Вера Власюк
Методическая разработка итогового урока-обобщения по русскому языку в 6 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговый урок русского языка в 6 классе
Обобщение изученного в форме лингвистической игры
Цели:
• Развивающие: развитие у школьников познавательного интереса к русскому языку; развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Публикация «Методическая разработка итогового урока-обобщения по русскому языку в 6 классе» размещена в разделах
- Русский язык, 6 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Учебные: расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции; выявление и поддержка лингвистически одарённых учащихся.
• Воспитательные: воспитание потребности изучать русский язык; воспитание коммуникативной культуры школьников.
Оборудование: мультимедийная установка.
Ход игры.
1. Деление на команды в форме жеребьёвки.
Даются карточки со звуками, надо охарактеризовать звук. Две команды- «Гласные» и «Согласные».
Выбор названия, капитана.
На игре присутствуют учителя русского языка, ученики-старшеклассники, которые оценивают ответы команд, выявляют наиболее активных игроков.
2. Конкурс «Разминка». Команды по очереди отвечают на вопросы:
• Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
• Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
• В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
• Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
• Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
• Сколько слогов в слове да? (1)
• Назовите синоним слова ДОРОГА.
• Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)
• 0тгадайте загадку: с виду – клин, а развернёшь – блин (Зонтик).
• Назовите антоним слова НОЧЬ (День) .
• Его оторвали у Варвары на базаре (Нос).
• Часть речи, которая обозначает действие предмета? (Глагол).
• Каких букв в русском алфавите больше : гласных или согласных? (Согласных).
• Главная песня государства (Гимн).
• Какие два местоимения мешают автомобилистам? (я-мы).
• «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
• Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
• Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
• Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.
• Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
3. Конкурс «Постижение народной мудрости».
Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
1. Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
3. У него глаза велики. (У страха.)
4. Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
5. Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
6. Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
4. Конкурс «Художник»
• Командам надо вставить в текст прилагательные: украсить, уточнить.
• Раздаётся текст И. С. Тургенева.
• Текст.
Вот и лес. Тень и тишина. Осины высоко лепечут над нами. Ветки берёз едва шевелятся. Дуб стоит, как боец, подле липы. Мы идём по дорожке. Мухи неподвижно висят в воздухе. Мошки вьются столбом, светлее в тени, темнее на солнце. Голосок малиновки звучит радостно. Дальше, дальше, глубже в лес.
5. Конкурс «Грамотей». Найти и исправить за две минуты максимальное количество ошибок.
Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.
За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
6. Конкурс «Расшифруй слова». В каждом наборе «спрятаны» два слова. С помощью слов-подсказок найти эти слова.
1. ДЛАЯЙТЕКАЛ
Прогони собаку, не тревожа птицу (дятел, лайка)
2. ГКАРВОЗАДИСЬКА
Где цветок, где рыба отгадать попробуй (гвоздика, карась)
7. Конкурс «Озвучка» (Фрагмент из совеского мультфильма «Винни Пух и все»). Озвучить фрагмент, связав его с русским языком.
8. Конкурс «Пантомима». Изобразите без слов фразеологический оборот так, чтобы ваши соперники могли догадаться о нем.
авгиевы конюшни
ахиллесова пята
белые мухи
бить баклуши
больное место
бросить якорь
быть на вторых ролях
вешать лапшу на уши
взять себя в руки
вилами по воде написано
во всю глотку
водить за нос
ухом не ведёт
филькина грамота
потерять голову
прокрустово ложе
с иголочки
сесть в калошу
сломя голову
сломя голову
собаку съел
сойти со сцены
соль земли
спустя рукава
стреляный воробей
тёртый калач
топорная работа
тришкин кафтан
9. Конкурс «Напутствие товарищам» (привести не менее 3-х аргументов, почему нужно читать, знать правила русского языка)