Елена Ярославцева
Проект «Правовое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей, от действий других, незнакомых для него взрослых.
Ребёнок ещё не знает, что на земном шаре не прекращаются войны. Люди убивают друг друга и способны равнодушно пройти мимо голодных, бездомных, обездоленных.
Ребёнок ещё не знает, что детям приходится испытывать голод, насилие и унижения. Их запугивают, используют телесные наказания, угрозы.
Ребёнок верит в любовь, силу, добро взрослых.
Публикация «Проект „Правовое воспитание детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка.
В воспитании и образовании детей родители целиком полагались вначале на детский сад, а затем на школу, в результате чего у большинства из них оказались не сформированы элементарные педагогические умения.
Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются неофициальными источниками информации (советы друзей, соседей, родителей). Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребёнка.
У большинства родителей вызывают отчаяние непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, их пассивность или, наоборот, подвижность и многое другое. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, запугивают и проявляют чрезмерную строгость.
Причём большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причины, считая их беспредметными и
немотивированными. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких и только в семье формируются уверенность в себе и своих возможностях ценностные ориентиры и мировоззрение.
Кроме того, подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности. Установлено, что у подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства.
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает: родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.
Психофизиологии, представители гуманистической психологии, педагоги всех времён и народов единодушны во мнении, что в жизни ребёнка-дошкольника именно матери принадлежит особая роль в становлении его личности, физическом и психическом благополучии. И если между ребенком и матерью возникало отчуждение и дети ощущали себя нелюбимыми, то страдали от этого.
Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений, как формирование законопослушных граждан, уделение особого внимания умению добывать правовую информацию и пользоваться ею.
Цели, форма, содержание и планируемые результаты современного правового образования определяются широким кругом факторов, к которым относятся: общее изменение целей образования в условиях информационного общества; возрастание гуманитарной составляющей образования; содержание социального и государственного заказа на правовое образование и др. будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет воспитаннику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия.
Воспитатель детского сада - основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
ЦЕЛЬ данного проекта : дать детям общее представление об их правах, познакомить родителей с правами детей, пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе.
ЗАДАЧИ:
На уровне детей :
- Прививать представление о правовых знаниях.
- Помогать обретать правовое мировоззрение и нравственные представления.
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
- Воспитывать в детях доброту, внимание к людям.
- Прививать чувство уважения к членам семьи.
- Прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением.
- Воспитывать чувство семейной сплочённости.
- Познакомить с правом ребёнка воспитываться в семье.
- Познакомить с правом на любовь и заботу.
На уровне родителей:
- Повысить уровень правовой и педагогической культуры родителей.
- Оградить родителей от возможных приёмов в воспитании своих детей телесных наказаний, угроз и проявлении чрезмерной строгости.
На уровне педагогов:
- Уточнить знания педагогов о правах человека.
- Создать условия для повышения правовой культуры педагогов.
- Познакомить с основными статьями Конвенции о правах ребёнка.
- Развивать адекватную оценочную деятельность.
Содержание проекта по правовому воспитанию детей дошкольного возраста средней группы.
БЛОК № 1
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
№П/П НАИМЕНОВАНИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРОК
1. «Права ребёнка – соблюдение их в семье». Консультация Март
2-я неделя
2. «Наказания в воспитании». Анкета Март
4-я неделя
3. «Жестокое обращение с детьми: что это такое?». Памятка Апрель
2-я неделя
4. «Наказывая, подумай: «зачем?». Памятка Апрель
4-я неделя
5. «Ура, мы на отдыхе!». Выпуск стенгазеты, подготовка альбомов, где запечатлён совместный семейный досуг, презентация альбомов о семейном отдыхе. Май
1-я неделя
6. «Я и мой ребёнок» Тест Май
2-я неделя
7. «Четыре заповеди мудрого родителя». Консультация Май
3-я неделя
8. «Знаем ли мы права детей?». Родительское собрание
Май
4-я неделя
БЛОК № 2
РАБОТА С ДЕТЬМИ
(регламентированная деятельность)
№ П/П НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРОК
1. «Как поступить правильно». Занятие Март
1-я неделя
2. «Ты и твоё имя». Занятие Март
3-я неделя
3. «Право на любовь». Занятие Апрель
1-я неделя
4. «Право есть и у меня». Открытое занятие-путешествие Апрель
3-я неделя
5. «Моя семья». Занятие Май
1-я неделя
6. «Дружная семья». Занятие Май
3-я неделя
БЛОК № 2
РАБОТА С ДЕТЬМИ
(нерегламентированная деятельность)
№ П/П НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРОК
1. «Помоги себе сам». Тренинг - игра для адаптации в социальном мире Март
1-я неделя
2. «Если чужой стучится в дверь». Тренинг- игра по безопасности (ОБЖ) Март
2-я неделя
3. «Когда я буду взрослым». Беседа, чтение стихов Март
3-я неделя
4. «Я имею право…»,
«Я не должен…». Тренинг по правовым представлениям детей Март
4-я неделя
5. «Всё будет хорошо». Игра Апрель
1-я неделя
6. «Новые приключения Буратино в стране Дураков». Сказка о правах детей Апрель
2-я неделя
7. «Маска откровения». Игра-беседа Апрель
3-я неделя
8. «Кто чему учится». Дидактическая игра Апрель
4- неделя
9. «Больница». Сюжетно-ролевая игра Май
1-я неделя
10. «Кому что нужно для работы». Дидактическая игра Май
2- неделя
11.
«К нам приехал Айболит».
Праздник
Май
3-я неделя
БЛОК № 3
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
№ П\П НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРОК
1. «Знаем ли мы права детей?». Деловая игра Март
1-я неделя
2. «Стиль педагогического общения». Анкета Март
3-я неделя
3. «Слабое звено». Конкурс Апрель
1-я неделя
4. «Общение между нами и детьми». Тренинговое занятие Апрель
3-я неделя
5. «Какой я воспитатель?». Анкета Май
1-я неделя
6. «Типы семей». Памятка Май
2-я неделя
7. «Права, обязанности и ответственность педагогических работников». Консультация Май
3-я неделя
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА
Проект составлен для детей дошкольного возраста средней группы.
Срок реализации - три месяца (март, апрель, май).
В содержание проекта входят три блока :
• Блок № 1 «Работа с родителями».
• Блок № 2 «Работа с детьми».
• Блок № 3 «Работа с коллегами».
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации данного проекта необходимо :
- подборка иллюстраций к стихотворению В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
- приготовление изображения двух лиц – весёлого и грустного;
- проведение анкетирования среди родителей по изучению социально-педагогических условий семейного воспитания, а также эмоционального самочувствия ребёнка в группе;
- обработка полученных данных;
- анализ ситуации, разработка стратегии и тактики работы с родителями;
- проведение праздника с включением различных игровых ситуаций на данную тему;
- подборка семейных фотографий детей;
- использование средств наглядной агитации, оформление стендов на данную тему;
- проведение анкетирования среди педагогов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для детей :
• привить интерес к правовым знаниям;
• помочь обрести правовое мировоззрение нравственное представление;
• приобщить к чувству самоуважения и уважения к другим людям;
• привить потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением;
• воспитать чувство уважения к членам семьи;
• приобщить к понятию о праве на любовь и заботу, праве воспитываться в семье;
• воспитать чувство семейной сплочённости;
Для родителей:
• повысить уровень правовой и педагогической культуры ;
• оградить от неверных действий в воспитании детей;
Для педагогов:
• создать условия для повышения правовой культуры педагогов;
• познакомить педагогов с правовым воспитанием детей в педагогическом коллективе;
• закрепить знания педагогов о правах человека;
• познакомить с основными статьями Конвенции о правах ребёнка;
• развивать адекватную оценочную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Дошкольное воспитание» № 9, М., 2000.
2. Гордеева В. В. «Правовое воспитание» - Волгоград, 2007.
3. Копытова Н. Н. «Правовое образование в ДОУ». М., 2006.
4. «Право есть и у меня». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».- № 11-С. 30-32, М., 2006.
5. «Наши права». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».- № 12-С. 27-28, М., 2004.
6. Доронова Т. Н. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка», - М. : Просвещение, 2003.
7. Миков П. В. «Обеспечение прав ребёнка в образовательном процессе». М., 2005.
8. Соловьёва Е. В. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка». М. ,2004.