Ольга Моргачева
Методическая разработка календарно-тематического планирования «Книги, которые рассказывают про животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка календарно-тематического планирования
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе
по теме недели «Книги, которые рассказывают про животных»
Цель – формирование нравственных качеств у детей в процессе восприятия детской литературы о животных.
Задачи:
1. Образовательная: формирование оценки нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях: сочувствие, добро, забота, любовь, ответственность.
Публикация «Методическая разработка календарно-тематического планирования „Книги, которые рассказывают про животных“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
2. Развивающая: развитие эмоциональной отзывчивости к животным, способствование гуманистической направленности поведения.
3. Воспитательная: воспитание духовно-нравственных качеств у детей на примере положительных поступков героев детских литературных произведений.
Итоговое мероприятие: создание коллективного фотоколлажа «Мой домашний любимец» с презентацией детей любимой книги про животных.
Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
ПОНЕДЕЛЬНИК (27.03.2017)
1. Познавательное развитие
Тема: Почему собака – друг?
Цель: формирование доброжелательного отношения к животным.
Задачи:
1. Образовательная: формирование представления о преданности животного, отваге, привязанности и ответной любви к человеку (на примере собаки).
2. Развивающая: развитие любознательности и познавательной мотивации; расширение кругозора.
3. Воспитательная: воспитание нравственных качеств у детей (доброта, отзывчивость внимание, забота, гуманного отношения к животным.
Предметно-практическая среда: презентация «Собака – друг человека», иллюстрации разных пород собак, материал к дидактическим играм «Наши помощники», «Какая польза», «Заботливый хозяин».
2. Лепка
Тема: Мой четвероногий друг.
Цель: развитие интереса, эмоционального отклика на предложенную тему, желания изображать домашнее животное – собаку.
Задачи:
1. Образовательная: формирование умения передать в лепке строение тела животного, его особенности, настроение.
2. Развивающая: развитие образного представления, воображения, самостоятельности и творческой деятельности.
3. Воспитательная: воспитание доброго отношения к животным, желание ухаживать, помогать им.
Предметно-практическая среда: пластилин разных цветов, стеки, клеенка, салфетка (на каждого ребенка, наглядный материал (иллюстрации).
3. Физическое развитие:
«Здоровячек».
Оздоровительная физкультура по плану педагога (на улице).
Первая половина дня:
Утренний прием детей.
Пополнение книжного уголка книгами по теме недели: В. Г. Сутеев, Е. Чарушин, А. Барто.
Внесение иллюстраций и плакатов о домашних животных; лото, кубиков, пазлов.
Игры по интересам детей в разных центрах.
Индивидуальная работа. Д/и «У кого кто?» с Ромой А, Вовой Б. Цель: закрепление знания о названии детеныша животного.
Утренняя гимнастика.
Наблюдение за погодой, отражение в календаре природы. Трудовые поручения в уголке природы, уход за комнатными растениями. (индивидуальная работа)
Утренний круг. Беседа на тему: «Кто они, домашние любимцы?». Цель: выявление знаний у детей о пользе домашнего животного, необходимости заботы и ухода за любым животным, разновидностях домашних животных.
Дидактическая игра «Наши помощники». Цель: закрепление знания о пользе домашних животных.
Ситуативная беседа «Как вести себя в книжном уголке». Цель: соблюдение порядка в уголке, бережного отношения к книгам.
Организация работы дежурных по столовой. Ситуативный разговор «Для чего нужны салфетки».
Чтение художественной литературы: чтение стихотворения А. Барто «Уехали», беседа по содержанию. Цель: воспитание благодарного, заботливого отношения к животным.
Прогулка 1:
Наблюдение за птицами на участке детского сада.
Цель: развитие умения узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; наблюдательности, доброжелательного отношения к птицам.
1. Беседа о птицах, живущих на нашем участке; о том, как нужно заботиться о птицах, чем можно кормить.
2. Отгадывание загадок о птицах.
Трудовая деятельность: вскапывание песка в песочнице. Цель: воспитание положительного отношения к труду; ответственности при выполнении поручений.
Подвижные игры:
«Кот и воробьи». Цель: развитие умения соблюдать правила игры; бегать в любом направлении, не наталкиваясь, друг на друга.
«Мыши водят хоровод». Цель: развитие умения быстро действовать по сигналу воспитателя; ловкости.
Вторая половина дня:
Гимнастика после сна. Закаливание. Дыхательная гимнастика.
Заучивание поговорки: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Цель: понимание нравственного смысла поговорки.
Индивидуальная работа с Никитой, Лизой Р, Тоней. Д/игра «Какая польза». Цель: закрепление умения сопоставлять картинки в соответствии с назначением (польза от животных для человека).
Чтение стихотворения Т. А. Шорыгина «Домашние животные».
Сюжетно-ролевая игра «Зоомагазин». Цель: формирование умения принимать на себя различные роли, воспитание внимательного, доброго отношения к животным.
Рисование различным материалом «Эти забавные животные».
Конструирование домика для животного из крупного конструктора.
Игры по интересам в разных центрах активности.
Прогулка 2:
Беседа «Почему нельзя гладить чужую собаку». Цель: формирование знания правил безопасности.
Индивидуальная работа с Вовой Б, Ильей. Развитие движений. Цель: закреплять умение прыгать с одного круга в другой
Игра м/п «Где мы были не расскажем, а что делали покажем».
Игра «Прыгай выше».
Самостоятельные игры детей с выносным материалом на участке.
Работа с родителями: Предложить познакомиться родителям с темой недели
Размещение памятки для родителей: «Книги, которые рассказывают про животных».
ВТОРНИК (28.03.2017)
1. Музыкальное развитие
1. Упражнения для голоса «Громко-тихо». Цель: развитие умения петь в разной тональности.
2. Прослушивание и пение детской песни «Не поется птицам без небес».
Предметно-практическая среда: музыкальные инструменты, аудиозапись детской песни, музыкальный центр.
2. Речевое развитие
Тема: Мой домашний любимец.
Цель: составление рассказа по картинкам, правильно и последовательно излагая содержание.
Задачи: 1. Образовательная: формирование умения составлять собственный рассказ.
2. Развивающая: развитие связной речи, логического мышления, памяти, творческого воображения.
3. Воспитательная: воспитание доброго, заботливого, внимательного отношения к животному.
Предметно-практическая среда: коллаж картинок с изображением разных животных, материал к дидактической игре «Хороший – плохой», «О ком я говорю».
Первая половина дня:
Утренний прием детей.
Поместить в центр творчества раскраски с изображением домашних животных и их детёнышей.
Внести картинки – домашние животные и их детеныши; мелкие фигурки животных.
Игры по интересам детей в разных центрах активности.
Индивидуальная работа с Вовой Ф, Стасом «Назови ласковые слова» (Кошка-кошечка, лошадь-лошадка) Цель: развитие умения преобразовывать слова.
Утренняя гимнастика.
Наблюдение за погодой, отражение в календаре природы. Повторение признаков весны. Чтение стихотворения Е. Баратынского «Весна, весна».
Рассматривание иллюстрации и беседа на тему: «Домашний питомец – птица». Цель: формирование понятия о том хорошо ли держать птицу в неволе и как правильнее помогать и заботиться о птицах.
Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Улыбка».
Пальчиковая игра «Дружба».
Ситуативная беседа «Я дежурный по столовой». Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки, закреплять представления о правилах безопасности для себя и окружающих. Организация работы дежурных по столовой.
Чтение художественной литературы: чтение рассказа М. Горького «Воробьишко», беседа по содержанию. Цель: анализ сказки, помочь понять детям как надо относится к тем, кто любит и дорожит ими.
Прогулка 1:
Наблюдение за птицами. Цель: воспитание доброжелательности, желания заботиться, помогать птицам.
1. Чтение стихотворения И. Муравейко «Два скворца».
2. Беседа о жизни птиц весной, нужна ли помощь людей птицам весной.
3. Д/и «Перелетные птицы».
Индивидуальная работа с Алисией, Дианой, Назаром. Упражнение «Прыжки». Цель: закрепление умения прыгать на одной ноге на месте и с продвижением вперед, развитие ловкости.
Подвижная игра «Зайка серый умывается».
Цель: выполнение движений согласно содержанию игры.
Подвижная игра «Вороны и собачка». Цель: развитие умения быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Трудовая деятельность: «Соберём игрушки малышам». Цель: воспитание желания помогать младшим, положительного отношения к труду.
Подкормка птиц в кормушках.
Вторая половина дня:
Гимнастика после сна. Закаливание.
Дыхательная гимнастика.
Заучивание поговорок: «Каждая птица своё гнездо защищает», «Каждый кулик своё болото хвалит», объяснение смысла.
Дидактическая игра «Можно – нельзя». Цель: различать нравственные и безнравственные поступки по отношению к животным.
Познавательно-исследовательская деятельность: «Как живет улитка?». Цель: формирование знаний о жизни улитки в домашних условиях. Кормление улитки.
Сюжетно-ролевая игра «На прогулке с питомцем». Цель: развитие умения принимать на себя различные роли, самостоятельности детей в игре, внимательного, доброго отношения к животному.
Рисование различным материалом и лепка на тему «Попугай».
Конструирование кормушки для птиц из бросового материала.
Просмотр мультфильма «Консервная банка».
Игры по интересам детей в разных центрах активности.
Прогулка 2:
Наблюдение за температурой воздуха. Цель: активизация знаний о причине понижения температуры в вечернее время.
Индивидуальная работа с Мишей и Марком. Упражнения с мячом Цель: отработка четких движений с мячом.
Подвижная игра «Вагончики». Цель: развитие умения двигаться в колонне друг за другом, не наталкиваясь друг на друга; двигаться за водящим.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Работа с родителями: Предложить родителям подобрать с ребенком фотоматериал к итоговому мероприятию о домашнем питомце, любимую книгу о животном для презентации.
Приглашение поучаствовать в акции «Подари птице дом» (изготовление птичьих столовых).
СРЕДА (29.03.2017)
1. Математическое развитие (ФЭМП)
Тема: Прямой и обратный счет.
Цель: совершенствование навыка в различном счете.
Задачи:
1. Образовательная: закрепление умения различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопрос «сколько?», «который по счету?» считать прямым и обратным счетом, сравнивать предметы по количеству.
2. Развивающая: развитие умения ориентироваться во времени и пространстве; развитие мышления.
3. Воспитательная: воспитание взаимопомощи, умению работать в команде, усидчивости.
Предметно-практическая среда: демонстрационный материал: картинки животных, числовые карточки, картинки с временами суток (утро – день – вечер – ночь); раздаточный материал: геометрические фигуры из картона на каждого ребенка, геометрические наборы, карточки с изображением цифр.
2. Физическое развитие.
Комплекс физических упражнений.
Игра малой подвижности «Катай мяч».
Цель: развитие выдержки, внимания, ловкости; упражнение в катании мяча.
Подвижная игра «Перелет птиц». Цель: развитие у детей выдержки, умения двигаться по сигналу; упражнение в беге, лазании.
Предметно-практическая среда: 3 мяча, скакалка, гимнастическая лестница, 2 скамейки.
Первая половина дня:
Утренний прием детей.
Внесение в книжный уголок книг Л. Толстого, С. Михалкова, В. Бианки.
Рассматривание иллюстраций к рассказам и стихам.
Рисование цветными карандашами, конструирование из различного конструктора «Больница для зверей».
Речевая игра «Добрые приветствия».
Индивидуальная работа. Счет в обратном порядке с Никитой, Дашей, Фросей. Цель: закрепление умения прямого и обратного счета.
Утренняя гимнастика.
Наблюдение за погодой, отражение в календаре природы. Трудовые поручения в уголке природы, уход за комнатными растениями. (индивидуальная работа)
Беседа: «Что делать, если питомец заболел?». Цель: выявление понимания детей о том, кто и где лечит животных, как оказать помощь заболевшему животному. Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит».
Дидактическая игра «Плохой – хороший», «Что перепутал художник».
Артикуляционная гимнастика.
Заучивание и понимание пословиц и поговорок: Собака человеку неизменный друг. Собака привыкает к человеку, а кошка – к дому.
Организация работы дежурных по столовой.
Чтение художественной литературы: чтение рассказа В. Бианки «Подкидыш». Цель: воспитание нравственных качеств через содержание произведения (доброта, любовь к животным, стремление помочь, ответственность).
Прогулка 1:
Наблюдение за собакой.
Цель: воспитание заботливого отношения к животным.
1. Беседа о собаке, ее пользе для человека, уходе за собакой.
Трудовая деятельность. Сбор мусора с участка в определенное место.
Цель: формирование умения собирать мусор в определенное место; воспитание желания помочь взрослым.
Индивидуальная работа. Развитие движений с Ильей, Фросей, Полиной. Цель: совершенствование ориентации в пространстве и времени; чувства равновесия, глазомера.
Подвижные игры:
«Путаница». Цель: развитие умения подчиняться правилам игры, соблюдать правила до конца игры.
«Лохматый пес». Цель: развитие быстроты движений, ловкости, умения слышать сигнал и действовать по нему.
Вторая половина дня:
Гимнастика после сна. Закаливание. Дыхательная гимнастика.
Д/и «Накорми животное», «Узнай по части целое».
Решение проблемной ситуации: «На улице под дождем сидит грязный, лохматый, голодный щенок».
Беседа по вопросу: «Почему животные бывают бездомными?».
Чтение стихотворения «Стремись животных защищать».
Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника».
Центр дидактических и развивающих игр. Разрезные картинки, домино, пазлы, д/и «Кто здесь лишний», «Хвосты», «Чей детёныш», «Кто что ест».
Игры по интересам детей в разных центрах активности.
Прогулка 2:
Наблюдение за погодой. Цель: развитие умения видеть и сравнивать природные изменения.
Индивидуальная работа с Лизой В, Егором, Андреем. Упражнение «Пройди и не упади». Цель: развитие координации движения.
Подвижная игра «Ручеек».
Игры с выносными игрушками. Самостоятельные игры на участке.
Работа с родителями: Приглашение на консультацию родителей: «Роль художественной литературы в нравственном воспитании дошкольника».
ЧЕТВЕРГ (30.03.2017)
1. Худ. -эст. развитие (рисование)
Тема: Котенок. Цель: воспитание нравственных качеств у детей с помощью художественных средств.
Задачи:
1. Образовательная: формирование умения передавать в рисунке настроение маленького бездомного котенка (страшно, голодно, холодно)
2. Развивающая: развитие эстетического чувства, творческого воображения.
3. Воспитательная: воспитание отзывчивости, доброжелательности, доброты в детях.
Предметно-практическая среда: стихотворение Е. Благининой «Котенок»,
альбомные листы, краски акварель, кисти, цветные карандаши, непроливайки, салфетки (по количеству детей, картинки с изображением котенка.
2. Музыкальное развитие
1. Музыкальная дидактическая игра «Музыкальный кубик».
Цель: развитие интереса к игре на музыкальных инструментах, воспитание коммуникативных навыков в игре, доброжелательного отношения друг к другу.
2. Пение в хороводе «Весенний хоровод».
3. Прослушивание песни «Пропала собака».
Предметно-практическая среда: музыкальные инструменты, кубик с изображением музыкальных инструментов на гранях, аудиозапись детской песни.
Первая половина дня:
Утренний прием детей.
Игра на социально-эмоциональное развитие, сплочение детей: «Веселый клубочек».
Индивидуальная работа с Сашей, Стасом, Мишей. Беседа «Плохие поступки». Цель: закрепление знания о плохих поступках, способности оценивать свои действия в отношении сверстников и взрослых, животных.
Утренняя гимнастика.
Наблюдение за погодой, отражение в календаре природы. Ухаживание за питомцем.
Беседа по вопросу «Нуждаются ли в защите животные? Почему?». Цель: воспитание сочувствия, доброго отношения, любви к животным.
Артикуляционная гимнастика «Хоботок». Цель: упражнение в вытягивании сомкнутых губ вперед.
Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Котенок», рассматривание иллюстрации, беседа по содержанию. Цель: воспитание отзывчивости, ответственности, доброго отношения к друзьям нашим меньшим.
Прогулка 1:
Наблюдение за кошкой. Цель: закрепление знаний о животном – кошке, ее особенностях, пользе для человека, необходимости заботиться о кошке.
1. Беседа о кошке, ее повадках, образе
жизни.
2. Чем можно кормить кошку. Кормление кошки Мурки на территории детского сада.
Индивидуальная работа с Егором Л, Егором П, Ромой Ф. Упражнение «Не задень».
Цель: упражнение в ходьбе змейкой между кеглями, совершенствование равновесия.
Подвижная игра «Кот и мыши». Цель: упражнение в беге, развитие быстроты реакции, ловкости, координации движений.
Подвижная игра «Охотники и утки». Цель: упражнение в попадании мячом в цель, развитие ловкости, меткости.
Трудовое поручение: обметание мусора с малых конструкций участка. Цель: воспитание положительного отношения к труду, желания доводить дело до конца.
Подкормка птиц зерном на участке.
Вторая половина дня:
Гимнастика после сна. Закаливание. Дыхательная гимнастика.
Индивидуальная работа с Лизой Р, Фросей, Виталиной. Задание «Повтори скороговорку».
Дидактическая игра «Заботливый хозяин», «Сложи картинку».
Разучивание поговорки: Только от жизни собачей собака бывает кусачей.
Беседа на тему «Благодарность за любовь». Цель: формирование понимания, что чувство добра и любви к животному возвращается преданностью животного.
Чтение стихов детских поэтов о любви, сочувствии, заботливом отношении к животному. Цель: формирование понятия о необходимости общения с животным, заботе, ответственности за него. Н. Грахов «Друг», В. Берестов «Беличий остров», Т. Агибалова «Друг», Э. Сницарук «Подкидыш».
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением бездомных животных.
Конструирование из различного конструктора «Будка для собаки».
Сюжетно-ролевая игра «Ветлечебница».
Рисование на тему «Помогу животному».
Обыгрывание ситуации «бездомный котенок».
Игры по интересам детей в разных центрах активности.
Прогулка 2:
Наблюдение за погодой. Цель: закрепление знания о весенних признаках, изменениях в природе.
Задание детям: вспомнить пословицы и поговорки о весне.
Индивидуальная работа. Метание мяча в цель с Виталиной, Соней, Тоней. Цель: развитие меткости, глазомера.
Подвижная игра «Ручеек».
Самостоятельные игры с выносным материалом на участке.
Работа с родителями: Размещение информации для родителей на стенде: «Любовь к животным – великое чувство!».
Приглашение на итоговое мероприятие.
ПЯТНИЦА (31.03.2017)
1. Познавательное развитие.
Тема: Мои домашние любимцы.
Цель: обобщение знаний детей о необходимости проявлять добрые чувства по отношению к животному, беречь, заботиться, любить и нести ответственность за живое существо.
Задачи:
1. Образовательная: формирование умения оценки нравственных поступков на примерах поступков героев литературных произведений.
2. Развивающая: развитие эмоциональной отзывчивости, любознательности и познавательной мотивации.
3. Воспитательная: воспитание доброго, бережного отношения, ответственности, милосердия по отношению к животному.
Предметно-практическая среда: картинки с изображением домашних животных, модульный конструктор, два щенка-игрушки, атрибуты к заданиям «Ветеринар», «Накорми питомца», аудиозапись детской песни «Пропала собака», два альбомных листа, цветные карандаши.
2. Физическое развитие
Комплекс физических упражнений.
Игра малой подвижности «Светофор». Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции.
Эстафета «Репка». Цель: развитие быстроты в беге, ловкости, умения действовать в команде.
Предметно-практическая среда: 3 мяча, скакалка, 2 кольцеброса, 2 скамейки.
Первая половина дня:
Утренний прием детей.
Индивидуальная работа с детьми: Саша, Стас, Никита, Даша. Беседа с детьми «Какое животное ты бы хотел иметь дома и почему?». Цель: выявление значимости и необходимости общения с животным для ребенка.
Наблюдение за погодой, отражение в календаре природы. Трудовые поручения в уголке природы, уход за комнатными растениями. (индивидуальная работа)
Самомассаж пальчиков.
Беседа на тему: «Как бы нам жилось, если бы на свете не было животных?». Цель: закрепление знаний о значимости животных для человека.
Артикуляционная гимнастика «Часики». Цель: укрепление мышцы языка.
Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Доскажи словечко».
Ситуативная беседа «Одеваемся на прогулку». Цель: закрепление знания и умения правил одевания.
Чтение художественной литературы: отрывок сказки Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию. Цель: воспитание дружелюбия, взаимопомощи, доброжелательности на примере поступков героев сказки.
Прогулка 1:
Наблюдение за домашними животными на прогулке.
Цель: закрепление представления о совместном существовании животных в домашних условиях.
1. Наблюдение за животными, гуляющими перед участком группы, их поведением.
2. Беседа с детьми почему они доброжелательны друг к другу и насторожены по отношению к чужим животным.
Трудовая деятельность. Подметание дорожек. Цель: воспитание желание трудиться.
Подвижные игры:
«Быстрее ветра». Цель: развитие быстроты бега.
«Гуси – гуси». Цель: развитие у детей диалогической речи, формирование умения действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.
Индивидуальная работа с Ваней, Марком, Алисой, Лизой «Прыгни дальше». Цель: развитие умения прыгать в длину с разбега.
Вторая половина дня:
Гимнастика после сна. Закаливание.
Дыхательная гимнастика.
Просмотр видеоролика «Спаси меня». Цель: воспитание сочувствия, жалости, желания помочь живому существу.
Игра-драматизация «История котенка» (по стихотворению Е. Благининой).
Итоговое мероприятие: Презентация фотовыставки «Мой домашний питомец» и любимой книги о животных.
Рассматривание фотографий «Наши четвероногие друзья».
Оформление фотовыставки домашних питомцев в группе.
Игры по интересам в разных центрах активности.
Прогулка 2:
Наблюдение за солнцем. Цель: развитие умения видеть сезонные изменения (солнце светит ярче, греет, день стал длиннее, наблюдать за местоположением солнца утром, днем и вечером.
Индивидуальная работа с Алисой, Лизой В, Егором П. Игра «Наоборот».
Игры малой подвижности «Передай жезл». Цель: развитие внимательности, ловкости, слухового внимания.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Работа с родителями:Рекомендации родителям на выходные дни: памятка родителям «Прочти ребенку» (список детских художественных произведений о заботливом отношении к животным).