Наталья Аликина
Коррекционно-образовательная деятельность «Шуршик в гостях у малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность :
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. От того, как пройдет привыкание ребёнка к новым условиям, зависит его психическое и физическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.
Публикация «Коррекционно-образовательная деятельность „Шуршик в гостях у малышей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Поэтому одним из основных направлений коррекционно-развивающей работы педагога-психолога ДОУ является психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и создание условий для благоприятного протекания адаптационного периода.
Цель: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ и преодоления у малышей стрессовых состояний в адаптационный период.
Задачи:
• обеспечить условия создание атмосферы эмоциональной безопасности;
• создать условия снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• обеспечить условия развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;
• создать условия развития, речи, воображения, творческих способностей;
• создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия детей друг с другом.
Методические приемы:
• сюрпризный момент;
• использование игр и упражнений;
• нетрадиционное рисование;
• психогимнастика;
• релаксация.
Оборудование и материалы:
• кукла-марионетка Шуршик (шубка куклы состоит из «осенних листьев»);
• большой зонт, украшенный осенними листочками и капельками дождя;
• пособия «Весёлая тучка», «Ласковое солнышко», (вместо лучиков и капелек – ленточки голубого и желтого цвета, создающие эффект сухого дождя);
• бассейн с сухими осенними листьями;
• «осенние листочки» разного цвета из плотного картона;
• лист ватмана с изображением листопада;
• СD - проигрыватель, аудиозаписи шума дождя, ветра, весёлой, медленной и спокойной музыки;
• желтая, красная, зеленая гуашь, смешанная с детской зубной пастой.
Ход коррекционно-образовательной деятельности
1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
В гости к малышам приходит педагог-психолог и приводит с собой осеннего гостя – Шуршика. (Дети собираются «стайкой» вокруг Шуршика).
Педагог-психолог обращает внимание детей на шубку гостя, предлагает её потрогать - она вся из осенних листочков, и поэтому шуршит.
Ритуал приветствия.
Педагог-психолог предлагает малышам познакомиться и поздороваться с гостем и друг с другом и читает стихотворение:
Осень в гости к нам пришла,
И дружочка привела.
Малышей обнять спешит,
Он листочками шуршит!
Очень любит он играть-
Малых деток забавлять!
(Малыши здороваются с гостем за лапку, гладят, обнимают его и друг друга).
Разминка
Игра «Дождик и солнышко».
По тропинке мы гуляем,
И листочки собираем.
Через лужицы шагаем
Выше ножки поднимаем.
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
(Дети идут друг за другом и выполняют движение в соответствии с текстом)
Звучит музыка с шумом дождя. Появляется тучка.
Я ребяток догоню,
Дождиком их намочу!
Педагог-психолог догоняет детей, касаясь их ленточками-капельками.
(Дети бегут под большой зонт, который держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы всем хватило места).
Педагог-психолог барабанит пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя.
Под весёлую музыку появляется солнышко. (Дети выбегают из-под зонта).
Солнышко смеется.
Весело поется.
Дай ладошечку, моя крошечка.
Я поглажу тебя по ладошечке.
Педагог-психолог с солнышком подходит к каждому ребёнку и дотрагивается лучиками-ленточками до ручек, нежно гладит их по ладошкам.
(Дети поставляют ладошки солнышку, трогают его лучики-ленточки).
2. Основная часть.
- Ребятки, слышите? Кто-то шуршит? Кто бы это мог быть?
- Пойдёмте, посмотрим.
-Да это же друзья Шуршика – осенние листочки. Они заскучали и хотят с вами поиграть.
(Дети подходят к бассейну, заполненному сухими листьями).
Игровая психогимнастика «Шуршалки»
Педагог-психолог читает стихотворение
Ручки в листья опускаем
И тихонько их сжимаем.
Разжимаем, вновь сжимаем.
(Малыши прячут ладошки в сухие листья и выполняют действия в соответствии с текстом. Сжимают ладошки и разжимают).
К ушку листики подносим,
Пошуршать погромче просим.
Ручки в листья окунём,
Ладошку друга там найдём.
За ручки мы возьмёмся,
Друг другу улыбнёмся.
(Подносят листья к ушку, слушают, как они шуршат).
(Малыши опускают ручки в листья, находят ладошки соседа. Берутся за руки. Улыбаются друг другу).
- Молодцы ребятки.
Листочкам понравилось с вами играть.
Хотите портрет их нарисовать?
Шуршик зовёт детей к картине.
Педагог-психолог обращает внимание детей на то, какого цвета листочки, какие они красивые, разноцветные. Напоминает, что когда листья падают и кружатся в воздухе – это называется «листопад». Просит повторить новое слово. Затем объясняет и показывает каким образом нарисовать листик.
- Опускаем пальчик в краску и прикладываем его к листу бумаги.
Вот так.
(Дети подходят к столу, на котором лист ватмана с изображением осенних листьев, листопада).
Малыши под весёлую песенку про листопад рисуют пальчиками осенние листочки красного, желтого и оранжевого цвета.
Все рассматривают получившуюся картину, любуются разноцветными листочками. Шуршик хвалит детей за работу.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Релаксация
Слышится музыка весёлого осеннего ветерка.
- Ой, подул осенний ветерок. Он сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Смотрите, как танцуют листочки на ветру. Давайте и мы потанцуем с ними.
Психолог читает стихотворение и показывает движения.
Листопад, листопад.
Листья желтые летят,
Ветер дунул-полетели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Покружил, и на землю опустил.
(Дети выполняют движение в соответствии с текстом. Изображая полет листьев, плавно кружатся под музыку).
Дети останавливаются и присаживаются на ковёр.
Изображая полет листьев, начинают плавно кружиться под музыку.
Малыши опускаются на ковёр и ложатся.
Звучит спокойная музыка.
Ритуал прощания
Педагог-психолог и Шуршик прощаются с малышами до следующей встречи.
Так понравилось играть,
Танцевать и рисовать,
Но прощаться нам пора.
До свиданья, детвора!
Педагог-психолог и Шуршик ласково обнимают малышей.
Шуршик ласково гладит детей лапкой с листочками по ручкам, ножкам и головке.
Дети обнимают Шуршика и машут ему вслед ладошками.
Список используемой литературы:
1. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
2. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
3. Томашевская Л. В., Герц Е. Ю., Андрющенкова Е. В. интегративные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. - Спб., 2011.