Алёна Ч.
Кейс «Отношение родителей к инклюзивному образованию»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткое содержание кейса :
• Постановка проблемы инклюзивного образования;
• Термин «инклюзивное образование»;
• Положительные следствия инклюзивного образования;
• Минусы инклюзивного образования;
• Родительские собрания;
• Буклеты;
• Беседы с детьми;
• Ознакомление с нормативными документами.
Публикация «Кейс „Отношение родителей к инклюзивному образованию“» размещена в разделах
В современном мире слишком много проблем, касающихся воспитания, образования, детей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Имеется множество подходов к воспитанию и образованию. Но, на мой взгляд, одним из наиболее важных и значимых является вопрос инклюзивного образования. Многие родители, воспитывающие детей с развитием нормы, становятся противниками инклюзии, объясняя это тем, что дети с отклонением от нормы развития пугают своим поведением и неблагоприятно влияют на развитие их собственного ребенка. Как же быть в такой ситуации воспитателю?
Начнем с того, что же такое инклюзивное образование. Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование - фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю.
В педагогике инклюзивное образование рассматривают как процесс развития общего воспитания и образования, который подразумевает доступность для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Л. С. Выготский (1896-1934) указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.
Положительные следствия инклюзивного образования :
Для детей с ОВЗ: участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в неинклюзивных группах. Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить, оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.
Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают "ограниченные возможности", и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.
Но, несмотря на столь весомые плюсы, есть и не менее значимые минусы – это, как правило, неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ как профессиональная, так и психологическая и, конечно, проблемы, которые возникают у детей и родителей детей с типичным развитием. Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное.
Как же донести до родителей группы, в которой появился особенный ребенок, что процесс инклюзии не так страшен и даже наоборот, он будет положительным и для их ребенка?
Для решения такой ситуации, мы можем прибегнуть к следующим вариантам:
Провести собрание с родителями детей, группу которых будет посещать особенный ребенок.
Цель собрания : погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.
Задачи: Ознакомить родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование», создать условия, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции.
План:
Вступительное слово воспитателя.
Понятие инклюзивного образования.
Классификация категорий детей с ограниченными возможностями.
Нормативные документы.
Принципы инклюзивного образования.
Итог собрания.
Во время собрания важно обратить внимание родителей на то, что мы все друг от друга чем то отличаемся, у нас разный цвет волос, рост, телосложение, но это не делает нас плохими или хорошими.
Если традиционное родительское собрание кажется малоинформативным или утомительным для родителей, то так же можно воспользоваться интересный методом PMI, который был разработан ученым Кембриджского университета Эдвардом де Боно. Метод PMI очень прост, суть его заключается в заполнении таблицы принятия решения. Таблица состоит из трех граф. В графу «Плюсы» записываются все факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?» В графу «Минусы» - факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» В графу «Интересно» - записываются различные интересующие факты и мысли «Что в этом интересного?» все записанное в графах оценивается по пятибалльной шкале, после заполнения таблицы принятия решения подчитывается сумма плюсов, минусов, сумма интересного.
Метод PMI позволяет не предвзято посмотреть на проблему. Обычно мы сразу ставим ярлык на идею «нравится-не нравится», однако метод PMI позволяет сознательно приложить усилия и найти как плюсы так и минусы, а так же и интересные моменты.
Метод PMI позволяет родителям в простой, интересной форме рассмотреть такой важный и сложный вопрос, как инклюзивное воспитание и образование с разных сторон. Метод PMI отличный обработчик поступающей информации, он позволяет сознательно обойти эмоциональную реакцию, что очень важно при обсуждении спорных тем. Использование метода PMI позволяет родителям сформировать свое отношение к инклюзивному воспитанию и образованию после его изучения, а не до него.
Создание буклетов посвященных теме инклюзии :
Организация бесед с детьми группы на тему : «Мы разные, но мы равные». Просмотр и обсуждение мультфильмов «Гадкий утенок», «Кот Леопольд», чтение художественной литературы. Несмотря на возраст детей, родители тоже прислушиваются к детям, и дети могут помочь в решении нашего вопроса.
Итогом бесед с детьми, может быть оформление стенгазеты, которую обязательно покажем родителям.
Обязательно нужно ознакомить родителей с нормативными документами об инклюзивном образовании в России, а так же дать полное представление о том, на основании чего и как ребенок с особенностями развития имеет право посещать группу.
Вывод:
Можно найти множество вариантов решения данного вопроса, но я считаю, что все должно быть связанно между собой, не нужно метаться от одного к другому. Деятельность, организованная в систему, даст положительный результат быстрее, чем хаотичные попытки достичь желаемого.