Раиса Сошкина
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ГДО
▼ Скачать + Заказать документы
Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения -одна из самых актуальных задач нашего времени. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Современные дети мало знают о своем родном городе, стране, народных традициях.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ГДО» размещена в разделах
Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Формирования личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет к духовным ценностям. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям, отцу, матери,дедушке, бабушке. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка зависит, прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, от всего того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Патриотизм-это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляют с собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории,культуре,государству.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить свое Отечество. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного систематического воздействия на ребёнка. Воспитатели нашего учреждения начинают свою работу по патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Стараются, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детском саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. Поэтому целью нашей работы является совершенствование нравственно-патриотического воспитания, развития личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине. Перед каждым воспитателем нашего учреждения стоит задача формировать интерес каждого дошкольника к истории своего родного края, страны, основы экологической культуры, воспитывать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к истории, традициям. В своей работе мы убеждаем детей, что любовь к Родине начинается с малого-с любви к матери, с уважения к людям окружающих тебя, находить вокруг себя то, что достойно восхищения. Воспитание детей в нашем дошкольном учреждении осуществляется постоянно на занятиях, праздниках. Воспитатели строят свою работу таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого нашего воспитанника. В любом возрасте дети задают много вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным, и необычным. И в рамках реализации музейной педагогики был создан мини-музей "Русская изба". Реализация музейной педагогики в условиях нашего ДОУ формирует у детей навыки приобщения к культуре, к истории. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного села, района, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине. Очень замечательно, что в нашем детском саду с 2000 года открыт музей предметов русской старины «Русская изба» для более наглядного ознакомления детей с народным бытом и традициями русского народа. Мы проводим экскурсии, посиделки в нашем любимом музее, созданном с помощью воспитателей и родителей, (здесь имеется «красный угол» с иконой «Иисуса Христа», живут старинные предметы народного быта, картины вышитые «крестиком», самотканые половики; прялка Настасьюшка, самовар Елизар, кухонная посуда, утюг Павлуха не жалеет своего брюха, патефон Агафон, русская печь Арина с чугунами и ухватами, настоящий бабушкин сундук Андрюха, в котором хранятся костюмы, вышитые рушники, платки, подзоры, скатерти и т. д.) Дети с удовольствием посещают «Русскую избу», встречаются с «хозяевами» избы бабушкой Марией и дедом Иваном, которые рассказывают, как сложить печь, как носить воду коромыслом, какую одежду носили в старину и т. д. Детям очень нравится проводить досуг в избе, узнавать о предметах старины, прикоснуться к музейным экспонатам, посидеть за прялкой, а как хорошо отведать пирогов, да бубликов с чаем. На базе мини-музея проводятся мероприятия по приобщению детей к национальным традициям, русским бытом, ведется работа фольклорного кружка «Сударушка», совместные мероприятия с родителями: «Кто в теремочке живет?», «Загадки бабушкиного сундука», «Расписная прялочка» и другие.
Уже в дошкольном возрасте, открывая вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного края, задача взрослых – способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наш мини- музей позволяет обеспечить историческую преемственность поколений. «Без прошлого нет настоящего, а без прошлого и настоящего нет будущего» - говорится в народной мудрости.
Также особое место в нашем дошкольном учреждении отводится различным мероприятиям, акциям, выставкам, фотовыставкам, конкурсам по нравственно-патриотическому воспитанию.
День защитника Отечества -важный в патриотическом плане праздник.
22 февраля 2018г в старших и подготовительных группах было проведено праздничное мероприятие посвященное Дню защитника Отечества. В данном мероприятии воспитатель Сошкина Р. И. отобразила связь между старшим и подрастающим поколением. Ключевым номером была исполнена песня «Погранзастава», которую подготовила семья Майоровых. Через песню папа и сын передали любовь к Родине, чувство патриотизма, показали героизм солдат ради Защиты Отечества.
Также в нашем учреждении постоянно проводится работа с родителями и детьми по данному виду воспитания. Каждый воспитатель нашего детского сада стремится к тому, чтобы развивать в душе ребёнка любовь и уважение к семье. Семью называют " школой чувств". В семье, в общении с родителями, братьями и сёстрами у ребёнка формируется ценная способность к сопереживанию. Семья дошкольника-основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой. Материнская любовь не подкрепленная нравственной культурой, педагогическими заниями, может принести вред в формировании личности ребенка.
Нравственно-патриотическое воспитание детей возможно только совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи. Поэтому мы работаем в тесном контакте с родителями воспитанников. Проводим нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, играми, показами деятельности детей. Родители совместно с детьми принимают активное участие в организованных акциях «Посади своё дерево», «Помним, гордимся», изготовлении альбомов «Моя семья», «Наши папы – защитники отечества», «Детям о Великой Отечественной войне»; изготовлении макетов «Православный храм», «Быт русской избы», «Деревенское подворье» и другое. Родители также участвуют в организованных педагогами конкурсах поделок к тематическим мероприятиям.
С целью взаимодействия с родителями и детьми в подготовительной группе №1 воспитателем Полуниной Е. О. была проведена фотовыставка «Будем знакомы!». В выставке принимали участие дети, совместно с родителями. Участники подготовили фотографии с рассказом о семье, о семейных традициях. Дети проявили невероятную заинтересованость в создании фотовыставке. Такой вид работы развивает любознательность детей, патриотические чувства.
Во всех возрастных группах нашего учреждения пополнилась развивающая среда по патриотическому воспитанию : оформили альбомы «Моя счастливая семья», «Мы гуляем с мамой», «Мой день рождения», «Природа родного края».
Разработали и оформили дидактические игры: «Собери герб», «Составь флаг».
Наши педагоги не только организовывают и проводят работу с детьми и родителями, но и сами активно участвуют в различных мероприятиях ДОУ, села, района посвящённые нравственно-патриотическу воспитанию. Мы принимали участие: в акциях детского сада Ко дню Победы «Помним, гордимся», к Дню Российского Флага, в районом конкурсе «Русская тряпичная кукла» (первое место, во всероссийской акции «Посади свое дерево», в областном конкурсе проектов на премию губернатора «Наше Подмосковье» ( подготовлены проекты: «Дорога к храму», «Люблю тебя, село родное», «Помним, гордимся», «День Победы», «Василек в цвету»)".
Большая работа проводится с детьми к подготовке ко Дню Матери, Международному Дню 8 марта. Совместно с детьми изготовляются подарки, открытки. Организовываются тематические выставки, конкурсы рисунков «Портрет милой мамы», «Весеннее настроение», «Мой папа лучше всех!» и т. д.
Ежегодно в ДОУ проводятся различные акции. Ведь любовь к Родине начинается всегда с самого простого – с любви ко всему окружающему нас миру. И прививать любовь к «братьям нашим меньшим», воспитывать доброе отношение ко всему живому нужно с самого раннего возраста. И вот к нам пришла долгожданная зима, все радовались снегу, но только зимующим птицам было не очень радостно. Птицы нуждаются в зимнее время в нашей помощи. Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой! И врамках акции "Покормите птиц зимой!" наши воспитанники принимают активное участие. Дети совместно с родителями изготавливают кормушки для птиц, подкармливают их во время прогулок. Данная акция способствует и развивает навыки экологической культуры, воспитывает любовь к природе, гуманное отношение ко всему живому. Также воспитатели подготовительных групп №1 и №2 Полунина Е. О. И Зимина О. Ю. совместно с воспитателями старших групп №1 и №2 Сошкиной Р. И., Кущ Н. В. и Долматовой А. А. проводят акцию для воспитанников младших групп №1 и №2 (воспитатели Тихонова Е. Ю. ,Михалёва О. В). и средней группы (воспитатель Зацепина Т. Н.)"Акция добрых дел!" Суть акции в том, что дети старших групп помогают в обслуживании детей, которые меньше по возрастной категории. Совместно с воспитателями помогают одевать детей на прогулку, устраивают трудовую деятельность на игровой площадке, играют в подвижные игры. Благодаря такой акции у наших детей формируется доброта, милосердие.
В нашем дошкольном учреждении также ведётся работа над духовным воспитанием детей. В рамках программы "Добрый мир" совместно со священнослужителем (батюшкой) (имя) из Никольского храма п. Добринка проводятся беседы с детьми в старших и подготовительных группах нашего ДОУ. Батюшка (Имя) беседует с детьми о различных религиозных праздниках. Тематика бесед его различная, в зависимости от религиозного праздника и т. д. В своих рассказах он пытается донести до их сердец любовь к ближнему, уважение к старшим.
Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего и его стремление развивать в себе те качества и ценности, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины: трудолюбивый, милосердный, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ, почитающий его традиции и культуру.