Татьяна Казанцева
Методическая разработка «Комплекс дидактических игр для закрепления состава числа из двух меньших в старшей группе»
▼ Скачать +Заказ
Одна из главных задач, стоящих перед педагогом дошкольного и начального школьного образования - формирование количественных представлений у детей. Так, запоминание состава числа вызывает у детей затруднения по причине однообразия упражнений и излишнего абстрагирования. Данное пособие предлагает разноплановые увлекательные игры, основанные на элементарном жизненном опыте. Усвоение состава числа проходит более естественно и легко при совершении детьми игровых действий, аналогичных повседневным ситуациям. Пособием, как и другими дидактическими играми, стоит пользоваться разумно - совсем не обязательно проигрывать все игры или все их варианты. В первую очередь, важна степень заинтересованности ребёнка. Как и в любой другой образовательной деятельности, необходимо дозировать игру. Крайне важно эмоционально стимулировать детей разными способами, начиная от тона, каким преподносится игровая задача, и заканчивая интересным, увлекающим сюжетом. И, конечно, большинство детей играет с большим удовольствием вместе с друзьями, поэтому полезно иметь несколько комплектов пособий.
Публикация «Методическая разработка „Комплекс дидактических игр для закрепления состава числа из двух меньших в старшей группе“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Состав числа. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Игровой материал:
1. К дидактической игре "Поможем зайчатам"- комплект из 10 двусторонних зайцев (одна сторона белая, другая- серая).
2. К дидактической игре «Весёлые дачники»- дерево, грядка, корзина, комплекты из 10 двусторонних огурцов (с одной стороны однотонные, с другой- прорисованы пупырышки) и 10 двусторонних груш (с одной стороны однотонные, с другой нарисован червячок);
3. К дидактической игре «Сладкие ладошки»- две ламинированные ладошки, комплект из 10 плоских конфет;
4. К дидактической игре «Едем по делам»- дорога с разделительной полосой, комплект из 10 машинок;
5.К дидактической игре «Астрономы»- небо, туча, комплект из 10 звёзд;
6. К дидактической игре «Дружные экологи»- длинная узкая полоска «аллея», комплект из 10 двусторонних деревьев (с одной стороны с жёлтой, красной или оранжевой кроной, с другой стороны- с зелёной);
7. К дидактической игре «Теремки»- разноэтажные двухподъездные «теремки» (6,5,4,3,2 этажа) или один шестиэтажный теремок, в котором можно подогнуть ненужное количество этажей, комплект чисел для крыши (3,4,5,6,7,8,9,10, комплект «новосёлов» (45 двусторонних колобков - с одной стороны грустный ротик, с другой стороны- улыбка).
8. К дидактической игре «Числоцветики»- круглые серединки цветов с изображёнными частями примеров (=3,=4,=5,=6,=7,=8,=9,=10, овальные лепестки с числами (0,1,два 2, два 3, два 4, два 5, 6, 7, 8, 9, 10, шесть маленьких зелёных знаков +.
Игра "Поможем зайчатам"
Родились у зайчихи. зайчат (ребёнок выкладывает указанное количество серых/белых зайчат, в зависимости от текущего времени года- осенью и зимой серых, весной- белых)
Она помощи ждёт от ребят:
От лисы и от волка зимой/весной их спасай,
Цвет их шубок скорее меняй!
Ребёнок меняет шубку сначала у одного зайца, переворачивая его. по просьбе взрослого комментирует, сколько всего зайцев, по сколько в разных шубах. Если позволяет уровень знаний, делает вывод: число. можно составить из. и.
Далее меняются шубки у остальных зайцев с фиксацией состава числа.
Игра «Весёлые дачники»
Речевая зарядка:
Мы на грядку дружно встали (ходьба на месте,
Огурцы весь день искали (присесть, разводить руками в стороны поочерёдно,
А потом в корзину клали (попрыгать)
И внимательно считали (показывать в ритм пальчиком).
аналогичная при игре с использованием груш:
По саду мы гуляли (ходьба на месте)
И груши мы искали (на носочки, разводить руками в стороны поочерёдно,
Потом в корзину клали (попрыгать,
Внимательно считали (показывать в ритм пальчиком).
Вариант 1. Игра «Выберем овощи для салата».
Указанное количество огурцов раскладывается на грядке однотонной стороной. Затем переворачивается первый, второй….последний огурчик- на них «вырастают» пупырышки. Фиксируя количество гладких и колючих огурцов, дети закрепляют состав нужного числа. В конце игры все варианты состава числа проговариваются. Аналогично можно поиграть с грушами в игру «Варю компот», заменяя (т. е. переворачивая) червивые фрукты гладкими.
Вариант 2. Игра «Прекрасный урожай».
Указанное количество груш/огурцов помещается на дереве/грядке. Затем ставится задача собрать урожай- фрукты/овощи перемещаются в корзину по одному. В процессе игры фиксируются варианты состава числа. В конце все варианты проговариваются (- Число 4 мы составили из 0 и 4, из 1 и 3, из 2 и 2).
Вариант 3. Игра «В одну корзину».
На дереве и грядке равное количество груш и огурцов, соответствующее закрепляемому числу. Задача ребёнка- собрать названное количество плодов в корзину и рассказать, сколько овощей и фруктов в корзине и какое количество они составили.
(-Я собрал 2 груши, три огурца, а всего- пять. Я составил число пять из двух и трёх).
Вариант 4. Игра «Небылица».
Вместе с грушами на дереве размещается недостающее количество огурцов. Выясняется нелепость ситуации. Ребёнок заменяет огурцы грушами, фиксируя вариант состава числа. Аналогично можно поиграть с грядкой.
Если сюжетно-ролевая игра построена грамотно, с учётом эмоционального стимулирования детей, дозированной подачи заданий, с динамическими паузами и пр., то в процессе одного сеанса совместной образовательной деятельности возможно проигрывание всех вариантов и закрепление/повторение состава почти всех чисел первого десятка.
Игра «Сладкие ладошки».
Речевая зарядка:
Кулачки мы разомнём, их сожмём и разожмём (одновременно сжимание- разжимание кулаков,
А потом-потом-потом. конфет мы возьмём
И на каждую ладошку их положим понемножку.
Вариант 1.
Указанное количество конфет распределяется на обеих «ладошках» во всех возможных вариантах, которые затем проговариваются.
Вариант 2.
Ребёнок набирает на одну из «ладошек» указанное количество конфет. Закрывает глаза. Педагог быстро кладёт часть конфет под другую ладошку. Когда малыш открывает глаза, он должен вспомнить, сколько было конфет и сколько «съел» мишка (зайчик и т. п.). Свой ответ он может проверить самостоятельно, заглянув под другую ладошку.
Примечание. Можно предложить ребёнку нарисовать на второй ладошке количество якобы съеденных конфет, а затем сверить результат.
Игра «Молодцы водители».
Речевая зарядка:
Если едешь по дороге,(совершать круговые движения согнутыми руками вперёд-назад)
Следуй правилам ты строго,
Никого не обгоняй,(маршировать с руками вверху)
Пешеходов пропускай!
По заданию ребёнок размещает на дороге указанное количество машин по обе стороны от разделительной полосы. В процессе игры машины по одной «поворачивают обратно», перемещаясь на другую сторону и, таким образом, демонстрируя все варианты состава закрепляемого числа.
(- По дороге едет 7 машин. По дальней полосе/влево едут 4 машины, а по ближней полосе/вправо- три. Я составил число 7 из четырёх и трёх.)
Игра «Звездочёты».
Речевая зарядка:
А теперь мы звездочёты (поочерёдно делать колечки из большого и остальных пальцев,
Важная у нас работа-
Звёзды на небе считать (загибать пальцы по одному,
Ни одной не пропускать.
Ребёнок- «астроном» размещает на «небе» указанное количество звёзд, затем отворачивается. Педагог закрывает «тучей» часть из них, просит «астронома» вычислить, сколько звёздочек закрыла тучка.
Игра «Дружные экологи».
(Предварительная словарная работа по уточнению знаний об экологах, беседа о необходимости беречь и возрождать родную природу.)
Речевая зарядка:
Хотим аллею новую-(руки в стороны)
Дубовую, кленовую!(руки вперёд, назад)
Деревья будем мы сажать,(наклоны)
Их беречь и защищать!
Вариант 1.
Уточняются представления о смене времён года, об изменениях в природе осенью. Дети, «превратившиеся» в экологов, «высаживают» на «аллею» деревья зелёной стороной. Затем объявляется, что в парке наступила осень. Деревья по одному превращаются в осенние - жёлтые, красные, оранжевые (переворачиваются). Фиксируются все варианты состава числа.
(- Было 8 зелёных деревьев. 1 дерево пожелтело. Теперь зелёных деревьев 7. Число 8 составлено из 1 и 7.)
Вариант 2.
«Экологам» даётся задание разбить аллею в парке. Ребёнок набирает нужное количество деревьев и «сажает» их по обе стороны «аллеи», фиксируя все варианты состава числа.
(- Справа я посадил 3 дерева, и слева тоже три. Всего посадил шесть деревьев. Я составил число шесть из трёх и трёх.)
Игра «Теремки".
Речевая игра:
Прикатились колобки, заселились в теремки. (вращать кулачками,
И на каждом этаже вот их поровну уже. (вращать кулачками в другую сторону).
Педагог выбирает теремок с соответствующим количеством этажей или подгибает ненужные. Затем объявляет, сколько жителей будет жить на каждом этаже, и предлагает ребёнку выставить на крышу соответствующее число. Далее ребёнок самостоятельно выкладывает колобки на каждом этаже. Игровая задача: -У некоторых колобков в квартире нет ремонта, поэтому они грустные, остальные колобки весёлые. На каждом этаже выложи разное количество грустных колобков,- Переворачивая колобки, играющий фиксирует варианты состава числа.
Более простой вариант аналогичен первому в игре про дачников - набирается только одно количество колобков, все они грустные и становятся весёлыми по одному.
Усложнение- расселить на каждом этаже грустных колобков в левый подъезд, а весёлых- в правый.
Игра «Числоцветик».
Можно показать куклу, назвав её, например, Циферкой, и рассказать:
- Циферка- красавица
Очень деткам нравится,
Давай эту девочку дружно похвалим,
Цветочек с любимым числом ей подарим!
(Называется число, ребёнок выбирает соответствующую серединку).
-Только вот незадача - все лепестки облетели! Если сложить цифры на двух лепестках, должно получиться любимое число Циферки! Давай найдём все пары лепестков и скрепим их плюсиками - тогда они больше не улетят!
Играющий подбирает все варианты, присоединяя их с помощью плюсов к серединке, читает получившиеся примеры.