Татьяна Татиева
Методическая разработка «Занятие по изодеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Цель: Продолжать формировать представление детей о разнообразии народного декоративно-прикладного искусства. Дымка, хохлама, гжель, городец, башкирский орнамент.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с этапами изготовления гуаши, красок.
-приобщать детей к истокам русской народной культуры.
-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.
-вызвать у детей желание побыть в роли мастеров и самостоятельно расписать игрушки и посуду.
Развивающие:
Публикация «Методическая разработка „Занятие по изодеятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
-развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, элементы.
-способствовать развитию у детей эстетического вкуса.
-активизировать словарный запас при помощи слов: ярмарка, гжель, хохлама, городец, дымково.
Воспитывающие:
-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям.
Средства: изделия мастеров, гуашь, заготовки, баночки с водой, салфетки, таблицы с элементами узоров, ленты.
Словарная работа: хохлама, гжель, городец, дымка, базар.
Предварительная работа: Знакомство с народно декоративно-прикладным искусством.
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много у нас гостей. По старому русскому обычаю давайте пожелаем им здоровья. (дети здороваются с гостями).
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша страна?
Дети: Наша страна - Россия.
Воспитатель: Да Россия – наша Родина. Она очень большая. В ней есть много городов и сел, где живут и работают замечательные люди, которые мастерят красивые изделия. Поэтому с давних пор у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки.
(Слайд)
Что такое ярмарка? (ответы детей (праздник, веселье)
Воспитатель: Это шумный большой базар, рынок, где можно купить расписную мебель, посуду, игрушки, сувениры, изготовленные из дерева, глины. Это праздник творчества. На ярмарку ходили на других посмотреть и себя показать.
Вот и сегодня у нас в детском саду будет проходить ярмарка.
Ребенок:
1. На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
2. Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
3. Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
4. Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты!
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра!
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера!
Воспитатель: Подходите, да смотрите, какие здесь товары, игрушки и посуда собраны! Какие они красивые. В каждой своя неповторимость, частичка России
На ярмарку со всех сторон привозили изделия мастера. Но сегодня мастерами будете вы. И для начала нужно разложить товар по промыслам. А разложить товар мы сможем, если отгадаем загадки.
- Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая (Хохлама)
Найдите предметы, которые можно отнести к золотой хохламе (Помещают на отдельный стол).
(Слайд)
- Какой материал используют мастера хохламских изделий? (дерево)
- Назови главные элементы хохламской росписи? (Завиток, цветы, листья, ягоды).
- Какие краски используют художники из Хохламы? (красная, желтая, черная, зеленая)
Следующая загадка
- Эта роспись,
На белом фарфоре-
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких
Синие птицы на веточках тонких. (Гжель)
Выберите изделия из гжели (Помещают на отдельный стол.)
(Слайд)
- Почему гжельские мастера выбрали для своих изделий синий цвет? (цвет неба)
- Какой материал используют мастера и почему? (Глина, много залежей глины)
- Почему гжельские цветы называли Агашка? (в то время популярным среди мастериц было имя Агафья).
- Коль на досочке девица
Иль удалый молодец
Чудо-конь и чудо-птица
Это значит (городец)
Ребенок:
Городецкая роспись,
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать
Выберите изделия из Городца (помещают на отдельный стол)
(Слайд)
- Назовите основные узоры городецкой росписи? (конь, птицы, цветы)
- Что украшали городецкой росписью? (Разделочные доски, игрушки, стулья, все деревянные изделия).
Послушайте следующую загадку
Ребенок: Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня. (Дымково)
(Слайд)
- Почему их назвали дымковскими? (изготовляли в селе Дымково)
- Откуда появилось такое название «Дымково»? (Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом, голубые дали и село большое «Дымково» назвали.)
- Какие элементы дымковского узора знаете (полоски, линии, точки, кольца)
- Что обозначают эти элементы? (Волнистая линия – вода, клетка-земля, круг-солнце)
Все виды декоративного искусства получили названия от городов и сёл где ими занимались.
На столе остался еще один вид народного декоративно - прикладного искусства. Это искусство башкирского народа.
(Слайд)
Наша малая родина - республика Башкортостан. У башкирского народа издавна тоже существует свой стиль-орнамент украшения изделий.
- Какие цвета преобладают в башкирском орнаменте? (Красный, черный, зеленый, желтый).
- Какие элементы? (геометрические фигуры, рога, солнце).
Сегодня на ярмарке вы поработаете мастерами, раскрасите игрушки и посуду. Мы будем раскрашивать гуашью. А знаете ли вы как производят гуашь и краски?
(Видеоролик)
Физминутка
Ребенок: Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись честной народ,
Тебя ярмарка зовет.
В круг вставайте хоровод начинайте.
(хоровод под музыку).
А теперь пройдите и выберите, промысел по своей душе. Вы можете выбрать один из образцов, чтобы расписать. Но можно придумать и свой узор. Во время работы мастера используют кисточку с беличьим ворсом. Кисточку нужно держать тремя пальцами. Тонкие линии проводим концом кисти, толстые всем ворсом.
Сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость.
Ведь начнутся сейчас чудеса
Пальчиковая гимнастика
Умные руки – основа науки,
Руки – это лицо человека.
Руки о многом они говорят,
Глаз только видит, а руки творят!
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни
(гладим каждый палец левой руки и вертим ими)
И вот эдак и вот так, не обидятся никак.
(потираем руки).
Раз, два три, четыре, пять
(загибаем пальцы правой руки)
Не сидится им опять.
(раскрываем ладонь).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Самостоятельная деятельность детей под музыку.
Рефлексия: Какие элементы росписи вы использовали в своей работе?
Давайте составим общий узор и у нас получиться ярмарка росписей.
Как можно назвать нашу ярмарку? (красота России, сувенирные изделия и т. д.)
Ребенок: Эй, народ не зевай
Поскорей налетай
Весь товар раскупай
Стою, продаю
Товар хвалю
Коврик за трешку
Горшок за пятак
Доску за рубль
А леденец за так. (угощение детей под татарскую плясовую)