Ольга Викулина
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости
это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д. С. Лихачёв
Нравственно-патриотическое воспитание
Публикация «Консультация „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
В 2015 учебном году я взяла тему по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Наш современник Д. С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стране - будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле».
Я считаю, что нравственно-патриотическое воспитание является приоритетным. Тема патриотического воспитания также близка и мне, как педагогу, т. к. я очень люблю свою Родину, свой город, где родилась и работаю. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная система изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» К. Д. Ушинский.
В своей работе я постоянно обращаю внимание на воспитание патриотических чувств детей.
В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья-педагог-ребенок. Уровень знаний по темам «Ребёнок в семье и обществе» и «Ознакомление с социальным миром», а так же анкетирование по теме «Какое место занимает патриотическое воспитание в вашей семье». Анкетирование проводилось с целью выявить, какое место в семье занимает воспитание патриотических чувств. Анкетирование показали, что родители крайне мало рассказывают детям о городе, где родились, о достопримечательностях родного края, поселка, не водят детей в краеведческие музеи. Чтение художественной литературы о Родине, о ее защитниках заменяются компьютерными играми.
Поэтому главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой. Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. Создание условий для формирования правового мировоззрения и нравственных представлений.
Исходя из этого, я поставила целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад.
- формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России; о ее столице;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются как в непосредственно – образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности с детьми — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, а также и во взаимодействии с родителями.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
1. Александрова Е. Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» г. Волгоград: Учитель,2005
2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина». М., Просвещение, 2002
3. Жариков А. Д. «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001
4. Зеленова Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) : М., Просвещение, 2007
5. Кодрикинский Л. А. «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2007
6. Корнеева Е. И. «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» М., Просвещение, 2007
7. Логинова Л. В. «Что может герб нам рассказать» : М., Просвещение, 2007
8. Подрезова Р. И. «Планирование И конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) : М., Просвещение, 2007
9. Ривина Е. К. «Государственная символика России» М., Просвещение, 2005
В качестве наглядного материала в время НОД, бесед, досугов использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, ИКТ. Наглядный материал известен детям, дидактические игры разнообразны.
Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народным фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в нашей группе значительное место занимают учебно-развивающие игры. Создан центр родного края, который постоянно пополняется в зависимости от возрастных потребностей ребят.
В 2016 году было проведено мероприятие, посвященное 350 лет нашему городу - «350 добрых дел».
Были оформлены презентации и показаны детям: «По улицам нашего города», «Наш детский сад», «Моя мама лучше всех», «Наш родной Байкал»
Были созданы коллажи совместно с ребятами: «Какие мы маленькие», «Это моя комната», «Моя любимая игрушка», «Вот где я живу», «Как я провел лето», «Мой Байкал».
Рисовали, лепили, апплицировали на темы: «Дом, в котором ты живешь», «Золотая хохлома», «Река – чистая вода», «Салют в день города», «Новогодняя елка», и т. д.
Я стремлюсь к тому, чтобы в результате моей работы у ребенка появилась, в дальнейшем укрепилось сознание собственной индивидуальности. Появилась адекватная самооценка, чтобы он чувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.
Мои ребята растут, а с ними и растут их знания, возможности и стремление, соответственно расту Я – воспитатель.