Полоскова Наталья Сергеевна
Методическая разработка «Играя, обучаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Я работаю учителем-логопедом в ДОУ. Стаж педагогической деятельности - 32 года. За годы работы мною накоплен богатый опыт. Буду рада поделиться с вами своими наработками. Хочу предложить вам картотеку игр и упражнений для развития речи детей. Данные игры развивают у детей слуховое восприятие и фонематический слух, звукопроизносительные навыки, учат грамматически правильно оформлять связную речь, развивают творческие способности. Картотека оформлена в соответствии с определёнными требованиями. Все предложенные игры направлены на речевое развитие детей четырёх - пяти - шести лет.
Публикация «Методическая разработка „Играя, обучаем“» размещена в разделах
КОДИРОВКА
Д – дидактическая игра,
МП – малоподвижная игра,
П – подвижная игра,
СР – сюжетно-ролевая игра.
ТИ – творческая игра
Д № 1
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ»
Возраст с 4-х лет
Автор или источник: Галанов А. С., Психическое и физическое развитие ребёнка от трё х до пяти лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -М. : АРКТИ, 2002.- стр. 35
Цель:развитие психофизических процессов.
Задачи:
1. Развивать координацию зрительного, слухового, моторного анализаторов.
2. Тренировать подвижность нервных процессов.
3. Тренировать умение ориентироваться в пространстве.
4. Закреплять знание цвета.
Материалы и (или) оборудование:флажки и жетоны разных цветов, стулья или подставки для флажков.
Ход игры:ведущий разбивает играющих на группы, число групп соответствует количеству цветных флажков. Каждый игрок в группе получает жетон определённого цвета (у всех игроков в одной группе должен быть один цвет жетона). В углах комнаты (или площадки) расставляют стулья по количеству цветов флажков. На каждый стул кладётся (или устанавливается в подставку) флажок определённого цвета. После подготовки ведущий даёт инструкцию. Действия повторяются несколько раз, пока у детей есть интерес.
Инструкция:Ребята, по моей команде: «Все гуляем!» - вы расходитесь по всей комнате (площадке). По команде: «Найди свой цвет!» - вы собираетесь около того флажка, цвет которого соответствует вашему жетону и называете свой цвет хором, когда я спрошу.
Дополнения или особые замечания:при первом проигрывании можно взять основные цвета, с возрастом игра усложняется и добавляются дополнительные цвета и оттенки. Вместо команд, ведущий может использовать звучание музыки: музыка играет – все гуляют, музыка остановилась – все собираются около флажка своего цвета. Через несколько повторений можно поменять цвета жетонов у ребят, чтоб каждый побыл в разных командах.
Д № 2
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«ЗВУКОВОЙ КУБ»
Возраст с 5-ти лет
Автор или источник: «Дошкольная логопедическая служба» п/р О. А. Степановой Творческий центр Москва 2006 г., с. 111
Цель: развитие фонематических процессов.
Задачи:
3. Развивать фонематический слух.
4. Учить выделять звук на фоне слова.
4. Учить подбирать слово на заданный звук,
5. Учить определять позицию заданного звука в слове.
Материалы и (или) оборудование:набор кубиков с изображением предметов на корригируемые звуки.
Ход игры:Ребёнок подбрасывает кубик, называет предмет на верхней грани кубика, определяет, где заданный звук «спрятался».
Инструкция: Чётко проговори название предмета. Узнай, есть ли в слове звук Р? Где он «спрятался»?
Дополнения или особые замечания: в подготовительном возрасте инструкция усложняется: детям предлагается придумать ещё слова с данным звуком.
Д № 3
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«ХЛОПКИ»
Возраст с 5-ти лет
Автор или источник:«Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии» Г. В. Ханьшева «Феникс» Ростов-на Дону, 2013 г. ,с. 67
Цель: развитие фонематических процессов.
Задачи:
1. Развивать фонематический слух.
2. Учить выделять звук на фоне слова.
Материалы и (или) оборудование:не требуется.
Ход игры:Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Логопед проговаривает слова, а дети хлопком показывают наличие заданного звука в слове.
Инструкция: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ж.
Дополнения или особые замечания: в подготовительном возрасте инструкция усложняется: детям предлагается хлопать на определённую позицию звука в слове.
Д № 4
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Возраст с 5-ти лет
Автор или источник: «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичёва Москва, Просвещение 1989 с. 200
Цель: Развитие грамматического строя речи.
Задачи:
1. Учить образовывать и использовать родительный падеж существительных.
2. Закреплять правильное произношение звуков речи.
Материалы и (или) оборудование:предметы количеством 4-5 (старшая группа) и 5-7 (подготовительная группа).
Ход игры:На стол выставляются предметы. Ведущий (логопед) предлагает назвать и запомнить их. Вызванный ребёнок уходит за дверь, а другой в это время прячет один из предметов. Первый ребёнок должен сказать, какого предмета не хватает.
Инструкция: Назовите все предметы. Запомните их. Ваня, выйдет из комнаты, а Ира уберёт один предмет. Ваня скажет полным ответом, чего не хватает?
Дополнения или особые замечания: в подготовительном возрасте инструкция усложняется:
1. убирается 2 или 3 предмета;
2. к каждому слову- предмету добавляется слово-признак: н-р: не хватает зелёной машины.
Д № 5
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Возрастс 5-ти лет
Автор или источник: Социальная сеть работников образования nsportal.ru Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР Ф. В. Коурова
Цель: развитие фонематических процессов.
Задачи:
1. Способствовать развитию речевого слуха детей.
2. Развивать умение рифмовать слова.
3. Автоматизировать правильное произношение звуков в словах.
Материалы и (или) оборудование:детские стульчики.
Ход игры:Дети сидят на стульчиках. Логопед начинает читать небольшой отрывок стихотворения, а дети подбирают последнее слово в строке, стараясь срифмовать его.
Инструкция: Закончите моё стихотворение, подобрав подходящее слово:
-Не поедет без бензина
Наша быстрая (машина)
-Захотели малыши
Подточить (карандаши)
Дополнения или особые замечания: не требуется
Д № 6
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«СУНДУЧОК»
Возраст с 5-ти лет
Автор или источник: «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичёва Москва, Просвещение 1989 с. 213
Цель: развитие фонематических процессов.
Задачи:
1. Закреплять правильное произношение звука Ч.
2. Учить делить слова на слоги.
3. Учить определять позицию звука Ч в слове.
Материалы и (или) оборудование:сундучок, предметные картинки со звуком Ч
Ход игры:На стол выставляется сундучок с картинками. Логопед предлагает по очереди достать из сундучка картинку, правильно назвать предмет, определить место звука Ч в слове и разделить слово на слоги.
Инструкция: Ребята, это – волшебный сундучок. Каждый сможет узнать, что в нём, только надо сказать такие слова:
Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок
Достань картинку и назови, прохлопав слово по слогам. Узнай место звука Ч в слове.
Дополнения или особые замечания: не требуется.
Д № 7
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«ПОДБЕРИ СЛОВО К СХЕМЕ»
Возраст с 6-ти лет
Автор или источник: «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г. С. Швайко Москва, «Просвещение» 1983с. 46
Цель: развитие фонематических процессов.
Задачи:
1. Закреплять умение детей в определении места звука в слове.
2. Развивать фонематическое восприятие.
3. Закреплять правильное произношение звук Л.
Материалы и (или) оборудование:Карточки с изображением предметов, карточки со схемами расположения звука в словах.
Ход игры: Играют по 4-6 детей. На столе у каждого ребёнка лежит карточка со схемой с одним из трёх закрашенных окошек. Логопед предлагает узнать, какое место обозначено у каждого на схеме. Затем предлагаются картинки, в названии которых слышится звук Ш. Дети должны определить место звук в слове. Картинку забирает тот ребёнок, чья схема подходит к этому слову.
Инструкция: Посмотрите на свою схему. Какое окошко закрашено у тебя, Лена? (Первое) Значит, звук слышится в начале слова. Какое окошко закрашено у тебя, Саша? (Второе). Значит, звук слышится в середине слова. Какое окошко закрашено у тебя, Вова? (Последнее) Значит, звук слышится в конце слова. Я буду показывать картинку, вы найдите место звука Л. Чья схема подходит к моей картинке? Забери её, Саша, себе.
Дополнения или особые замечания: не требуется.
МП № 1
РЕЧЕВОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«ЖУКИ»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичёва Москва, Просвещение 1989 с. 211
Цель: закрепление произносительных навыков, развитие двигательных возможностей детей.
Задачи:
1. Закреплять правильное произношение звука Ж в связной речи.
2. Развивать просодическую сторону речи.
3. Развивать фонематическое восприятие.
4. Учить двигаться в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом.
Материалы и (или) оборудование: детские стульчики, ободки (для девочек) и браслетики (для мальчиков) с изображением жуков, колокольчик.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках (в домиках, проговаривая слова. Затем по сигналу колокольчика отправляются летать на полянку и жужжат. Как только колокольчик смолкает, дети возвращаются в свои домики.
Инструкция: Дети, будете проговаривать со мной:
Я жук, я жук, я тут живу.
Я тут живу, я тут жужжу»
Когда услышите звук колокольчика, вылетайте на полянку и жужжите. Как только колокольчик смолкнет, возвращайтесь в свои домики.
Дополнения или особые замечания: не требуется
МП № 2
РЕЧЕВОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«ЖИВОЕ - НЕЖИВОЕ»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: сайт https://umnik-vsem.ru Картотека игр.
Цель: расширение словарного запаса, развитие двигательных навыков.
Задачи:
1. Расширять пассивный (активный) словарный запас детей.
2. Формировать двигательные навыки детей.
Материалы и (или) оборудование: не требуется.
Ход игры: Дети стоят по кругу или в шеренге. Логопед называет слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы. Дети должны движениями рук отреагировать на сказанное слово: если предмет одушевлённый – поднять руки над головой, если нет – держать руки вдоль туловища.
Инструкция: Я буду проговаривать слова – названия предметов. Поднимите руки вверх, если это живой предмет, держите руки вдоль туловища, если слово обозначает неживой предмет.
Дополнения или особые замечания: можно ведущим назначить одного из детей.
МП № 3
РЕЧЕВОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«ЗАТЕЙНИКИ»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, издательство Мозаика-Синтез Москва с. 4
Цель: активизация звукопроизносительных навыков, развитие ориентировки в пространстве.
Задачи:
1. Закреплять в речи правильное звукопроизношение.
2. Учить двигаться по кругу вправо, влево.
Материалы и (или) оборудование: не требуется.
Ход игры: Дети, взявшись за руки, идут по кругу в правую сторону и произносят за логопедом слова.
Логопед показывает движение, а дети его повторяют. Игра продолжается, дети идут в левую сторону, проговаривая слова, а затем показывают следующее движение.
Инструкция: Будем чётко проговаривать слова игры. Я – затейник. Вы будете повторять после меня движение, которое я придумала.
Ровным кругом друг за другом
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
Дополнения или особые замечания: затейником может выбираться любой ребёнок по желанию, по выбору с помощью считалки, по очереди.
МП № 4
РЕЧЕВОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«ЗМЕЙКА»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: по материалам сборника М. Литвиновой «Русские народные подвижные игры» Серия: Дошкольное воспитание и развитие издательство Айрис-Пресс 2004 г.
Цель: активизация звукопроизносительных навыков, развитие ориентировки в пространстве.
Задачи:
1. Закреплять в речи правильное звукопроизношение.
2. Учить двигаться вперёд змейкой, обходя преграды.
Материалы и (или) оборудование: спортивный инвентарь (кубы, мячи, обручи, кегли и т. п.).
Ход игры: Дети выстраиваются колонной друг за другом, держа руки на плечах впереди стоящего.
Во время проговаривания дети двигаются вперёд, стараясь не задеть и не опрокинуть преграды – куб, мяч, кегли и т. п.
Инструкция: Будем чётко проговаривать слова игры. Мы должны быть внимательными
и аккуратными, чтобы не задеть и не опрокинуть преграду, стоящую на пути у змейки.
Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колесом покрутись!
Дополнения или особые замечания: ведущий может быть выбран среди детей (по желанию, по выбору с помощью считалки, по очереди).
МП № 5
РЕЧЕВОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«ПУЗЫРЬ»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: сайт https:// pochemu4ka.ru Картотека игр.
Цель: активизация звукопроизносительных навыков, развитие координации движений.
Задачи:
1. Закреплять правильное произношение звука Ш.
2. Развивать координацию движений.
Материалы и (или) оборудование: не требуется.
Ход игры: Дети образуют небольшой круг, проговаривают слова. Одновременно с этими словами дети расширяют круг до тех пор, пока логопед не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки, приседают на корточки, проговаривая звук Ш, следя за артикуляцией.
Инструкция: Встаньте в небольшой круг. Будем расширять круг и правильно, чётко проговаривать слова. Когда я произнесу слова «Лопнул пузырь!» вы присядете и произнесёте звук Ш. Следите за своим произношением!
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Дополнения или особые замечания: не требуется
МП № 6
РЕЧЕВОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«ПО ГРИБЫ»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: Т. А. Ткаченко «Учим говорить правильно» Москва «Издательство ГНОМ и Д» 2001 г., с. 53
Цель: развитие грамматического строя речи, развитие координации движений.
Задачи:
1. Учить использовать в речи слова-предлоги.
2. Закреплять правильное произношение звуков.
3. Развивать координацию движений.
Материалы и (или) оборудование: не требуется.
Ход игры: Дети стоят врассыпную по помещению, вместе с логопедом проговаривают слова игры и воспроизводят предложенные им действия.
Инструкция: Встаньте свободно, выбрав удобное для вас место. Вместе со мной проговаривайте слова и показывайте движения.
На горе растут грибы (руки вверх,
Под горой растут грибы (присесть,
Мы в корзинки их собрали (имитация руками,
Быстро к дому побежали (бег на месте)
Дополнения или особые замечания: не требуется
ТИ № 1
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
«ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»
Возраст от 6-ти лет
Автор или источник: Сеть работников образования portal. ru Картотека театрализованных игр
Цель: развитие выразительности мимики и жестов.
Задачи:
1. Учить пользоваться разнообразной мимикой и жестами для передачи задания.
2. Учить взаимодействию в коллективе.
Материалы и (или) оборудование: карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т. д.
Ход игры: Воспитанники делятся на две команды. Дети первой команды получают картинки; с помощью жестов, мимики и движений пытаются изобразить животных, птиц или другие предметы. Дети другой команды должны отгадать, кого (что) изобразил ребёнок.
Инструкция: Дети, разделитесь на две команды. Ребята из первой команды будут показывать предмет, изображённый на картинке, пользуясь только мимикой, жестами и движениями, а ребята из второй команды попытаются угадать, кто (что) это?
Дополнения или особые замечания: не требуется.
ТИ № 2
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«КОТЁНОК»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: Сеть работников образования portal. ru Картотека театрализованных игр
Цель: развитие творческого воображения, грамматического строя речи.
Задачи:
1. Формировать навыки работы с воображаемым предметом.
2. Учить использованию в самостоятельной речи имён прилагательных.
3. Воспитывать у детей любовь и чувство сострадания к домашним животным.
Материалы и (или) оборудование: стульчики.
Ход игры: В игре участвуют все дети. Ребята сидят по кругу на стульчиках. Взрослый сообщает детям, что у него в руках маленький котёнок и предлагает выполнить с ним ряд действий.
Инструкция: Дети, у меня в руках маленький котёнок. Он совсем слабый и беспомощный. Я дам каждому из вас его подержать, а вы его погладьте, приласкайте и скажите ему добрые слова.
Дополнения или особые замечания: не требуется.
ТИ № 3
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
«У зеркала»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: Сеть работников образования portal. ru Картотека театрализованных игр
Цель: развитие творческого воображения в передаче образа.
Задачи:
1. Способствовать развитию воображения у детей.
2. Укреплять мимические мышцы лица.
Материалы и (или) оборудование: зеркало.
Ход игры: Дети по очереди подходят к зеркалу и изображают предложенное взрослым действие.
Инструкция: Дети, предлагаю поиграть в игру «Зеркало». Катя, подойди к зеркалу и покажи ребёнка, у которого отняли игрушку. Ваня, покажи, как улыбается младенец своей матери. Лиза, покажи, как собака скалится, охраняя своего хозяина.
Дополнения или особые замечания: не требуется.
ТИ № 4
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
«ЗВОНКИЕ ЛАДОШКИ»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: Сеть работников образования portal. ru Картотека театрализованных игр
Цель: Развитие темпо-ритмической стороны речи.
Задачи:
1. Учить передавать чёткий ритм в хлопках.
2. Развивать слуховое восприятие, учить производить тихие и громкие хлопки.
3. Развивать координационную моторику.
Материалы и (или) оборудование: не требуются.
Ход игры: Детям предлагается с помощью движений рук и амплитуды хлопков показать разнообразные действия.
Инструкция: Дети, предлагаю вам с помощью 3 хлопков показать сначала большой колокол, а затем – маленький колокольчик.
Дополнения или особые замечания: инструкция может быть дополнена правилами выполнения задания, н-р: «Колокол» - активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряжённых рук. «Колокольчик» - мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой Движение лёгкое, по силе негромкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в стороны вверх.
ТИ № 5
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
«ТЕНЬ»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: Л. Н. Жога, Н. Г. Саяпова «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада» журнал «Логопед» 2007 г. №4, с. 52
Цель: развитие воображения, внимания и наблюдательности детей.
Задачи:
1. Развивать воображение и творческие способности детей.
2. Развивать координацию движений.
3. Развитие зрительного внимания.
Материалы и (или) оборудование: не требуется.
Ход игры: Дети стоят в кругу, ведущий находится в центре. Ведущий показывает какое-либо движение, а дети повторяют их.
Инструкция: Дети – вы моя тень. Старайтесь повторить в точности то, что делаю я.
Дополнения или особые замечания: Ведущий может объяснять свои действия словами, н-р: я остановился потому, что впереди яма, наклонился, чтобы сорвать цветок, повернулся, потому что услышал чей-то голос и т. п.
ТИ № 6
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«МЯЧ ЭМОЦИЙ»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: Л. Н. Жога, Н. Г. Саяпова «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада» журнал «Логопед» 2007 г. №4, с. 57
Цель: развитие речевых возможностей.
Задачи:
1. Учить чёткости дикции, интонационной выразительности речи.
Материалы и (или) оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий бросает детям мяч по очереди, называет одну из эмоций, а ребёнок проговаривает выбранную заранее чистоговорку с предложенной интонацией.
Инструкция: У меня в руках – мяч эмоций. Я буду бросать его вам по очереди и называть эмоцию, а вы расскажите чистоговорку про жука с заданным выражением.
Дополнения или особые замечания: не требуется.
С-Р И № 7
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«ШКОЛА»
Возраст от 6-ти лет
Автор или источник:
социальная сеть работников образования nsportal.ru Картотека сюжетно-ролевых игр
Цель: формирование мотиваций к обучению в школе, совершенствование диалогической речи.
Задачи:
1. Расширять знания детей о школе
2. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжет игры.
3. Совершенствовать полученные навыки ведения диалога.
Материалы и (или) оборудование: портфели, книги, тетради, пеналы с карандашами и ручками, указка, школьная доска, стол и стул учителя, журнал для учителя, глобус, столы и стулья для учеников.
Ход игры: Взрослый предлагает детям игру в школу. По желанию детей выбирается учитель. Остальные дети – ученики.
Инструкция: Дети, скоро вы станете первоклассниками. Предлагаю вам поиграть в школу. Кого из детей вы бы хотели назначить учителем?
Дополнения или особые замечания: можно распределить роли нескольких учителей – учителя математики, русского языка, физкультуры и т. п.
ТИ № 8
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«ВОЛШЕБНАЯ КЛЯКСА»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачёва «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников» М., «Гном – Пресс», 1999 г., с. 56
Цель: развитие творчества и воображения детей, активизация словарного запаса.
Задачи:
1. Развивать творческие способности детей.
2. Учить соотносить зрительный образ с реальным предметом.
3. Учить высказывать свои мысли полными развёрнутыми предложениями, используя при их составление собственный словарный запас.
Материалы и (или) оборудование: чистые листы бумаги, краска, кисти.
Ход игры: Детям предлагается капнуть на лист каплю краски и сложить лист пополам. Дети придумывают, на какой предмет походит клякса.
Инструкция: Возьмите лист бумаги. На его середину капните с кисточки каплю краски. Согните лист пополам, раскройте лист. На что похожа ваша клякса?
Дополнения или особые замечания: для детей подготовительного к школе возраста можно предложить сочинить историю (сказку) про Волшебную кляксу.
ТИ № 9
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«КТО (ЧТО) КЕМ (ЧЕМ) БУДЕТ?»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачёва «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников» М., «Гном – Пресс», 1999 г., с. 61
Цель: развитие творчества и воображения детей, активизация словарного запаса.
Задачи:
1. Развивать творческие способности детей.
2. Учить соотносить предметы друг с другом, находить причину и следствие.
3. Учить высказывать свои мысли полным ответом, используя собственный словарный запас.
Материалы и (или) оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий бросает детям мяч по очереди, предлагая ответить на поставленный вопрос.
Инструкция: Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы отвечайте на них полными предложениями. Кем станет гусеница? Кем станем жеребёнок? Чем станет тесто? Чем станет жёлудь?
Дополнения или особые замечания: не требуется.
С-РИ № 10
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«В КАФЕ»
Возраст от 5-ти лет
Автор или источник: социальная сеть работников образования nsportal.ru Картотека сюжетно-ролевых игр
Цель: развитие творчества и воображения детей, активизация словарного запаса, развитие устной связной речи.
Задачи:
1. Расширить представления детей о профессиях работников кафе.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей, развивать диалогическую речь.
3. Учить культуре поведения в общественных местах, внимательному отношению к посетителям.
Материалы и (или) оборудование: игрушечное оборудование кафе, фартуки, колпаки, подносы, детская посуда, муляжи продуктов, меню, чеки, деньги.
Ход игры: Детям предлагается ситуация, которая подводит их к возникновению интереса к данной игре. Проводится беседа о том, люди каких профессий работают в кафе, какую работу они выполняют. Дети знакомятся с новыми словами (официант, меню, заказ, здоровое питание). Роли распределяются по желанию детей.
Инструкция: Сегодня Буратино решил пригласить всех детей в кафе, чтобы угостить мороженым. Для игры нам нужно выбрать работников кафе – официанта и повара. Все остальные дети – посетители.
Дополнения или особые замечания: не требуется.