Алексеева Любовь
Устный журнал для родителей учащихся 2–4 классов «Ценностное отношение к материнству»
▼ Скачать + Заказать документы
Ценностное отношение к материнству как единству
природного и духовно-нравственного начал
(устный журнал для родителей учащихся 2-4 классов)
Автор: Алексеева Л. В. ,
учитель начальных классов
ОЧУ СОШ «Потенциал» г. Москва
Страница 1. Мудрые мысли о материнстве в педагогическом наследии
М. И. Демкова
Публикация «Устный журнал для родителей учащихся 2–4 классов „Ценностное отношение к материнству“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Михаил Иванович Демков (1859 - 1939) – представитель отечественной педагогики конца ХIХ – начала ХХ вв. Разноплановость научных интересов М. И. Демкова позволяет говорить о широте взглядов учёного: естественные дисциплины, педагогика, история педагогики, методика учебного процесса, литература. М. И. Демков, являясь сторонником антропологического направления воспитания, стремился к установлению таких законов для педагогических процессов, в основе которых лежит человекознание.
На основе педагогического наследия ученого родителей знакомят с отношением классика отечественной педагогики к материнству как единству природного и духовно-нравственного начал.
Ценность материнства на протяжении всей истории народа играла важную роль в создании духовно-нравственных идеалов. Материнство является уникальным механизмом объединения природных и социокультурных начал в человеке. С образом матери ассоциируются такие духовно-нравственные качества, как любовь к детям, чуткое и заботливое отношение к миру, сердечность и душевность, сострадание и сочувствие, мудрость и строгость, терпимость, готовность на самопожертвование во имя детей.
М. И. Демков видел в женщине, будущей матери связь эстетического и морального идеала, которая должна в себе воплощать все телесные, умственные и нравственные совершенства и быть символом идеала, который только может возникнуть в душе человека. Одним из реальных факторов воспитания М. И. Демков выделял семью.
“Семья – это маленький мирок, вызывающий к деятельности все силы” [1, 61].
Только в семье человек и живет собственно как цельный человек. Здесь находят себе удовлетворение “самые примитивные инстинкты и самые идеальные чувства”.
М. И. Демков отмечал, что домашнее воспитание всецело покоится на принципе любви, так как главной руководительницей его является мать.
“Мать служит представительницей сердечной жизни в семействе, из которого вырастает и сердечная жизнь детей, а поэтому, скорее всего она в состоянии раскрыть ее, где она замкнулась, прояснить ее, где она затмилась” [1, 6].
М. И. Демков призывал к тому, чтобы семья, а за ней и школа сделались действительными факторами детского счастья. Важное значение в воспитании принадлежит единству родителей, преемственности поколений, согласию и взаимопониманию в семье родителей и детей.
Предлагается родителям высказать свое мнение по поводу следующих суждений М. И. Демкова.
“Родители, если действительно желают блага своим детям, на первых же порах детской жизни должны сговориться и условиться в своем воспитательном влиянии и воздействии, так как только при дружном, совместном усилии возможны действительные успехи воспитания” [1, 60].
“Семья соединяет естественными связями различные поколения. Она образует мост между прошедшим и будущим рода. Она дает возможность лучше, яснее понимать то, что было бы невозможно понимать вследствие отдаленности понимаемого” [1, 61].
Страница 2. Музыкально-литературная
От матери получал ребенок свои первые впечатления о мире через колыбельные песни, материнскую поэзию, познавал родную речь, природу, главные этические заповеди, этические представления, развивался умственно и духовно.
Предлагается прослушать запись колыбельных песен (“Ой, лю-лю, мое дитятко…”, “Сон да Дрема по качалку брела…” (русские народные песни, “Колыбельная” (сл. А. Гладкова, муз. Т. Хренникова) и вспомнить, какие песни, стихи дети впервые услышали от матери. Родители обмениваются воспоминаниями.
Страница 3. Наша галерея
На стенде портреты матерей, нарисованные детьми. Предлагается каждой маме найти свой портрет.
Осмысление категорий Истина, Добро, Красота.
“Истина представляется нам светом, прогоняющим мрак, этот свет мы любим и стремимся к нему, он дорог и привлекателен для каждого из нас” [1, 40].
“Человек есть безусловная внутренняя форма для Добра, как безусловного содержания: все остальное условно и относительно. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обуславливает и через все осуществляется” [1, 42].
“Мерилом состояния культуры и педагогики в данное время, в данном обществе или государстве служит высота задач, предлагаемых для достижения идеалов Истины, Добра и Красоты” [1,45].
Предлагается родителям создать словесный портрет своей матери “Истина. Добро. Красота”.
Страница 4. Ознакомление родителей с творческими работами детей “Вот какая моя мама”
Учитель зачитывает выдержки из сочинений детей.
“Я люблю свою маму за то, что она умная, красивая, добрая. Она очень любит животных. У мамы сердце очень доброе. Если увидит больную кошку или собаку, приносит ее домой, вылечивает. Моя мама лучшая на свете”.
(Лина П.)
“Моя мама любит читать, и когда я была маленькая, она читала мне сказки, мне это очень нравилось. Долгими зимними вечерами мама учит меня вязать. Иногда мы с мамой делаем разные поделки. Я очень люблю свою маму”
(Алена Ш.)
“Моя мама очень красивая, добрая, ласковая. Она учит меня быть доброй, любить животных. У моей мамы золотые руки! Она сшила мне пышное блестящее платье. А на день рождения связала мне очень красивого львенка. Вот какая моя мама!”
(Люся П.)
Резюме
В настоящее время мы сталкиваемся с острыми социальными проблемами детства: кризис семьи, детофобия, растущая детская беспризорность и т. д. Поэтому формирование ценностного отношения к матери и материнству актуально в наше время и решать эту задачу необходимо с самых первых дней жизни ребенка, начиная с детского сада, совместными усилиями педагогов, родителей и общественности.
Литература
1. Демков М. И. Курс педагогики. Для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий/ М. И. Демков. В 2 ч. Ч. 2. – М., 1918. – 366 с.