Анжелла Шепенева
Мультипликационные фильмы как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Дошкольный возраст- время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания самого себя, своего «Я» в системе мира, развития познавательных способностей. Ребёнок не может стать частью социума, если не овладел теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми - носителями общественного опыта. В последнее время все больше внимания в развитии и воспитании дошкольника уделяется интеллектуальной сфере. В то же время, как указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только слаженное функционирование эмоциональной и интеллектуальной систем может обеспечить успешное выполнение различных сфер деятельности. В современном мире становится всё больше детей с психоэмоциональными нарушениями, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, агрессивность, страхи, тревожность. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются в устойчиво негативном поведении. Дети со слабо развитым эмоциональным интеллектом, не в полной мере понимают, что им сообщается другими людьми при невербальном общении, неправильно оценивают их отношение к себе. В то же время, согласно последним исследованиям психологов, успешность взрослого человека в жизни в большей степени (80%) зависит от эмоционального интеллекта, нежели от интеллектуального (20%). Человек, который не может распознать и управлять своими эмоциями, с трудом понимает эмоции других людей, соответственно, не может правильно оценить реакции окружающих, что влечет за собой конфликты, неуспешность в жизни. Дети дошкольного возраста подвержены эмоциям в большей степени, чем кто-либо, так как еще не могут управлять своими чувствами в силу возрастных особенностей, это приводит к импульсивности, к сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект определяется, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания свои собственные и других людей, а также способность управлять своими эмоциями в целях решения практических задач. Впервые термин «эмоциональный интеллект» был представлен в виде аббревиатуры, предложенной в 1988 году израильским профессором психологии Рувеном Бар-Оном, однако само определение «эмоциональный интеллект» было предложено позднее в 1990 году в работе «Emotional Intelligence» американских психологов Дж. Майера, Д. Карузо и П. Саловей.
Публикация «Мультипликационные фильмы как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников» размещена в разделах
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Именно в «Emotional Intelligence» впервые было опубликовано официальное определение эмоционального интеллекта как набора навыков, имеющих отношение к точной оценке и эффективному регулированию своих и чужих эмоций, а также выражению своих чувств.
ФГОС ДО определяет необходимость развития эмоционального интеллекта именно в дошкольном детстве, раскрывая в целевых ориентирах следующие характеристики: «…ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к …другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты…». Поэтому, одна из задач педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении – способствовать осознанию ребенком своих эмоциональных проявлений. В то же время, лучший друг для современного ребенка – телевизор или компьютер, а просмотр мультфильмов любимое занятие. Именно поэтому, в моей деятельности появились мультфильмы, которые помогают дошкольникам осознать свои чувства и эмоции, тем самым способствуют развитию гармоничной личности.
Основная часть.
Основная цель представленного в методической разработке цикла занятий следующая: создание условий для осознания своих эмоций и эмоций других через использование мультфильмов.
Основные задачи:
• Воспитывать осознание своих чувств, желаний, поступков.
• Помогать понять эмоции и чувства других людей через понимание эмоций и чувств мультипликационных героев.
• Посредством сюжетов мультипликационных фильмов осуществлять коррекцию негативных проявлений характера.
• Развивать навыки социального поведения.
В методической разработке представлены 3 конспекта образовательных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Для проведения занятий необходимо определенное техническое оснащение, а именно, мультимедийный экран, компьютер или ноутбук, проектор.
Структура занятия с использованием мультфильма следующая :
• Приветствие.
• Введение в тему деятельности.
• Просмотр фрагмента мультфильма.
• Разбор чувств и эмоций героев мультфильма.
• Закрепление в деятельности детей новых знаний.
• Рефлексия, ритуал прощания.
В качестве приветствия во взаимодействии с детьми использую разнообразные коммуникативные и хороводные игры – приветствия. Для стимулирования у дошкольников интереса к теме встречи, создания мотивации, погружение в тему, применяю речевые загадки, этюды – загадки, игры с элементами психогимнастики.
Основная часть образовательной ситуации – просмотр фрагмента мультипликационного фильма. Мультфильмы в созданной ситуации служат для помощи детям в осознании и переживании чувств и эмоций как своих, так и других людей. Этому способствуют либо задача, поставленная перед просмотром, либо вопросы, задаваемые педагогом-психологом после просмотра фрагмента. Кроме этого, использую также следующие приемы работы с мультфильмом :
• Приём «что будет дальше?». Мультфильм в определенный момент останавливается, следует вопрос к детям6 «Как вы думаете, что было дальше?». Таким образом, актуализируется личный опыт ребенка. Далее включается мультфильм, и дети сравнивают свои предположения и события на экране, рассуждают, почему герой поступил именно так, что чувствовал. Что могло случиться, если бы герой действовал по-другому.
• Приём «Разыгрывание по ролям». Определенный момент проигрывается детьми по ролям с актуализацией и проговариванием чувств и эмоций «актеров».
• Приём «Сыграем по – другому». Проходит так же, как «Разыгрывание по ролям», но актерам дается определенная установка на эмоции или переживания. (например, сыграть момент, как будто заяц – самый храбрый зверь в лесу). В этом случае происходит ломка стереотипов и изменение поведенческих реакций.
• Приём «Нарисуй мультфильм, героя, ситуацию». Дети рисуют понравившийся эпизод или героя мультфильма, далее можно построить работу по типу сказкотерапии с введением в ресурсное состояние.
Следующий этап – закрепление полученных знаний и навыков в деятельности детей. На этом этапе необходима так же смена статической позы ребенка (когда он смотрит мультфильм) на динамическую. Использую разнообразные динамические упражнения психологического содержания, психогимнастические этюды, коммуникативные игры, которые создают условия для закрепления в повседневной деятельности ребенка полученных переживаний, навыков, знаний. Заканчивается каждая встреча рефлексией и ритуалом прощания.
Заключение.
Мультфильмы при взаимодействии с детьми дошкольного возраста помогают мне развивать эмоциональный интеллект ребенка, способствуют формированию навыков социального поведения детей, служат инструментом коррекции негативного поведения. Считаю, что мультфильмы так же могут помочь детям в тех или иных непростых жизненных ситуациях (смена места жительства, потеря близких, развод родителей и т. д., при коррекции тревожных состояний, неуверенности, страхах. Через мультфильмы малыш видит и принимает новые модели поведения, другие способы действия в тех или иных ситуациях, получает эмоциональную поддержку.
Используемая литература:
1. Бурухина, А. Ф. Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми / А. Ф. Бурухина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 10. - С. 60-71.
2. Конспекты интегрированных занятий на основе просмотров детских мультипликационных фильмов // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 12. - С. 96-101.
3. Алексеенко, Е. Мультфильмы-воспитатели : [о воспитат. роли мультфильмов] / Е. Алексеенко, М. Соколова // Мой кроха и я. - 2012. - № 4. - С. 128-130.
4. Казакова, Р. Г. Мультипликация как вид кинематографического искусства и ее влияние на развитие детей / Р. Г. Казакова, Ж. В. Мацкевич // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 12. - С. 26-40.
5. Лалетина А. Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов// Журнал «Начальная школа плюс До и После» № 8, 2010 г. С. 18-22.
Приложение № 1
Образовательная ситуация «Ласковое слово - и кошке приятно!» с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: создание условий для эмоционального комфорта и гармоничного развития личности ребё нка-дошкольника.
Задачи:
Развивающие :
развивать познавательный интерес;
развивать речь, мышление, воображение;
развивать творческие способности.
Образовательные:
Упражнять в умении замечать хорошее в человеке, говорить комплименты;
Познакомить с новой игрой «Комплименты»;
Расширять представления детей о народных поговорках, учить понимать их.
Воспитательные:
закреплять навыки социального поведения;
создавать условия для работы в парах.
Оборудование: мультимедийная установка, фрагмент мультфильма «Зеркальце», колокольчик, очки без стекол.
Ход мероприятия.
1. Мотивационный момент.
Педагог-психолог:
Добрый день, ребята, сегодня мы с вами поздороваемся так же, как на предыдущей встрече. Дети стоят в кругу.
Здравствуйте, ручки -хлоп- хлоп- хлоп,
Здравствуйте, ножки - топ- топ- топ,
Здравствуйте, глазки -миг- миг- миг,
Здравствуй мой носик - бик- бик -бик,
Здравствуйте, щёчки -плюх- плюх- плюх,
Здравствуй мой ротик -чмок- чмок -чмок,
Здравствуйте, зубки -щёлк- щёлк- щёлк,
Здравствуйте, детки, здравствуй- те!
2. Основная часть.
Педагог-психолог:
Ребята, что вы чувствуете, когда вас хвалят? (ответы детей). А как вы понимаете народную поговорку «Ласковое слово – и кошке приятно»? (высказывания детей). Сегодня мы с вами будем говорить друг другу комплименты, ласковые слова, поиграем в новые игры и выясним, что легче, говорить или принимать комплименты.
Предлагаю вам занять места в кинозале и посмотреть отрывок из мультфильма «Зеркальце». Ваша задача будет не только посмотреть, но и запомнить, какие комплименты говорили звери девочке, какие из них понравились, а какие не понравились.
Просмотр фрагмента мультфильма «Зеркальце» с 0.32 по 7.37.
Какие комплименты говорили звери девочке? Все ли они нравились? Почему, как вы думаете, не все комплименты были приятны? (высказывания детей).
На прошлой встрече мы с вами вспоминали много сказок, в том числе и снежную королеву, а кто помнит что произошло в сказке? (если дети не помнят, психолог напоминает – снежная королева разбила зеркало, его осколок попал в глаз Каю. Кай стал видеть только плохое вокруг себя). Ребята, оказывается, в волшебном мире изготовили очки, которые позволяют видеть вокруг себя только хорошее. И такие очки я приобрела однажды в магазине. Хотите попробовать их надеть? (ответы детей)
Упражнение «Волшебные очки». Дети надевают очки, смотрят на одного из товарищей и говорят ему комплименты. В игре должны принять участие все дети группы (и получить, и произнести комплименты).
Для следующего упражнения вам необходимо разделиться на 2 команды, как это можно сделать? (предложения детей, деление на команды).
Упражнение «Комплименты». Дети 1 команды становятся в круг, лицом наружу; дети 2 команды в круг – лицом внутрь. По сигналу колокольчика дети внешнего круга говорят приятные слова ребенку, который стоит напротив. Дети внутреннего круга, принимая комплименты, благодарят «Спасибо, мне очень приятно». По сигналу, внешний круг передвигается на 1 ребенка по часовой стрелке, партнеры меняются, дети говорят комплименты другому товарищу. После прохождения полного оборота, круги меняются местами.
3. Рефлексия. Время нашей встречи подходит к концу. О чем мы с вами сегодня говорили? Какие новые игры вы узнали? Легко ли было получать комплименты? А говорить их? Кому ещё можно сказать приятные слова в детском саду, дома?
Ритуал прощания. «От сердца к сердцу»
Улыбайтесь чаще, и тогда вы будете здоровыми, сильными и красивыми. Давайте закончим нашу встречу в кругу радости следующими словами:
Нежные, добрые девочки! (Психолог идет по внешнему кругу)
Сильные, смелые мальчики! (Обращаясь то к девочке, то к мальчику)
И встанем в круг, за руки все возьмемся (Соединяет их руки,
И радостно друг другу улыбнемся! (Дети заглядывают в глаза друг другу и улыбаются).
До свидания, девочки! До свидания, мальчики! (говорит психолог)
До свидания! (говорят дети)
Приложение № 2
Образовательная ситуация «Поймай удивление» с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: создание условий для эмоционального комфорта и гармоничного развития личности ребё нка-дошкольника.
Задачи:
Развивающие :
развивать познавательный интерес;
развивать речь, мышление, воображение;
развивать творческие способности.
Образовательные:
Упражнять наблюдательности;
Познакомить с новой игрой «Ау!»;
Воспитательные:
закреплять навыки социального поведения;
создавать условия для работы в команде.
Оборудование: мультимедийная установка, игровой парашют, фрагмент мультфильма «Винни Пух идет в гости» («Союзмультфильм» Б. Заходер, В. Хитрук, картинки с изображением удивленных людей – по количеству детей, картинки животных, фотоаппарат.
Ход мероприятия.
1. Мотивационный момент.
Педагог-психолог:
Добрый день, ребята, сегодня мы с вами поздороваемся так же, как на предыдущей встрече. Дети стоят в кругу.
-Ты и я, ты и я (дети указывают руками на себя и друг на друга. ,
Мы с тобой- одна семья (дают ладошки друг другу).
Вместе читаем (делают " очки",
Вместе играем (подскоки одной ноге,
Вместе друг другу всегда помогаем (хлопают в ладоши).
2. Основная часть.
Педагог-психолог:
Закройте, пожалуйста глаза, заведите руки за спину, приготовьте ладошки, сейчас будет сюрприз. (Психолог раскладывает в руки детей картинки с изображением удивленных людей). По моей команде, вы откроете глаза, посмотрите на карточку и сделаете такое же выражение лица, как на картинке. Внимание, открывайте! (дети выполняют указание).
Психолог фотографирует детей.
Ребята, посмотрите друг на друга. Что вы видите? (ответы детей) Какие эмоции у вас? (ответы детей) У тебя, Андрей? (ответы детей) У тебя, Мирон? (ответы детей) Что происходит с нашим лицом, когда мы удивляемся? (ответы детей). Вы догадались, о какой эмоции мы сегодня будем говорить? (ответы детей). Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить об удивлении. Удивление – мимолетная, быстрая эмоция, которая может переходить в веселье, или в страх, или в любознательность. И сегодня мы с вами будем ловить эту эмоцию с помощью фотоаппарата. Вы готовы? (ответы детей) я приглашаю вас в кинозал.
Ваша задача «поймать» удивление героев мультфильма, то есть, увидеть, когда герой удивился, понять, чему он удивился и запомнить этот момент мультфильма.
Просмотр мультфильма «Винни Пух идет в гости» 2 м. 30 с. - 8 м. 18 с.
После просмотра психолог перебрасывает мяч детям, дети делятся своими наблюдениями и впечатлениями. (ответы детей) Спасибо, ребята, вы были очень внимательны и вам удалось поймать удивление героев мультфильма. Игра «Изобрази». Предлагаю поиграть с игровым парашютом, игра вам знакома, называется «Изобрази». На сегменты парашюта я положу картинки разных животных, под музыку вы двигаетесь вокруг парашюта, когда музыка останавливается, тот ребенок, который стоит возле картинки, берет её, говорит «Я – медвежонок, я удивляюсь, когда ….» и изображает удивление медвежонка.
Психолог фотографирует детей во время игры.
После игры вопросы психолога детям:
Как вы считаете, удалось ли вам передать удивление животных? Легко ли это было сделать? Чьё удивление вам запомнилось и почему? (ответы детей)
Игра «АУ!». Хотите новую игру? (ответы детей) Дети встают вокруг игрового парашюта, берутся за петельки. С помощью считалки определяется водящий, который садится под парашют центр круга (в лес, и ладошками прикрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят текст:
«Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя «Ау!»
Крепче глазки закрывай,
Кто позвал тебя – узнай!»
На последние слова дети опускают парашют на водящего. Психолог показывает на одного из стоящих в кругу детей, и ребёнок, на которого указали, говорит: «Ау!». Водящий должен по голосу определить, кто его позвал.
3. Рефлексия. Время нашей встречи подходит к концу. Хотите посмотреть фотокадры, которые получились за время сегодняшней встречи? (ответы детей) Дети рассматривают фотографии. Удалось ли мне поймать ваше удивление? (ответы детей) Какие новые игры вы узнали? Что было трудно, как вы думаете, почему? Что было легко? О чем вы можете рассказать родителям, своим братьям и сестрам?
Ритуал прощания. «От сердца к сердцу»
Улыбайтесь чаще, и тогда вы будете здоровыми, сильными и красивыми. Давайте закончим нашу встречу в кругу радости следующими словами:
Нежные, добрые девочки! (Психолог идет по внешнему кругу)
Сильные, смелые мальчики! (Обращаясь то к девочке, то к мальчику)
И встанем в круг, за руки все возьмемся (Соединяет их руки,
И радостно друг другу улыбнемся! (Дети заглядывают в глаза друг другу и улыбаются).
До свидания, девочки! До свидания, мальчики! (говорит психолог)
До свидания! (говорят дети)