Володина Светлана Александровна
Методическая разработка «Конструирование из бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21
Володина Светлана Александровна
Детское конструирование – это вид художественно-продуктивной деятельности, направленной на получение конкретного результата (постройки, фигурки, игрушки, композиции) по ассоциации с реально существующими объектами (например, дом, мост, цветок, бабочка).
Конструирование – продуктивная деятельность, так как направлена на получение определенного продукта.
Публикация «Методическая разработка „Конструирование из бумаги“» размещена в разделах
- Поделки из бумаги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Типы конструирования:
Техническое – дети в основном отображают реально существующие объекты и придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с кормой, палубой, штурвалом. Это конструирование из строительного материала (окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы, конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления, конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, пользуясь цветом, фактурой, формой («веселый клоун», «прекрасный принц»). К художественному конструированию относится конструирование из бумаги и природного материала.
По мнению А. Парамоновой, Л. В. Куцаковой, И. А. Лыковой и других специалистов, конструирование из бумаги – один из самых сложных видов деятельности:
- включает большое количество операций, последовательность которых можно только механически запомнить, в результате чего они не складываются у ребенка в единое целое – способ;
- невозможность практически опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (складывание, надрезание и пр.).
ПРОБЛЕМА. Таким образом, получается, что традиционная методика обучения оказывается «привязанной» к конкретной поделке, не происходит обобщения способов конструирования, ребенок не пользуется ими для создания новых поделок, то есть не происходит развития самостоятельного конструирования творческого характера.
Система формирования самостоятельного и творческого конструирования из бумаги для детей от 4 до 7 лет (Л. А. Парамонова, О. А. Сафонова)
Основа системы – овладение детьми обобщенными способами конструирования из бумаги в процессе определенным образом построенного «распредмечивания». Перед ребенком раскрывается способ конструирования вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а затем он наполняется конкретным вариативным предметным содержанием.
Для реализации этой общей стратегии прежде всего авторами было отобрано несколько (для каждого возраста) достаточно простых способов конструирования, включающих небольшое количество взаимосвязанных операций способообразования, каждая из которых приводит к ярко выраженному промежуточному изменению конструкции.
Поэтапная система обучения:
Первый этап – вынесение способов конструирования из контекста практической деятельности конкретного характера и последующее введение их в процесс изготовления различных игрушек.
Второй этап – соотнесение усвоенных способов с новыми условиями посредством проблемных ситуаций.
Третий этап – самостоятельное конструирование по замыслу.
Основной принцип – «от общего к частному», обеспечивающий переориентацию детей с получения практического результата (знакомой поделки) на осознание способов конструирования как средств изготовления новых игрушек.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
1 блок – младший дошкольный возраст
3-4 года (обучение со второго полугодия):
- знакомство с разными свойствами бумаги, экспериментирование с бумагой (2 занятия);
- занятие «Цирковой клоун».
4-5 лет:
- продолжается знакомство со свойствами бумаги, спектр пробующих действий с бумагой значительно расширяется (5 занятий);
- освоение более сложных техник: оригами и киригами (каждое занятие по освоению нового способа обыгрывается):
Оригами:
- складывание квадрата по диагонали;
- складывание квадрата по прямой пополам с совмещением противоположных сторон и углов.
Киригами:
- изготовление фигурок животных с туловищем на прямоугольной основе.
2 блок – старший дошкольный возраст
Обучение детей 5-6 лет проходит в 3 этапа.
Первый этап (4 занятия).
Три новых техники оригами:
- отгибание боковых сторон прямоугольника (полученного из квадрата) к его центру;
- отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к соответствующим его сторонам;
- отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к противоположным его сторонам.
Новая техника бумажной скульптуры:
- закручивание прямоугольника (полученного из квадрата) в цилиндр.
Второй этап (4 занятия) – формирование у детей умения самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций посредством решения проблемных ситуаций.
Третий этап конструирование по собственному замыслу детей (не менее трех занятий).
Обучение детей 6-7 лет также проходит в три этапа.
Первый этап (5 занятий)
Четыре новых техники «объемная скульптура»:
- закручивание круга в конус «низкий»;
- закручивание полукруга в конус «высокий»;
- преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания;
- плетение.
Второй этап (не менее пяти занятий) – детям последовательно предлагаются задачи проблемного характера.
Третий этап – конструирование по собственному замыслу детей (создание коллективных композиционных работ, используя весь свой опыт, в том числе и конструкторский).
Важные принципы системы обучения:
- сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования, которые позволяли организовывать содержательное общение детей, способствующее осознанию способов деятельности и повышению ее продуктивности;
- обеспечение – взаимосвязи конструирования с другими видами детской деятельности – игрой, рисованием и пр.
Главные условия развития творческого конструирования из бумаги:
- использование разной техники, начиная с более простых ее форм (сминание, разрывание);
- формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овладения ими сложной техникой (оригами, объемная скульптура).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!