Наталья Кирьянова
Организация образовательной деятельности в рамках календарно-тематического планирования «Осенних красок карнавал»
▼ Скачать + Заказать документы
В течение недели в группе меняется предметно – развивающая и образовательная среда :
• центр экспериментирования и природы наполняется поделками из природного материала. Дети совместно с родителями собирают шишки, жёлуди, ракушки, разноцветные листья для гербария…
• центр «Книжкин дом» : оформляется тематическая выставка «Осень, в гости просим». Детская художественная литература с рассказами об осени. Картотека иллюстраций об осени, Как животные к зиме готовятся. …
• центр детского творчества оформляется детскими рисунками, фотовыставками…
Публикация «Организация образовательной деятельности в рамках календарно-тематического планирования „Осенних красок карнавал“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование. Планы работ
- Темочки
• центр логики выставляются дидактические игры природоведческого содержания : (предметные игры, настольно – печатные игры, словесные игры.).
Организуются и проводятся следующие мероприятия:
• экскурсия – поход в лес;
• наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев;
• сбор осенних букетов, листьев разной формы и окраски для гербария;
• беседы об осени;
• чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• разучивание стихов и поговорок об осени;
• исполнение песен об осени и слушание музыки;
• рассматривание картин, иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• рисование осенней природы;
• изготовление поделок из природного и неоформленного материала;
• слушание: Вивальди «Времена года – осень».
Работа по картине Исаака Левитана «В лесу осенью» (организуется во второй половине дня) может стать подготовительным этапом к экскурсии в лес или парк – сквер.
1. Дать полюбоваться картиной природы.
2. Выяснить, умеют ли дети по внешнему виду: листьям, стволам – различать отдельные деревья и кусты.
3. Провести элементарное сравнение леса летом и осенью, понаблюдать листопад (летом листья сочные, зелёные; лес густой; осенью- сухие, плохо держаться на ветках, отрываются, падают, меняют окраску.
4. Обогатить запас слов у детей и развить умение отвечать на вопрос полным ответом.
Рассказ воспитателя
Одной из самых красочных и разнообразных времен года есть осень. Многие поэты описывали ее в своих стихах, а художники изображали на своих полотнах. Самое красивое сочетание русской природы осенью можно увидеть на картинах Исаака Ильича Левитана. Его произведение «В лесу осенью» одно из моих любимых.
На картине автор изобразил лес во всей красе. На переднем плане ярко-зеленая, еще не совсем завладевшая осенью поляна. Листья папоротника уже немного пожелтели и даже обрели красноватый оттенок. Но от этого поляна выглядит веселой, яркой, радужной. Также на поляне изредка встречаются молодые сосны и ели. Они как дети, разбежались в разные стороны и играют под последними теплыми лучиками солнца. А три большие высокие сосны посередине напоминают строгих родителей, которые стараются ничего не упустит из виду. За поляной, на заднем плане картины, виднеются молодые насевы. С одной стороны, это еще зеленоватые кусты и деревья, а с другой - обращают на себя внимание белокурые, золотисто-желтые березки. Своим цветом они не только разбавляют картину, но и придают ей света, тепла и ощущения настоящей осени.
Цветовая гамма картины подобрана замечательно. Цвета не слишком яркие, но и тусклыми их не назовешь. Они самые натуральные и реалистичные. В этом можно убедиться, побывавши хотя бы раз в лесу осенью. Сходство просто поразительное. Не восхищаться красотой нашей природы просто невозможно, а глядя на картину И. Левитана «В лесу осенью» сразу хочется очутиться под теми соснами и вдыхать теплый осенний воздух.
Проводя экскурсию в природу (в лес, на реку, в сквер) воспитатель читает отрывок из стихотворения
И. А. Бунина
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу.
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной
Дети наблюдают за осенними изменениями и высказывают своё мнение. Сравнивают : чем отличается наступившее время года от предыдущего. Что говорит о начале сезона (ранняя осень, (золотая осень) (поздняя осень). Что изменилось в природе? Чем отличается лето от осени?
( Ответы детей: стало холоднее, в огородах, садах и на полях убрали урожай. Часто идут дожди. Трава пожелтела и увядает. Исчезают насекомые. Улетают птицы).
На участке дети наблюдают за птицами. Воспитатель спрашивает, какие птицы улетают осенью на юг. Полезно прочесть стихотворение Андрея Парошина «Улетают к югу птицы».
Улетают к югу птицы:
И грачи, и журавли,
Но останутся синицы,
Воробьи и снегири.
И сороки остаются
Не летят с родной земли.
А весной опять вернутся
И грачи, и журавли.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что постепенно дни становятся короче, приостанавливается рост растений.
Наблюдая с детьми за осенними изменениями в природе, воспитатель обязательно обратит внимание ребят на красоту осенней природы. Дети могут послушать крики птиц, улетающих на юг. Шелест листьев под ногами. Дома дети расскажут родителям, как красива природа в разные времена года.
Во второй половине дня можно показать детям презентацию «Птицы наши друзья». Рассказать в доступной форме как охраняется природа в нашей стране. Спросить детей какую помощь они могут оказать птицам в холодное время года.
Интегрированное занятие – путешествие для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет
Цели и задачи :
• Обобщать и систематизировать знания детей об осени.
• Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки.
• Учить различать выражение настроений, созвучных различным временам года. Учить передавать впечатления об осени в рисунках, поделках, развивать фантазию, воображение, творческие способности.
• Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе через музыку, поэзию.
• Продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия: (называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, связную речь).
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через дидактические игры и игровые упражнения.
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Организация развивающей среды :
- карта – схема
- сказочная поляна (пеньки, деревья)
- костюмы «Осень», «Старик – лесовик»
- мягкие модули для постройки автобуса
- ТСО Вивальди «Осень»
- мнемотаблицы
- воротики, стол, лавки
- природный материал, клей пва, кисточки, салфетки, досточки для работы, неоформленный материал….
формы организации деятельности детей :
фронтальная,
в группах,
индивидуальная
Методы и приё мы:
• формирования интереса к учению: Создание ситуаций занимательности.
• повышения эмоциональной активности: Сюрпризные моменты. Придумывание признаков и действий.
• повышения познавательной активности : Метод вопросов. Метод повторения. Элементарный анализ - установление причинно-следственных связей.
• формирования долга и ответственности : Поощрение. Дискуссии.
• обучения и развития творчества: Эмоциональная насыщенность окружения. Мотивирование детской деятельности.
• повышающие социальную активность: метод совместной деятельности.
Дети входят в группу и видят на доске карту- схему (детский сад - лесная поляна – берёза – ёлка – воротики – детский сад).
Воспитатель: что это?
Высказывания детей : это карта, схема, маршрут по которому мы пойдём.
Воспитатель: а для чего нужны карты?
Высказывания детей: для того чтобы не заблудиться.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите маршрут и давайте обсудим, как мы будем путешествовать.
Высказывания детей: давайте пойдём пешком. А может, отправимся на автобусе? (большинство детей предпочитают отправиться в путешествие на автобусе).
Воспитатель: Дети, из чего можно построить автобус? (из мягких модулей)
Дети садятся в автобус (звучит музыка Вивальди «Осень).
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте послушаем музыку и вспомним, о чем нам с вами уже рассказывала музыка? Правильно, о детских играх и игрушках, о сказочных героях.
- Ребята, а ведь музыка умеет рассказывать и о временах года. Какие времена года вы знаете?
Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь, догадаться, о каком времени года оно рассказывает.
Когда ветки плачут
Облака кружатся,
Собираясь в стаи,
Вдаль бежит дорога,
Мокрая, пустая,
И желтеют листья
В сумрачной аллее.
Небо все темнее,
А она - светлее.
Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают:
"Осень!
Осень!
Осень!"
Но приходит время
Падать листьям желтым,
Выстланы тропинки
Драгоценным шелком,
С гор сползают тучи,
Птиц куда-то прячут,
Все сильнее ветки
Плачут,
Плачут,
Плачут.
И. Цекович
Воспитатель: вот и первая остановка (сказочная полянка, на которой расставлены ёлки, деревья с осенними листьями). Дети выходят из автобуса.
Им навстречу идёт «Осень» - учитель – логопед.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас у себя в гостях. Осенью в лесу очень красиво! Какие загадки об осени, осенних явлениях вы знаете?
Дети загадывают загадки.
Упражнение «Назови осенние приметы»
Какие народные приметы об осени вы знаете?
Дети. Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Если в октябре листья с березы и дуба опадают не чисто - готовься к суровой зиме.
Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.
Осень : Молодцы!
Давайте присядем у березки и прочитаем стихотворение «Листопад» с использованием мнемотаблицы.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Из – за ёлки выходит «Старик – лесовик» – инструктор по физической культуре.
Здравствуйте, ребятки! Я лесной хозяин и слежу за поведением людей в своих владениях. Охраняю лес и лесных зверей от недобрых людей.
Дети: а мы знаем, как вести себя в лесу. Рассказывают (нельзя ломать ветки на деревьях, шуметь в лесу, разводить костёр)
Предлагают Старику – лесовику поиграть.
Ребёнок проводит физкультминутку
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети садятся в автобус и отправляются дальше).
«Старик – лесовик» прощается с детьми. Заигрался я с вами. Пора мне домой.
Пока дети едут, в автобусе проводится игра «Назови наоборот»
Летом жарко, а осенью (холодно)
Летом дни длинные, а осенью (короткие)
Летом птицы вьют гнезда, а осенью (улетают на юг)
Летом мы собираем ягоды, а осенью (овощи)
Летом мы купаемся в речке, а зимой (катаемся на коньках, лыжах, санках)
Летом идут дожди, а зимой … (снег)
Воспитатель: остановка. Ребята, как вы думаете, что это за остановка?
(Стоят воротики. Внутри двора длинный стол с лавками. На столе лежат разнообразные материалы для ручного труда). Давайте пройдём в воротики и посмотрим что там. Дети входят и видят на стене вывеску «Лесная мастерская».
Дети: это школа для зверей.
Воспитатель: может быть. А кто думает по – другому? – это класс.
Воспитатель читает «Лесная мастерская».
Выходит «Осень». Как хорошо, что вы заглянули в мою лесную мастерскую.
Я приготовила для вас природный материал, из которого вы можете смастерить игрушки для своих малышей.
Дети делятся на группы, совещаются, что будут мастерить.
(Самостоятельная деятельность детей)
Дети объединили все поделки в одну композицию, которой дали название «Осень в лесу».
Воспитатель: но вот и закончилось наше удивительное путешествие, пора отправляться в детский сад. Подойдите ко мне, встаньте в круг.
Релаксация «Осенний лист».
(Звучит спокойная осенняя музыка Вивальди «Осень»)
Крепкий лист – прямая спина. Руки в стороны, мышечное напряжение. Лист на веточке такой красивый, ровный, крепкий.
Но ведь это же осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю (расслабление). Но вот снова дунул ветер, уже с другой стороны – лист взлетел над землёй, зацепился за веточку. Вот он какой красивый. Развернулся, чтобы издалека его было видно.
Но снова дует ветер, снова лист плавно опустился на землю.
Но что это?
Хлоп!
Закончилось волшебство, мы снова в группе, а за окном осень.
Дети подходят к столу, где составлена композиция. Делятся впечатлениями о занятии.
На этом совместная образовательная деятельность не заканчивается. Дети собираются на прогулку.
Цель:
• Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных осенью (похолодание, уменьшение светового дня, отмирание наземных частей растений, холодные затяжные осадки).
• Расширять знание о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение листьев и опадание)
• Учить различать деревья и кусты по окраске листьев.
• Формировать умение устанавливать причинно – следственную связь между наблюдаемыми явлениями.
• Формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла; развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Развивать ловкость, быстроту, выносливость при организации подвижных игр.
• Привлекать детей к сбору цветных листьев для оформления букетов, уборке инвентаря после игр.
Ход прогулки
1. Наблюдение за солнцем.
Воспитатель задает детям вопросы.
Что нужно для роста растений, животных?
Что дает солнце?
Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.
Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.
Раскаленное вещество излучает свет, т. е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем Нам так тепло и светло. Солнце светит необычайно сильно, поэтому даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.
Исследовательская деятельность
Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы.
• Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?
• Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?
Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.
Подвижная игра «Орешки для белочки»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.
Атрибуты: 10 кеглей, стул.
Ход игры: на игровой площадке на одной линии рисуют 3 круга на расстоянии 3 м один от другого. В другом конце площадки ставят стул — дерево. В первый круг ставят 10 кеглей — орешки для белочки. Расстояние от дерева до среднего круга 25 м. В одной стороне игровой площадки рисуют квадраты — плен для штрафников.
Один игрок- «белка» встает в средний (второй) круг, а другой игрок-«белка» — в первый. По сигналу ведущего игрок, стоящий в первом круге, бегом переносит кегли, стоящие там, в третий круг. Игрок из среднего круга бежит в это время к дереву, огибает его и возвращается обратно.
Если игрок успел перенести все кегли-орешки в третий круг раньше, чем второй игрок пробежал свою дистанцию, он считается победителем. Проигравшие игроки встают в квадрат для штрафников. Затем играют другие пары.
Особые замечания: при переноске кеглей можно брать только по 2 предмета за один раз и обязательно вставать в круги двумя ногами.
Индивидуальная работа по развитию движений:
«Попади в обруч».
Трудовая деятельность
Сбор осенних листьев для составления букетов – украшение группы.
Подвижная игра "К дереву беги"
Воспитатель произносит название дерева, дети находят дерево и бегут к нему по команде "Раз, два, три к. (берёзе, клёну и т. д)беги"
Самостоятельная игровая деятельность детей с выносным материалом.