто легко спрыгнет", "Кто подлезет и не заденет" и т. д
Подведение итогов.
Воспитатель или сами играющие оценивают успехи водящего и других детей, выясняют причины успешных действий, отмечают различные варианты, позволяющие достичь положительных результатов при решении двигательной задачи.
Планируя свою работу, я стремюсь не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня.
Особое значение имеет доброжелательное, заботливое отношение к каждому малышу, в готовности прийти на помощь, терпеливо и доброжелательно приучать детей к совместному образу жизни и посильной для них самостоятельности. Быть веселым, улыбчивым, ласковым и терпеливым – обязательное условие успешной работы с малышами. В «педагогической копилке» воспитателя всегда должен быть запас различных игровых приемов, занимательных игр, шуток, образных импровизаций, прибауток, стишков.
За проведенную работу в течение нескольких месяцев мы видим, что целевые ориентиры дошкольного образования в игровой деятельности, обозначенные в ФГОС ДО выполняются: дети стремятся к общению со взрослыми, подражают им в движениях и действиях, откликаются на игру, предложенную взрослым, принимают игровую задачу.