Екатерина Ефремова
Методическая разработка «Красавица Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с русским народным промыслом «Гжель».
Задачи:
- Познакомить детей с народной росписью Гжель (с историей возникновения, особенностями,
отличавшие гжельскую роспись от других народных росписей).
- Знакомить детей с образцами Гжельской росписи.
- Развивать эстетический вкус.
- Формировать у детей умение правильно изображать элементы гжельской росписи.
Публикация «Методическая разработка „Красавица Гжель“» размещена в разделах
- Воспитывать в детях любовь к прекрасному, к своему народу, традициям.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Использование педагогических технологий: ИКТ, технология интегрированного обучения, игровая технология, здоровьезберегающая технология.
Предварительная работа: Чтение сказки Н. Ивановой «Бело-голубое чудо».
Материалы и оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, авторская презентация «Гжель»
Художественные материалы: Кисти разной толщины (№2, №7, краски (белая и синяя гуашь, бумага в форме ваз.
Ход НОД:
М. И. : Здравствуйте ребята. Я Марья Искусница – на все руки мастерица. Иду я из далека – из
села Гжель. В этом селе мастера живут – посуду, и разные вещицы из белой глины делают,
нежно голубыми сказочными узорами украшают. Посмотрите, что я вам ребята принесла. (Марья Искусница открывает сверток, а там тарелочка Гжель. Дети её рассматривают).
Словесная дидактическая игра: «Придумай слово». Подбор прилагательных к словам.
М. И. : Вам тарелочка нравиться?
Дети: Да.
М. И. : Ребята, а тарелочка какая? (красивая, нарядная, круглая, расписная)
А узор, на тарелочке какой? (синий, красивый, цветочный)
1 слайд: Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.
(С. Вахрушев.)
Такую посуду впервые начали делать в селе Гжель, которое находится недалеко от Москвы. Отсюда и название промысла – Гжель.
2 слайд: Мастера из этого села делали посуду и даже игрушки.
3 слайд: Постепенно Гжель стала популярна в нашей стране и в других странах. Мастерские объединились в большие производства.
4 слайд: Создание предмета Гжели – это целиком ручной труд.
5 слайд:
М. И. : Ребята у меня есть вот такие вазы. Хотите их украсим гжельской росписью?
Дети: Хотим.
М. И. : Я Марья Искусница – мастерица. Могу вам рассказать и показать, как гжель создается.
Перед тем как мы начнем узоры рисовать, давайте ручки разомнем.
Пальчиковая гимнастика:
Словно детская рука - показываем ручки
На кусочках глины - сжимаем кулачки
Рисовала в три мазка - крутим указательным пальцем
Синие картины.
Чашек круглые бока - соединяем кисти рук, как будто держим кружку
Расписав в колечки, - Соединяем большой и указательный палец правой и левой руки
В лепестки и облака - Соединяем кисти рук, изображая бутон
Изразцы для печки. - Хлопаем кистями рук по столу.
6 слайд: Основной элемент гжельской росписи – «розан». Его мы нарисуем на нашей вазе
М. И. показывает детям, как рисуется цветок «розан».
7 слайд: Ещё один элемент – капля. Этим элементом можно украсить бордюры, сделать травинку в букет с розаном.
8 слайд:
М. И. : Вазу можно украсить ещё одним элементом гжельской росписи – бордюром.
Дети расписывают вазу.
9 слайд:
М. И. : Ребята вы узнаете Гжель если увидите?
Дети: Да
Игра: «Да-нет» (Узнать промысел в предложенных картинках.)
Какие красивые вазы у вас ребята получились. Давайте выставку сделаем, чтоб все кто в гости придет красотой Гжели могли полюбоваться.
10 слайд
М. И. : А мне пора в путь-дорогу собираться. Хочу подарить вам ребята свою тарелочку. Пусть в группе на видном месте хранится, глаз радует. Будете на тарелочку смотреть - меня Марью Искусницу вспоминать.