Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики рук ребенка посредством использования якутских настольных игр

Анастасия Васильева
Развитие мелкой моторики рук ребенка посредством использования якутских настольных игр
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка на тему:

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЯКУТСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР»

Васильевой Анастасии Афанасьевны, воспитатель

младше-средней группы «Чуораанчык»

МБДОУ д/с №39 «Ромашка» г. Якутска

Публикация «Развитие мелкой моторики рук ребенка посредством использования якутских настольных игр» размещена в разделах

Якуты приобщали своих детей через игру к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа. Настольные игры, такие, как «Хабылык», «Хаамыска», «Куорчэх ытыйыы», «Тырыынка», «Тыксаан», «Дугда», развивали у детей воображение, наблюдательность, логическое и творческое мышление, ориентировку пространстве, память, точность, тонкую моторику рук. Учеными-психологами установлена прямая корреляционная зависимость между развитием интеллектуальных способностей и речи ребенка и развитием мелкой моторики рук. Через настольные игры с подсчетами якуты передавали детям свои знания о числах, действиях над ними. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. И поэтому стирание грани между народными и обучающими играми недопустимо.

Народные игры позволяют сформировать у ребенка творческое начало, потребность в созидании, усвоить общечеловеческие ценности.

Предлагаем описание якутских настольных игр :

1. Дугда (перевода нет)

Участвует много детей. У каждого для игры в запасе должно быть по 10 палочек. Дугда похожа на мутовку. Но в нижней части не круг, а куб, четыре стороны которого имеют определенное название: с лункой в центре-«Прорубь»; с двумя лунками по углам – «Глаза»; с пересекающимися диагональными линиями – «Небо»; расчерченная на клеточки – «Богач». Смотря по тому, на которую грань она упадет, отдается или берется игроком определенное число лучинок. Игра начинается. 1 игрок кладет на кон часть палочек. Сколько он выложит, столько же вносят остальные.

Крутят дугду, как и мутовку. Если при ее падении наверху окажется «Прорубь», то игрок забирает одну палочку; «Глаза» - 2 палочки; «Богач» - все палочки; «Небо» - ничего не получает. Если какому-то счастливцу выпадает «Богач», следующему за ним игроку дано право определить количество до следующего опустошения кона. По условиям игры позволяется занимать палочки друг у друга. При вращении дугды, игрок, выражая желание выиграть, обычно кричит: «Богач! Богач!», остальные же дружно желают ему «Неба». Восклицания обеих сторон сопровождаются хлопками по столу, что оживляет игру.

2. Тыксаан (перевода нет)

Тыксаны делают из тальника одинакового размера диаметром примерно 1см, длиной 1,5 см, штук 50-60. Играют поочередно несколько человек. Все тыксаны собирают в ладонь и рассыпают их на столе. Это действие называют «Кутуу» (в переводе означает «выливать»). «Вылитые» тыксаны рассыпаются по-разному: поперечной стороной, навзничь, друг на друга. Если два тыксана легли друг на друга тыльной и внутренней стороной, «лишний» забирает их к себе. Затем он отстреливает лежащие навзничь тыксаны лежащими в таком же положении, обратной стороной – такими же. Если попадет в цель, не задев других, то забирает пораженный тыксан и продолжает игру. В противном случае прекращает играть. Следующий по очереди «льет» заново.

Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся тыксаны. Тыксаны не считают по количеству. Все игроки по кругу на стол бросают по два тыксана. У кого остался лишний тыксан тот победитель.

3. Тырыынка

Встречается и другое название этой игры – «Кыймырыыт». Игроков двое, может быть и больше. Тырынки изготавливают из нащепанных лучинок. По длине они должны равняться ширине ладони, быть тоньше спичек и округлой формы. Количество их произвольно. Игрок, зажев тырынки в ладони, опускает руку на стол и резко разжимает ее. Упавшие отдельно он забирает себе. Верхнюю из лежащих друг на друге нужно с помощью специальной тырынки с загнутым концом отсоединить от других.

Условие: не сдвинуть соединение. В противном случае игра переходит

к другому. Играют до последней тырынки. Выигрывает тот, у кого в итоге остается большее количество тырынок.

4. Хабылык (перевода нет)

Игрой «Хабылык» увлекались и дети, и взрослые. Данная игра похожа на русские игры черепками. Нащепанную лучину шириной в 25 мм, толщиной – в 2 мм разрезали на обрезки («Хабылыки»). В зависимости от наличия зубчиков, их количества, хабылыки – «должностные лица» подразделялись на воронов (6 зубчиков, коней (5, кобыл (4, иноходцев (3, стригунов (2) ит. п. Хабылыки без зубчиков назывались коровами. Они и выступали единицей меры. Один зубчик приравнивался корове. Поэтому за ворона при обмене можно было получить 6 коров, за кобылу – 4 коровы и т. д.

Начинающий, уложив хабылыки в горсть, подбрасывал их вверх. Его задачей было успеть подхватить побольше хабылыков на подставленную тыльной стороной руку. И тут же снова их подбросить, чтобы поймать только один хабылык. И хорошо, если это было «должностное лицо», которое тут же водворялось на место. Количество же его зубчиков предопределяло, сколько коров перейдет в твое «стадо». Если же ты подхватил несколько штук, то должен был их парами кинуть на стол, чтобы взять оставшийся. Если последний даже и оказывался «должностным лицом», то тебе все равно перепадала только «корова». В случае, если ты оставался с пустыми руками или тебе выпало четное число хабылыков, игра переходила к другому. Оставшегося ворона подбрасывали и подхватывали указательным и средним пальцами. Играют до последнего хабылыка. Выигрывает тот, у кого в «стаде» больше коров. Игра способствовала не только развитию ловкости, главное – дети учились считать.

5. Хаамыска

Название игры произошло от русского слова «камешки». Видимо, в ход шли не только кубики из дерева, но и природный материал «галька» (отсюда – «камешки»). Эта игра распространена также в Казахстане, Киргизии. Но

в Якутии игра «Хаамыска» проводилась своеобразно. Она включала несколько упражнений, различающихся разными способами жонглирования кубиками. У каждого упражнения имеется свое название.

Для игры вырезались из дерева четыре одинаковых кубика и один побольше – «петух». Его подбрасывали вверх, и, подхватив со стола условленное количество кубиков, успевали поймать на лету «петуха». Условиями игры обычно оговаривалось выполнение заданий семи видов.

1 вид. Рассыпать кубики по столу. Подбрасывая «петуха» (4 раза, каждый раз поднимать со стола по одному кубику и поймать первый.

2 вид. Со стола поднять дважды по два кубика.

3 вид. Последовательно 3 кубика и один или наоборот.

4 вид. 4 кубика за 1 раз. Повторить это 2 раза.

5 вид («По указке»). По условиям игры, подбросив «петуха», нужно поднять со стола сразу 3 кубика, не трогая «указанный» .

6 вид («Рассыпка»). Средний палец левой руки водрузить на указательный, образовать арку – ворота с опорой еще и на большой палец. Провести правую руку под левую и через нее рассыпать кубики. Оставив под конец «указанный», пробить поочередно остальными ворота арки.

7 вид («Дробька»). С зажатыми в руке кубиками 3 раза подряд подбросить «петуха» и поймать его.

Каждый вид заданий представляет своеобразный тур, только пройдя который, игрок может быть допущен со следующего. Сбой в выполнении задания – и игра переходит к другому. И тогда нужно ждать, когда подойдет твой черед, чтобы продолжить игру с неудавшегося задания.

В зависимости от того, каков уровень их «мастерства», играющие выбирают или простейшие, или усложненные варианты игры. Если в игру наряду с сильным включались игроки послабее или новички, им давалась фора в виде разрешения выполнить более простые задания.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материалаРазвитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала Природный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством «канзаши» Слайд 1. Вашему вниманию предлагается педагогический проект на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством творчества (слайд 1)Презентация на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСТВА» Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 23.

Консультация для родителей и педагогов адаптационных групп «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»Консультация для родителей и педагогов адаптационных групп «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» Совместная деятельность родителей и детей очень важный и нужный аспект в воспитании. Предлагаю Вашему вниманию материал из опыта своей работы.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования» Слайд1 Мастер–класс на тему: «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования» Добрый день,.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и игрушек, изготовленных своими руками» Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Закрепить теоретические.

Развитие мелкой моторики посредством использования крупыРазвитие мелкой моторики посредством использования крупы Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря,.

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала Участники мастер – класса приглашаются пройти за столы, на которых лежат разнообразные предметы: семена, орешки, косточки, подносы с крупой,.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игрушек, изготовленных своими рукамиРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игрушек, изготовленных своими руками Авторы работы: Щербакова И. А., Говорова Н. В., Фурштакова С. А., Черемушкина Т. С. Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль.

Развитие мелкой моторики рук посредством работы с материалом из соленого тестаРазвитие мелкой моторики рук посредством работы с материалом из соленого теста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад первой категории №194 г. Челябинск Презентация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук ребенка посредством использования якутских настольных игр
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 14:46
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук ребенка посредством использования якутских настольных игр» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД