Наталья Дзебелюк
«Свойства воздуха». Конспект занятия в средней группе с использованием опытно-исследовательской технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе «Свойства воздуха»
с использованием опытно-исследовательской технологии
Цель: формировать представление о воздухе и его свойствах.
Программное содержание: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать навыки проведения опытов; поощрять выдвижение гипотез; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование и материалы:
- полиэтиленовые пакеты по количеству детей;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- камешки
- мыльные пузыри по количеству детей;
- веера по количеству детей;
- песочные часы;
- воздушные шары по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами будем учеными, и займёмся исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг себя? (Нет) Почему? (Он прозрачный) Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас мы это с вами проверим. Приступим к опытам.
Опыт №1. Как обнаружить воздух?
Воспитатель: Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Возьмите веер и помашите им перед своим лицом. Что вы почувствовали? (Лёгкий ветерок)
Воспитатель: Воздух мы не видим, но можем почувствовать, создав его движение.
Опыт №2 Как можно поймать воздух?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно поймать воздух? (Ответы детей) Сейчас я научу вас ловить воздух. Воздух можно «поймать» в пакет. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Ничего)
Воспитатель: Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что стало с пакетом? (Ответы детей) Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал пустым. Почему? (В нём нет воздуха)
Воспитатель: Вывод: воздух можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили его.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, воздушные шары, шины у транспорта, надувная лодка, спасательный круг)
Опыт №3 Есть ли воздух внутри человека?
Воспитатель: - Ребята, есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей) Что бы это узнать, возьмите трубочку, опустите ее в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки воздуха)
Воспитатель: - Какие ещё можно надувать пузыри? (Мыльные) Давайте возьмем баночки с мыльными пузырями и надуем их. (Дети надувают мыльные пузыри)
Воспитатель: Как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)
Воспитатель: Вот видите, это значит, что воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку и воздух выходит, мы дуем - мыльные пузыри надуваются, летят.
Физкультминутка "Ветер веет над полями":
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте)
Там немного отдохнём. (Дети садятся)
Воспитатель: - А теперь, ребята, мы снова продолжим наши опыты, пройдём на свои места.
Опыт №4. Есть ли воздух в камне?
У каждого ребёнка на столе лежат камешки.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а в камешках есть воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: - Сейчас мы это проверим с помощью опыта. Опустите камешки в стакан с водой и внимательно понаблюдайте, что произойдёт. Что вы видите? (Пузырьки) Что это за пузырьки? (Ответы детей)
Воспитатель: Пузырьки - это воздух, он был в камешках и вышел из него, потому что воздух легче воды. Можно сделать вывод, что даже в камешках есть воздух.
Воспитатель: - Ребята, подумайте и скажите, мы сможем прожить без воздуха? А давайте проверим.
Опыт №5. Может ли человек прожить без воздуха?
Воспитатель ставит песочные часы, а ребята зажимают носы и стараются не дышать, сколько выдержат.
Воспитатель: - Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах. Мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Вывод: жить без воздуха человек не может.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе.
- воздух постоянно нас окружает;
- воздух можно «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха человек не может жить;
- ветер - это движение воздуха.
Воспитатель: - Сейчас вас ждёт сюрприз - воздушные шары. Как вы думаете, почему они так называются? (Потому что их надувают воздухом)
Игра с воздушными шариками.