Шагалова Елена
«Мой родной край». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Воротынский детский сад № 6 «Золотой ключик»
Методическая разработка
на тему: «Мой родной край»
Выполнила: старший воспитатель
Шагалова Е. Г.
2018-2019 уч. Год
Методическая разработка
на тему: «Мой родной край»
Актуальность методической разработки
Публикация «„Мой родной край“, Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Идея нравственно - патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В ФГОСДО обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Современные дети мало что знают о родном крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Проблема комплексного развития детей дошкольного возраста уже не одно столетие является важнейшей проблемой не только психолого-педагогической науки, но и практики. Акцентом в комплексном развитии ребенка-дошкольника сегодня выступает духовно-нравственное его воспитание. Это обусловлено такими негативными общественными явлениями, как тенденция снижения ценности культуры, образования у подрастающего поколения, депривация, дезадаптация, снижение нравственных критериев поведения людей. Долгое время ориентиром дошкольных образовательных учреждений было формирование у дошкольников системы знаний об окружающей действительности, их интеллектуальное развитие. Воспитание же духовности и нравственности детей, их личностное, в том числе и эмоционально-личностное развитие оставалось без должного внимания. Реализуемые сегодня в практике ДОУ программы нового поколения в подавляющем большинстве ориентированы на развитие интеллектуальной сферы дошкольника и недостаточно отражают его личностное развитие. Предлагаемая интегрированная методическая разработка эмоционально-познавательного развития детей дошкольного возраста через ознакомление их с природой родного края является попыткой восполнить этот пробел. Разрабатывая данную методическую разработку, мы исходили из того, что раннее и дошкольное детство – это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулирую все остальные психические процессы. Вступая в контакт с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности, дети испытывают определенные эмоциональные состояния. Расположение ребенка к окружающим взрослым, положительные эмоциональные реакции облегчают адаптацию ребенка к новым условиям, снимают стрессовые состояния, способствуют нормальному физическому и психическому развитию. Эмоции ребенка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами, предметами ближайшего окружения. Причиной этого может являться специфика мышления детей дошкольного возраста, а именно наглядный характер мышления. Именно поэтому еще в работах классиков прогрессивной педагогики (Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский) как один из основополагающих в ознакомлении детей с окружающей действительностью выделялся краеведческий принцип. Ознакомление детей с родным краем, его природой, культурой, традициями, бытом народа стимулирует развитие у детей гражданских чувств, патриотизма, любви к Родине, - что составляет основу формирования их духовности и нравственности. Краеведческий материал имеет большое значение в плане расширения кругозора дошкольников, развития их интеллектуального потенциала, поскольку именно среда, в которой живут дети и с которой они постоянно общаются, вызывает живой эмоциональный отклик у ребенка и выступает основным источником впечатлений об окружающей действительности. И только на основе прочных, фундаментальных представлений о ближайшем окружении мы можем сформировать у детей систему знаний о мире в целом. Для формирования личного вклада, как педагога, в развитие образования было необходимо выполнить следующие условия: научно – исследовательские: изучить психолого-педагогическую литературу в различных источниках. Познакомится с трудами великих ученых, которые уделяли большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников. В. А. Сухомлинского-«Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма сыну», «Как воспитать настоящего человека», «Мудрая власть коллектива» и др. А. С. Макаренко «Педагогические идеи», «Человек должен быть Счастливым», «О воспитании», К. Д. Ушинского «О нравственном элементе воспитания».Ш. А. Амонашвили «Что посеем?» и др. Я. Корчака, П. Ф. Каптерева, Эльконина, Вернадского и др. Методические условия: использовать информационно – коммуникативные технологии; изучить и использовать инновационные формы с детьми; разработать методические проекты и занятия: «Мой дом, моя семья – наши добрые дела», «Моя мамочка, самая, самая», «Чистый поселок», «Уголок России – отчий дом», «Их именами названы улицы»;изучение современных методик и технологий; использование их в разработке занятий, бесед, экскурсий.
Целью методической разработке является эмоционально-познавательное развитие детей дошкольного возраста через ознакомление их с природой родного края. Воспитание в детях – маленьких граждан и патриотов своей Родины.
Основные задачи:
1. Развивать и корректировать эмоциональную сферу детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.
2. Формировать базисные основы экологической культуры у детей:
- овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;
- получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу, охраны природы;
- получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека (понимание отдельных проявлений зависимости здоровья детей и взрослых от условий среды, в которой они живут);
- воспитание у детей позитивно-деятельностного отношения к объектам и явлениями природы, с которыми они вступают в контакт.
3. Раскрыть и развивать творческий и духовно-нравственный потенциал каждого ребенка в процессе общения с природой родного края.
4. Ориентировать представления воспитанников о своей малой Родине;
5. Содействовать развитию эмоционально – ценностного отношения к семье, дому, друзьям;
6. Способствовать развитию чувства ответственности и гордости за достижения своих земляков, интереса к русским традициям и промыслам земли Нижегородской;
7. Поощрять познавательный интерес детей и родителей на активное взаимодействие.
8. Разработать систему и последовательность работы:
9. Создать развивающую среду, уголок нравственно – патриотического воспитания, уголок природы сделать боле разнообразным, подобрать дидактические игры и атрибутику, сделать с помощью родителей макеты административных зданий, улиц и дорог поселка; оформить фотовыставку «Наши папы – бравые солдаты», стенгазету «Моя мамочка самая, самая!»; оформить выставку детского – прикладного творчества «Этот день Победы».
Методическая разработка разработана в русле личностно-ориентированного подхода к образованию, предусматривающего в первую очередь развитие личности каждого ребенка. Данный подход согласуется с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989 г., которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития детей: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке. Основными принципами организации педагогического процесса являются: предоставление ребенку свободы для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности; доверительное общение, позиция сотрудничества по отношению к детям; предоставление ребенку права на позитивную свободу в поведении и деятельности.
Основные принципы:
Краеведческий принцип – ознакомление дошкольников с природой родного края;
Интегративность - интеграция различных содержательных видов деятельности, таких как речевая, игровая, практическая, художественно-творческая, музыкально-театрализованная и двигательная с содержанием работы по эмоционально-познавательному развитию детей посредством ознакомления их с природой родного края, осуществляется в определенной последовательности, которая предоставляет дошкольникам возможность получить как можно более полную информацию о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности.
Ведущие методы работы с детьми:
Моделирование - процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Он начинается с чувственного восприятия. Однако многие явления окружающей действительности невозможно воспринимать непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей и деятельности моделирования в работе с детьми. Модели являются средством перехода от наглядно-действенного, наглядно-образного познания к познанию схематическому, которое дает возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир;
Использование в педагогическом процессе системы психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания и активное включение элементов психогимнастики в различные занятия в целях развития и коррекции эмоциональной сферы детей.
Работа с детьми:
1 этап: Начиная работу с младшей группы, формировать у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные мероприятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.
Знакомить ребят с детским садом, как со своей маленькой семьей.
Отмечать дни рождения детей задорно, весело. Оформить альбом «Воспитанные дети», куда войдут картинки о правильном поведении в группе. Фотоальбом с фотографиями детей из жизни в детском саду.
В рамках проведения акции «Покормите птиц», руками пап приготовить кормушки для подкормки птиц, скворечники
Проект «Мое имя»,
Реализация семейного проекта «Мое имя» позволяет решать следующие задачи: помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку.
2 этап: Знакомство детей с родным поселком и природой начинается с ближнего окружения-семьи. С этой целью был разработан проект «Мой дом, моя семья – наши добрые дела». В рамках реализации проекта совершали целевые прогулки, экскурсии, проводили беседы. Такие формы работы формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают знания и речь детей. Знания, полученные во время прогулок и бесед, закрепить в художественной творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка). На занятиях дети с удовольствием изготовить бусы из рябины, украсить русский сарафан, наклеить аппликацию «Дом в котором я живу».
Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей. Участвовали с детьми в народных праздниках : «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.
Обращать внимание детей на предметы русской одежды, быта.
На музыкальных занятиях знакомили с народной музыкой, пение народных песен, играть в русские народные игры («Ворон», хороводная игра «Дружочек», «Солнышко-колоколнышко», «Ах - вы сени»); инсценировали с детьми русские народные сказки, потешки. Использовали дидактические игры на данную тематику («Разрезная картинка», «Шкатулка загадок», «Сложи узор»).
Проводили праздники героико-патриотической тематики «День защитников Отечества», «День Победы», где одновременно учить и воспитывать детей. Здесь они по-настоящему играют военных, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, где реальность.
Мама – первое слово ребенка. В преддверии праздника 8 марта участвовать с детьми в краткосрочном проекте «Моя мамочка самая, самая».
Цель этого проекта: формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребёнка, семьи. В рамках этого проекта оформить выставку детских работ, проведение праздничного концерта, оформление фотогазеты «Моя мамочка самая – самая».
3 этап: Старший дошкольник уже может оценивать себя не только как личность, индивидуальность, но и начинает понимать свою принадлежность к месту, где он родился, живет, где трудятся его родные и близкие люди. Бережно относиться к природе свое края и всему окружающему. Знакомится с интересными людьми, героями ВОВ.
С детьми старшей группы закрепляли представления, полученные в средней группе, а также, познакомили с новыми используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «Мой поселок», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт поселка». В работе использовали строительные игры «Мы строители», «Наш микрорайон», сюжетно-ролевые («Больница», «Салон красоты», «Мы пожарные») и подвижные («Жмурки», «Салки», «Сапожник», «Царь-горох».
В рамках реализации экологической культуры в поселке, разработали проект «Чистый поселок», цель которого: сделать поселок чище, научится находить применения разным упаковкам после их первичного использования. Участвовали в районном проекте «Этот день Победы». Цель проекта: формирование у детей представления о Великой Отечественной войне, интернациональные чувства, любовь и уважения к ветеранам ВОВ, памяти павших бойцов и гордости за свою Родину.
С детьми провели тематические беседы о ВОВ, рассматривание иллюстраций, рассказать о ветеранах земляках. Оформить выставку, на которой разместить работы декоративно – прикладного мастерства, подобрать тематическую литературу, дидактические игры. Совместно с родителями собрали фото к фотовыставке «Мы помним своих земляков». Итоговым мероприятием было тематическое занятие и возложение цветов к вечному огню.
Для более полных представлений о своем поселке, его достопримечательностях, о своей малой Родине, как неотъемлемой частицы нашей страны – России, реализовали творческий проект «Юные патриоты», участниками которого будут дети, родители, педагоги.
Основная форма работы – экскурсии по улицам Воротынца - к памятнику «Князь Воротынский», «Купеческие дома», «Мемориальные памятники», в школьный музей, библиотеку, в местечко «Остров».
Сотрудничество с семьей
В работе по формированию нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста важна преемственность, сотрудничество с родителями.
При работе с родителями использовали такие формы работы как:
• анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»;
• поддержание групповых традиций совместным участием в них (создание детских портфолио);
• индивидуальные консультации, беседы;
• родительские собрания;
• совместные праздники «День матери», «Здравствуй Новый год», «День защитника отечества», «Моя мама лучше всех», «День семьи»
• фотовыставки «Наши папы бравые солдаты»», «Самое красивое место в нашем городе»;
• совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок, изготовление кукольного театра.
• Театрализованная деятельность: «Вечера в семейной гостиной» - показ родителями кукольного театра
• Акции: «Покормите птиц зимой», «Озеленение участка детского сада»
Работа по воспитанию патриотизма была более результативна, т. к. установилась тесная связь с родителями. Родители стали не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.
Взаимодействие социумом
Работая в тесном контакте с учреждениями района. Совместно с детской центральной библиотекой провели ряд познавательных занятий с использованием презентаций «Край Воротынский», «Люди, прославившие наш край» и др. с Домом детского творчества обсудили план совместной работы кружка «Росток», с ФОКом «Волга» организовывали экскурсию по спортивным залам, встретились с хоккеистами, участвовали в районном фестивале «Святые вечера».
Нами были разработаны и проведены циклы занятий и игр с использованием наглядного материала (лепбука и дидактических тетрадей для закрепления знаний детей о природе и достопримечательностях родного поселка, разнообразные гербарии растений родного края : деревьев, кустарников, лекарственных растений, которые находятся на участке детского сада, направленных на развитие экологических знаний (знания о растительном мире, знания о мире животных, знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Наряду с традиционными занятиями по формированию экологических знаний нами были разработаны и организованы такие формы с детьми, как природоохранные акции, тематические недели. В процессе непосредственных наблюдений в сознание детей закладывалось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, о том, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимосвязаны друг с другом, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Важным моментом в недельной методике ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы является ведение календаря природы. В календаре природы дети совместно с воспитателем, а затем самостоятельно заполняют сведения о погоде после наблюдения за тем или иным явлением природы. Это важно для формирования у детей отчетливых временных представлений: при обсуждении заполненного календаря они видят, что в месяце четыре недели, а наблюдение за сезонными явлениями велись в течение одной недели. В дальнейшем при заполнении календаря детям стала понятна временная протяженность сезона: три месяца, каждый из которых состоит из четырех недель, в свою очередь каждая неделя состоит из семи дней.
Придавали важное значение исследовательской деятельности детей - наблюдению, проведению опытов. В процессе наблюдения обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Уделяли внимание непосредственному общению с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Ребенку важно ощутить запах прелой травы осенью, услышать пение птиц. При проведении целевых прогулок или экскурсий, дети, используя лэпбук, календари наблюдений, отмечали, что нового они узнали, поэтому мы постоянно выводили детей на целевые прогулки, экскурсии. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для развития знаний об окружающих природных условиях, рельефе местности, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсий дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, камни, воду и т. д. Развивать положительные эмоции по отношению к природе, помогали нам проблемные ситуации на занятиях, ситуации эмпатии во взаимоотношения с природой, знакомством с родным поселком. А ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе, игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы «Приготовь лекарство», «Построй домик животному»
Ожидаемые результаты развития детей
Эмоционально-познавательная сфера:
- ребенок способен свободно выражать различные эмоциональные состояния при общении с окружающим миром природы при помощи жестов и мимики, различать и сопоставлять эмоции и причины их возникновения;
- имеет конкретные представления о признаках и свойствах разнообразных предметов, объектов неживой природы родного края;
-понимает зависимость состояния некоторых объектов неживой природы от состояния погоды;
- различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных ближайшего природного окружения и их характерные признаки;
- правильно определяет принадлежность растений и животных к живым существам на основании выделения у конкретных объектов отдельных признаков «живого», определяя внешнее строение растений и животных, знает назначение их отдельных частей;
- имеет обобщенные представления о группах растений, сходных по особенностям строения (жизненные формы растений – дерево, куст, травянистое растение, их отличительные признаки; о дикорастущих и культурных растениях; о группах растений и животных, сходных по особенностям взаимосвязи со средой обитания (комнатные растения, овощи, фрукты; домашние и дикие животные);
- имеет конкретные представления о потребностях: растений в воде, свете, тепле; животных – в пище, воде, определенной температуре; в достаточной степени осознает зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей;
- имеет элементарные представления о растительных сообществах родного края (лес, луг, водоем, поле);
- имеет конкретные представления об образе жизни отдельных животных родного края, об их приспособленности к сезонным изменениям среды;
- имеет элементарные знания о человеке как живом организме: знания об органах чувств человека (строение, роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности, о здоровом образе жизни (как заботиться об органах чувств, какие бывают вредные привычки, почему человек болеет, что и как предохраняет его от болезней);
-имеет обобщенные представления о сезонах года, характерных сезонных изменениях в природе родного края, замечает и осознает зависимость между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных.
Практические умения и навыки:
- под руководством и контролем взрослого осуществляет уход за растениями и животными: поливает, рыхлит почву, очищает листья от пыли разными способами в зависимости от морфологических особенностей растений, сажает крупные и мелкие семена, помогает готовить корм, наполняет им кормушки, принимает участие в кормлении птиц.
Отношение к природе:
- ребенок испытывает положительные эмоции, радость от общения с миром природы, проявляет сочувствие, сопереживание живым организмам, устойчивый интерес к труду взрослых в природе, желание и готовность принять посильное участие в труде по уходу за растениями.
Используемая литература
1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России»М., 2011.
2. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М., 2013.
3. Комратова Н. Г. «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет». М., 2014.
4. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М., 2009.
5. Еремин М. И. «Земля Воротынская» 2001.
6. Асташина Н. И., Асташин А. Е., Дюжаков А. М. «В краю Воротынском»2012.
7. Дрязгунова В. Г. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». М., 1989.
8. Егоренков Л. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников». М., 2009.
9. Миронова Р. М. «Игра в развитии активности дошкольников».
10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста «Юный эколог». М., 2014.
11. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1995.
12. Николаева С. Н. «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста». М., 1996.
13. Николаева С. Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». М., 1996.
14. Попова Т. И. «Мир вокруг нас». М., 1998.
15. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа». М., 1998.
16. Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой». М., 1983.
17. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Т. М. Программа и конспекты занятий «Тропинка в природу». Санкт-Петербург, 2001.