Андреева Ульяна Анатольевна
Кейс-технология в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс-технология в ДОО
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Casus (лат.)– запутанный необычный случай; case (анг.) – портфель, чемоданчик.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Публикация «Кейс-технология в ДОО» размещена в разделах
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Виды кейсов:
1. печатный кейс – может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным;
2. мультимедиа кейс – наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения;
3. видео кейс – может содержать фильм, аудио и видео материалы.
Кейс содержит:
- текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты);
- иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи.
Методы кейс – технологии:
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии;
• метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стадии, фото-кейсы, кейс-иллюстрации).
Чаще всего в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
Этапы при планировании работы с детьми:
Первый этап: подготовительный.
Знакомство детей с ситуацией (фотографией). Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации.
На втором этапе, дети совместно с педагогом выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
На третьем этапе, педагог старается активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляя координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Четвертый этап: (анализ принятия решения, вовлечение детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Пример работы над фото-кейсом:
На первом этапе – знакомство детей с фотографией. Детям предлагается сформулировать проблему исходя из данной фотографии: Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?
На втором этапе – демонстрация второго фото. Задается вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.
На третьем этапе дети примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.
На четвертом этапе дети делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре».
Таким образом, применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.
Ситуации – проблемы:
1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию;
3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;
4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;
5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.).
Не забывайте и о соответствии проблемной ситуации возрасту ребенка, не ставьте непосильных задач.
Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс – технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс – технологий, их подготовки и проведения.