Елена Гусева
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Улучшить общую двигательную активность.
3. Содействовать нормализации речевой функции.
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы работы :
• Массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• работа с конструктором ЛЕГО
• рисование по трафаретам
• Дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,
выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
Название мероприятия Время проведения
Работа с воспитателями Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» ноябрь
Семинар-практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» февраль
Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте» Апрель
Мастер-класс «Волшебные пальчики» Март
«Круглый стол» – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук.
Май
Работа с родителями Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Октябрь
листки-памятки
«Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости»,
«Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»,
«Как развить мелкую мускулатуру рук»,
«Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук»,
«Игровой самомассаж для кистей и пальцев»,
«Чтобы пальчики писали.»;
В теч. года
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях» Март
Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для малышей» Декабрь
Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем» Апрель
Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» Январь
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей Март
Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры». Май
Работа с детьми Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей. В теч. года
Использование игр
• "Спрячь в ладошке",
• "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы,
• "Непослушные колечки" (игра в пирамидку,
• "Забавные шнурки",
• "Пришей пуговицу",
• "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок,
• "Одеваем кукол",
• "Поиграй на пианино",
• "Пальчиковый театр", В теч. года
Литература:
Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
• - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
• - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
• - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
• - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
• - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.