Оксана Ладикайнен
Методическая разработка «Использование игр для развития внимания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игр для развития внимания дошкольников
Вопрос развития внимания детей уже давно интересует и волнует
воспитателей, учителей, психологов. Одним из непременных условий успешного
обучения в школе является развитие внимания дошкольников.
В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа
начальных классов, и как трудно порой бывает ребенку, который не умеет
Темочки:
удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив.
Это связано с неумением концентрировать, распределять, переключать свое
внимание в учебной деятельности. И поэтому возникает необходимость развивать
внимание ребенка именно в дошкольном возрасте, т. к. в этот период у детей
происходит формирование интереса к окружающему миру,усложнение
деятельности детей, что ведет к переходу от непроизвольного внимания к
произвольному.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к
окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен
до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает
переключение внимания на него. Поэтому дети дошкольники редко длительное
время занимаются одним и тем же делом. И на наш взгляд, именно в данный
возрастной период необходимо способствовать развитию внимания детей.
Основное достижение в развитии внимания в дошкольном возрасте состоит в
том, что начинает формироваться основной его вид – произвольное внимание. С его
развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на
определенные предметы и явления, удерживать его в течение некоторого времени.
Но, стоит учитывать, что само по себе развитие и совершенствование
непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольности.
В четыре - пять лет ребенок направляет свои действия под влиянием
взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику : "Будь внимательным",
"Слушай внимательно", "Смотри внимательно". Выполняя требования взрослого,
ребенок управляет своим вниманием.
Развитие вниманиясвязано и с усвоением средств управления им.
Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В
старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка,
которая приобретает, планирующую функцию. "Я хочу посмотреть сначала
обезьянок, а потом крокодильчиков " – говорит малыш по дороге в зоопарк. Он
намечает цель "посмотреть", а затем внимательно рассматривает интересующие его
объекты.
Таким образом, развитие внимания, тесно связано не только с развитием речи,
но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее
цели. Следовательно, развитие внимания связано и с привычкой прилагать волевые
усилия для достижения цели.
В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств
внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3
предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с
автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым.
Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя
определенную работу, пусть даже неинтересную. Старший дошкольник не
отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась
более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания,
фиксация его на объекте определяется развитием любознательности,
познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме,
чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будетесть
свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего
раздражителя. В возрасте 5-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а
наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства
длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть
возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности
отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста дети
становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают
для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания
учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно
возрастает к семи годам.
К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному
вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание
становится непременным условием организации учебной деятельности в школе.
Между тем, Запорожец А. В. указывал, что, хотя, дети старшего дошкольного
возраста начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное остается
для них преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. В связи с этим
он также выделяет средства, способствующие развитию произвольного внимания.
Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для
них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционального
окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться
внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по
которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих
постоянного напряжения внимания. Используемые на занятиях элементы игры,
продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяет
поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Для развития внимания детей дошкольного возраста могут быть использованы
различные игры. Так, например, с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
можно использовать чтение различных потешек, небольших сказок, прибауток. Во
время проигрывания той или иной потешки, у ребенка вырабатывается способность
сосредотачиваться на этой деятельности. Например, в игре «Маленькие и большие
ножки» детям приходиться одновременно держать текст игры в сознании и
действовать согласно ему. Это ведет к развитию переключения и объема внимания.
Также развитию внимания в данном возрастном периоде способствуют различные
наблюдения детей за живой и неживой природой, организованные взрослыми, игры
типа нанизывание колец, постройка башен, пирамид и т. д.
Для детей среднего возраста применяются игры, требующие от ребенка
большего внимания. Это могут быть игры на классификацию предметов и явлений,
на описание их и нахождение общих признаков («Что нужно?», «Посуда» и т. д.)
Детям старшего возраста можно предложить игры, в которых необходимо
назвать и описать предмет, не глядя на него («Волшебный мешочек», «Отгадай-ка»).
Здесь в качестве ведущего в игре могут выступать сами дошкольники.
На развитие внимания старших дошкольников в игре влияет и способность
выполнять указания взрослых, которые включают его в новые виды деятельности и
при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.
Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью
которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием.
Для развития внимания можно использоать игру в вопросы и ответы по типу
игры в фанты с запретами: «Да» и «Нет» не говорите, белого и черного не берите».
По ходу игры ребенку задают ряд вопросов. Ребенок должен отвечать как можно
быстрее и при этом выполнять инструкцию:
• не называть запрещенных цветов, например черного и белого;
• не называть дважды один и тот же цвет.
Гиппенрейтер Ю. Б. указывала, что большое значение для развития
целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так
как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы
своевременно развивать у детей определенные свойства внимания и способность
управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В
одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и
помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых –
необходима сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку нужно
заметить и осознать произошедшие изменения.
Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение
сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.
Следовательно, существует прямая взаимосвязь между игрой и развитием внимания
дошкольников и поэтому есть необходимость обязательного включения игровых
приемов в воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста, а
именно в старшем дошкольном возрасте. Приведем примеры такихигр
Игра «Будь внимательным»
Дидактическая задача: развивать у детей внимание, умение четко определять
значение слова.
Ход игры. Воспитатель спрашивает у детей, можно ли ездить на машине,
затем он просит их перечислить, на чем еще можно ездить. Дети перечисляют: «На
автобусе, троллейбусе, трамвае» и т. д.
После этого воспитатель читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши,
когда они услышат название средств передвижения:
«В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Они сели в
троллейбус и поехали на вокзал. Света и Костя устроились около окна и с интересом
смотрели, что делается вокруг. Вот мимо них проехала машина. На остановке их
обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на велосипедах. На вокзале
мама купила билеты. Вскоре подошел электропоезд, и они сели в вагон. На даче их
встретила бабушка»
Воспитатель читает медленно, выделяя голосом нужные слова.
Игра «Волшебное слово»
Дидактическая задача: развивать у детей внимание, умение четко следовать
инструкции
Ход игры. Воспитатель спрашивает у ребят, какие они знают «волшебные»
слова и почему они так называются. Если они уже достаточно овладели этикетными
нормами, то смогут ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как
грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова
показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли
такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будет
выступать ведущий. А дети будут внимательными собеседниками, чувствительными
к тому, сказал ли он слово «пожалуйста». Если во фразе его произносят (например,
говорят:«Подними, пожалуйста, руки вверх!», то ребенок выполняет просьбу. Если
просто говорят свою просьбу (например, «Хлопни три раза в ладоши!», то ребенок,
ни за что не должен выполнять это действие.
Примечание. Эта игра развивает не только внимание, но и способность детей
к произвольности (выполнению действий не импульсивно, просто потому, что
сейчас этого хочется, а в связи с определенными правилами и целями). Эта важная
характеристика считается многими психологами одной из ведущих при определении
того, готов ли ребенок к обучению в школе.
Игра «Все наоборот»
Дидактическая задача: развивать у детей внимание, скорость реакции,
мышление.
Воспитатель в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые
разные движения, а ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно
противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руки,
ребенку следует опустить их, если подпрыгнул - следует присесть, если вытянул
вперед ногу - нужно отвести ее назад и т. п.
Примечание. От игрока потребуется не только внимание, но и умение быстро
мыслить, подбирая противоположное движение. Обратите внимание детей на то, что
противоположное - это не просто другое, а в чем-то похожее, но различающееся по
направлению. Дополнить эту игру можно периодическими высказываниями
ведущего, к которым игрок будет подбирать антонимы Например, ведущий скажет
«теплый», игрок тут же должен ответить «холодный» (можно использовать слова
разных частей речи, у которых есть противоположные по смыслу: бежать - стоять,
сухой - мокрый, добро - зло, быстро - медленно, много - мало и т. д.).
Игра «Нарисуй и сосчитай».
Дидактическая задача: развитие распределения внимания, умения выполнять
два разных действия одновременно.
Дети рисуют круги в тетради и одновременно считают хлопки, которыми
взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем
больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
Игра «Скрытая подсказка».
Дидактическая задача: развивать у детей внимание, концентрацию внимания
на звуковом составе слова.
Выбирается водящий, которого просят на минутку уйти из комнаты или
отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть
имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв,
причем все буквы в нем должны быть разные, например «стол», «комар», «парус» и
т. п.
Задача водящего - отгадать задуманное нами слово, используя подсказки :
звуки составляющие слово, которые «подскажут» ребята, произнося другие слова.
Предположим, что загаданное слово «комар». Прошу подсказать первую
букву, - обращается он к играющим.
Подсказывать могут три любых участника игры. Первая буква загаданного
слова «К». Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову,
в состав которого входит буква «К», выделяя в слове звук. Допустим, один назовет
слово «компас», другой – «сурок», третий – «капля».
Во всех трех словах повторяется буква «К». Отгадчик выделит эту букву и
запомнит ее.
- Давайте вторую букву! - требует он. Трое других играющих подскажут
ему вторую букву, скажем, такими словами: «урок», «слон», «крот». Выделив
трижды повторяемую в них букву «О», отгадчик постарается ее также запомнить.
Если отгадчик будет внимателен и не запутается в подсказках, то мы
предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру.
Игра «Топ-хлоп».
Дидактическая задача: развивать у детей концентрацию и распределение
внимания.
Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если
выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
Примеры: «Летом всегда идет снег». «Ворона - перелетная птица».
Примечание, лучше использовать понятия, которые проходили недавно на
занятиях, тогда это будет еще и закреплением материала.
Игра «Маленький жук».
Дидактическая задача: развивать у детей внимание, его концентрацию и
умение удерживать внимание на одном действии.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видите, перед вами
поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Он на нижней правой
клеточке. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево.
Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном
направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна
клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажите, где
остановился жук?».
Игра «Выполни по образцу»
Дидактическая задача: тренировка концентрации внимания.
Игровое задание на прорисовку повторяющихся узоров.
Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т. к. требует от
него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.
При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько
точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания, но и как долго он
может работать без ошибок. Поэтому каждый раз необходимо понемногу
увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
После того как «клеточные» узоры будут освоены, переходим к более
сложным узорам на чистом листе.
Игра «Разведчики»
Дидактическая задача: тренировка концентрации внимания.
На прогулке воспитатель объявляет: «Будем наблюдать за природой или
местностью вокруг нас. Кто больше найдет: а) все зеленое; б) все круглое; в) все
мягкое и т. д.»
Игра «Что слышно?»
Дидактическая задача: развивать умение быстро сосредотачиваться,
концентрировать внимание.
Воспитатель предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за
дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.