Светлана Грачева
Проект о взаимодействии родителей и педагогов по воспитанию и образованию детей в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
" Проект о взаимодействии родителей и педагогов по воспитанию и образованию детей в соответствии с ФГОС ДОУ Подготовительная группа.
Первый этап «Физическое развитие и оздоровление ребенка».
. Тип проекта : -информационно- практико- ориентированный.
Продолжительность: Октябрь, ноябрь, декабрь 2017г-
Публикация «Проект о взаимодействии родителей и педагогов по воспитанию и образованию детей в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Участники проекта - дети, педагоги группы, родители, музыкальный руководитель, педагог по изо, педагог по физической культуре.
Актуальность проекта :
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании»
.В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического. нравственного. интеллектуального., личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи
.Главным в работе нашей группы являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в группе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между педагогами группы и семьями.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве.
Взаимодействие педагогов с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Сложности в отношениях между семьями и педагогам могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к педагогам. Непонимание между семьёй и педагогами всей тяжестью ложится на ребенка. И мы иногда испытываем сотрудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь группы.. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности нашей группы на современном этапе. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия педагогов с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Принципы взаимодействия с семьей :
Во-первых, это доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Мы общаемся с родителями ежедневно, и именно от нас зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие воспитателей с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Во-вторых, это индивидуальный подход.
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Мы, воспитатели, общаясь с родителями, должны чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь нам на помощь приходит человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
В- третьих, мы применяем не наставничество, а именно сотрудничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее бывает создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
В- четвертых, это ответственная подготовка ко всем мероприятиям
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями мы стараемся подготовить очень тщательно и серьезно. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
В-пятых, это динамичность.
Мы стараемся быстро реагировать на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского группы с семьей.
Сотрудничество группы в области работы с семьей это – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей.
Ни одна, даже самая лучшая воспитательно- образовательная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Гипотеза проекта :
Общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
- участие родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Цель проекта :
Цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие педагогов группы и семьи.
Задачи:
1. Сделать педагогов и семью союзниками в воспитании детей.
2. Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие педагогов и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка.
3. Разработать и внедрить разнообразные формы и методы взаимодействия педагогов и семьи.
4. Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу группы.
5. Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка.
6. Компенсировать проблемы семейного воспитания : выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.
7. Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.
8 Привлечь родителей в образовательное пространство для поиска оптимального стиля общения с ребенком (понять и принять индивидуальность ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности)
9 Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.
10. Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;
11. Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально- насыщенного общения.
Продукт проекта :
Коллажи:
"Физкульт-ура, вместе с папой. "
"Летние виды спорта"
."Зимние виды спорта"
" Спортивная семья"
Выставка рисунков на тему: «Спортивный инвентарь»
Раскраски «Разные виды спорта»
Стенгазета «Олимпийские чемпионы»
Пиктограмма «Режим дня ребенка»
Сочинение синквейнов спортивной тематики
Спортивный герб семьи
Нод Тема «Надо спортом заниматься»
Нод Тема: «Зимние виды спорта»
Нод Тема «Олимпийские надежды»
Развлечение «Праздник пап»
Д. игры «Сложи картинку» «Кто быстрее?» «Назови» «Кому что»
Оборудование:
Энциклопедии
Рассказы, стихи,загадки, пословицы о спорте
Альбомы
Спортивный инвентарь
Основные формы реализации проекта :
Рассматривание иллюстраций, альбомов спортивной тематики
Чтение художественных произведений
Заучивание пословиц. поговорок, загадок о спорте
Беседы с детьми и родителями
Консультации для родителей
Разучивание танцев. хороводов, подвижных игр
Дидактические игры
Сюжетно- ролевые игры
Спортивное развлечение «Мой папа лучше всех»
Формы работы с родителями
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни группы. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями.
Информационно-аналитические
• анкетирование;
• опрос;
• "почтовый ящик".
Наглядно-информационные
• родительские клубы;
• мини-библиотека;
• информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;
• выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».
Познавательные
• родительские гостиные;
• нетрадиционные родительские собрания;
• устные журналы;
• экскурсии.
Досуговые
• праздники;
• совместные досуги;
Предполагаемый результат
Родители :
- осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования целостной картины мира дошкольников;
-знают психофизиологические особенности своих детей
- реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;
- активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП; - самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты;
- самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;
- удовлетворены работой педагогов группы.
Педагоги :
- осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному);
-обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.
- владеют знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей
- умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье ;
- учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
-умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
- признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»;
Разнообразные формы работы с семьёй позволяют взаимодействовать с максимальным количеством родителей. Каждая семья получает информацию наиболее приемлемым для себя образом. Родители стали более компетентны в вопросах оздоровления и физического развития ребёнка, что побуждало их принимать участия в открытых мероприятиях, праздниках. В процессе такого взаимодействия взрослые стали лучше понимать ребёнка, больше интересовались проблемами группы и дошкольного учреждения в целом.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками в работе по физическому воспитанию детей
I этап проекта – Выявление проблемы:
Деятельность педагога. Деятельность детей. Деятельность родителей Взаимодействие со специалистами.
Формулирует проблему по данной теме Принимают задачи проекта Обсуждают тему проекта, цели и задачи Координируют совместную деятельность по различным образовательным областям.
Определяет задачи. Намечает перспективу деятельности для решения проблемы
Моделирует ситуацию, позволяющую выделить проблему Участвуют в проведении викторин и конкурсов
Составляют рассказы, используя мнемотехнику ; синквейны на заданную тему
Участвуют в анкетировании
Создает эмоциональный настрой и заинтересовывает родителей и детей на предстоящий проект Занимаются продуктивной деятельностью Совместно с детьми собирают информацию по теме
Проводит анкетирование родителей на тему «Как вы считате, нужно ли …. Собирают совместно с родителями информацию о разных видах спорта, об олимпийских чемпионах Отвечают на вопросы анкеты
Обсуждает с родителями цель и задачи проекта Готовят сообщение
на спортивную тематику Высказывают свои мнения о значении данного проекта,
Стимулирует детей в сюжетно- ролевой игре к развитию разнообразных сюжетов. используя спорт инвентарь, контролирует соблюдение правил. Предоставляют:
поделки, фотоматериалы, иллюстрации. Выполняют задания по составлению синквейнов. пиктограмм на тему спорта.
II этап проекта - Организация работы.
Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей Взаимо-
действие со специалистами
Составляет план работы по теме проекта.
Осуществляет сбор и систематизирует информацию по теме «Значение физической
культуры в жизни ребенка»
.Разрабатывает цикл бесед и занятий по физическому воспитанию.
Читает детям познавательную и художественную литературу спортивной тематики
Обновляет картотеку пиктограмм и мнемотаблиц различной тематики
Рассказывает детям о пользе соблюдения режима дня.
Подготавливает детей к составлению синквейнов, пересказу и рассказу текстов
с использованием мнемотехники. Составляет картотеку стихов. загадок пословиц о
спорте
Учит с детьми пословицы. загадки. стихи на спортивную тему.
Обновляет картотеки :
утренняя гимнастика,
пальчиковая гимнастика
гимнастика. для,глаз,
комплекс закаливающих процедур после сна,
дыхательная гимнастика,
подвижные игры
дидактические игры,
сюжетно- ролевые.
Предоставляют родителям памятки :
о сборе материала «Здоровый образ жизни»
заучивание стихов, загадок,пословиц о спорте;
подвижные игры с детьми
правильная осанка.
Оформляет альбомы спортивной тематики.
Собирает библиотеку книг о спорте.
Организует выставки рисунков детей и родителей
Проводит индивидуальные беседыо физических качествах и умениях каждого ребенка,. ,о значении совместной двигательной деятельности.
Организует родительские собрания и спортивные развлечения
Расширяют и систематизируют информацию о здоровом образе жизни, о значении физ зарядки, правильном питании, о разных видах спорта…
Отражают полученные знания в составлении рассказов, пересказывании текстов с использованием мнемотехники;составлении синквейнов, стихах. танцах, сюжетно- ролевых играх.
Совместно с родителями рисуют пиктограмму «Мой режим дня»,
учат стихи. пословицы. загадки,играют в дидактические игры,сюжетно- ролевые игры -
Учат стихи. пословицы. загадки, ритмическую гимнастику
В режимных моментах и на занятиях выполняют физкультминутки, пальчиковую гимнастик, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз….
Играют в подвижные. дидактические, сюжетно – ролевые игры.
Читают и рассматривают книги о спорте.
На занятиях и дома оформляют свои рисунки для выставку, читают познавательную и
художественную литературу о значениизанятий спортом. оразных видах спорта, об
олимпийских чемпионах.
Принимают участие в сборе информации по. данной теме.
Проводят с детьми дома беседы о значении занятий физкультурой
.Принимают участие в сборе информации поданной теме.
Проводят с детьми дома беседы о значении занятий физкультурой.
Читают с детьми художественную литературу о спорте.
Выполняют с детьми домашние задания по составлению синквейнов, заучиванию
стихов с использованием пиктограмм, пересказывают тексты с использованием мнемотехники.
Выполняют вместе с детьми задание по рисованию пиктограммы.
Учат с детьми стихи. загадки. пословицы о спорте. спортивном инвентаре.
Используют в работе с детьми предоставленный педагогами материал по физическому развитию детей
Играют с детьми в подвижные. дидактические и с- ролевые игры
Читают изучают памятки различной тематики и используют их в работе с детьми
Принимают участие в организации групповой библиотечки
Совместно с детьми предоставляют рисунки на выставку.
Участвуют в родительских собрания.. развлечениях. викторинах.
Муз работник знакомит ей детей песнями спортивной тематики
Третий этап- практическая деятельность.
Мероприятия Задачи Участники
Родительское собрание
Тема: «Забота о здоровье детей»
Анкетирование родителей
«Занимаетесь ли вы физкультурой с детьми дома. какие виды спорта предпочитаете?»
Совместное рисование с детьми семейного спортивного герба
Памятки, рекомендации на тему «ЗОЖ», профилактика нарушений осанки, комплексы упражнений.
Консультации для родителей : Тема:
«Режим дня будущего школьника»
«Физические упражнения для детей 6- 7 лет» "Дидактические игры по физическому развитию детей".
Составление синквейна «Футбол»
«Профилактика вирусных заболеваний»
Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проведения вакцинации против гриппа.
Составление рассказов с детьми на тему
" Мой любимый вид спорта"
"Мы с папой на хоккее"
Памятка:
«Здоровье детей в ваших руках»
Оформление наглядного плаката : «Таблетки растут и на грядке и на ветке»
Консультация
Тема : «Роль семьи в физическом воспитании детей»
Сбор иллюстраций и создание альбома : «Зимние виды спорта»
Памятка : «Профилактика компьютерной зависимости у ребенка»
Поделка «Снеговик- спортсмен»
Консультация «Подвижные игры как одно из средств физического развития детей»
Изготовление дидактических игр спортивной направленности:
" Кому что нужно" "Определи". "Какой это вид спорта?" "Из частей целое " и др.
Спортивный досуг «Мой папа и я – спортивная семья»
Составление синквейна "Фигурное катание"
Спортивная викторина "Спорт- это жизнь "
Спортивное развлечение на прогулке " Веселые старты".
Поделка «Олимпийские кольца»
Изготовление дидактической игры
«Для чего?»
Сбор иллюстраций для оформления альбома «Летние виды спорт»
Обновление спортивного уголка спортивным оборудованием
Составление синквейна «Горные лыжи»
Консультация на тему :
" Профилактика вирусных заболеваний"
Оформление альбома «Ярославский шинник»
Фотоотчеты
" Как мы занимаемся спортом" "Папа ия в спортзале "
Советы для родителей :
«Снятие психофизического напряжения и упрямства с помощью психогимнастики,подвижных игр»
Изготовление дидактической игры «Из части целое»
Домашнее задание» Раскраска «Зимние виды спорта»
Оформление коллажа
«Полезные продукты»
Составление синквейна «Биатлон»
Нод «Олимпийские игры»
Спортивная викторина «Спорт и дети»
Рисование пиктограммы «Зимние виды спорта»
Составление синквейна «Шорт- трек»
Задачи :
Формировать у родителей устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению здоровья своих детей.
Выявить интересы родителей в физическом воспитании детей. Узнать какими видами спорта занимаются с детьми дома
Пропагандировать здоровый образ жизни. познакомить с мерами профилактики нарушения осанки
Предложить комплексы упражнений
.Подчеркнуть важность выполнения режима дня для детей.
Предложить комплекс упражнений для профилактики заболеваний позвоночника
Обеспечить детей чесноком и луком
Познакомить родителей с основными факторами. способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях
Продолжать заниматься с детьми составлением рассказов. Узнать любимый вид спорта у ребенка
Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью. Расширять знания родителей о витаминах, находящихся в овощах и фруктах
Рассказать о важности физического воспитания в семье
Привлечь родителей к созданию альбома «Зимние виды спорта»
Предоставить родителям материал о правильной организации работы ребенка на компьютере в целях сохранения психического и физического здоровья детей
Оказать теоретическую помощь родителям в вопросах физического развития детей. показать значимость подвижных игр.
Заинтересовать родителей в проведении совместного с детьми спортивного развлечения.
Создать благоприятную атмосферу для занятия спортом.
Привлечь родителей к изготовлению командных эмблем
Приобщить родителей к оформлению альбома «Летние виды спорта»
Вызвать у родителей желание активно участвовать в жизни группы. пополнятьРППС по физическому развитию в группе и на уличном участке.
Формировать у детей чувство гордости за свою команду.
Оценить результат по физкультурно- оздоровительной работы совместной деятельности родителей и детей.
Порекомендовать родителям посещение психолога с целью снятия психофизического напряжения у детей с повышенным чувством упрямства
Продолжать совместно с детьми составлять синквейны спортивной тематики.
Привлечь родителей к сбору методического материала для проведения викторины. Принять участие в викторине
Продолжать совместно с детьми рисовать пиктограммы спортивной тематики
Родители. педагоги.
.