Ольга Клопот
Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «Интересные факты из истории математики: как люди научились считать»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа «Интересные факты из истории математики : как люди научились считать»
Цель:
1. Дать детям представление об истории возникновения счёта и цифр.
2. Вызвать интерес к математике, как к науке.
Задачи:
Образовательные:
- выяснить как люди научились считать;
-закрепить счет до 20.
Развивающие:
- познакомить с периодами развития математики;
- развивать память, внимание.
Воспитательные:
Публикация «Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе „Интересные факты из истории математики: как люди научились считать“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
-развить любознательность;
- воспитывать интерес к математике.
Использование современных образовательных технологий:
1. ИКТ-технология
2. ТРИЗ-технология
3. Музейная педагогика.
4. Здоровьесберегающие технологии:
- Пальчиковая гимнастика
5. Исследовательская технология
Оборудование: ноутбук, проектор, экран;
Раздаточный материал : камешки для счета, счеты, карточки с арабскими и римскими цифрами.
Воспитатель: Ребята сегодня мы совершим далекое путешествие во времени. Отправимся с вами в каменный век, когда древние люди жили в пещерах и добывали огонь с помощью палочек.
(слайд 3)
Первобытные люди не знали ни скотоводства, ни земледелия. Они охотились на диких зверей, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы и орехи, выкапывали из земли съедобные корни.
(слайд 4,5)
Вначале люди знали только два числа: один и два. Число «один» они связывали с единичным предметом (луна, солнце). Число «два» связывалось с парными предметами. Ребята, каких предметов по два?
Дети: глаза, уши, крылья, руки.
Воспитатель: Если предметов было больше двух, то люди говорили просто «много». Чего вокруг нас «много», дети?
Ответы детей.
«Много» было звёзд на небе, но и пальцев на руке было тоже «много».
Позже люди научились считать до пяти и соединять два «пятка» в десяток.
Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку.
(слайд 6)
Шумеры жили в своих домах постоянно, а по тому вещи всё накапливались и накапливались. Им нужны были цифры больше, чем древним охотникам, и они начали считать по пальцам. Сосчитав все пальцы на одной руке, они переходили на другую, а затем считали всё заново по второму кругу и т. д. Они считали десятками и эту систему мы у них позаимствовали.
Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.
Шумеры, также, предпочитали считать дюжинами (число 12). Это число удобно тем, что его можно представить в виде очень многих сочетаний: 2 шестёрки, 3 четвёрки, 4 тройки, 6 пар. Бывало, что за основу счёта брали число 60. Взгляните на любые часы: в каждом часе 60 секунд, 60 минут.
(слайд 7)
Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. С того далекого времени, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать, пошло это выражение: «Знаю, как свои пять пальцев». Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь.
Люди стали возделывать землю и приручать некоторых животных.
Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары. Ребята, как вы думаете, с помощью чего еще можно сосчитать свое богатство?
Ответы детей.
Чтобы сделать процесс счета более удобным, первобытный человек начал использовать вместо пальцев небольшие камни. Он складывал из камней пирамиду и определял, сколько в ней камней, но если число велико, то подсчитать количество камней на глаз трудно. Поэтому он стал складывать из камней более мелкие пирамиды одинаковой величины, а из-за того, что на руках десять пальцев, то пирамиду составляли именно десять камней.
(слайд 8)
Следующим шагом было создание древнейших из известных счетов – "саламинская доска" по имени острова Саламин в Эгейском море – которые у греков и в Западной Европе назывались "абак", у китайцев – "суан - пан", у японцев – "серобян". Вычисления на них проводились путем перемещения
счетных костей и камешков (калькулей) в полосковых углублениях досок из бронзы, камня, слоновой кости, цветного стекла.
(слайд 9)
Физкультминутка: (пальчиковая гимнастика)
Домик.
Раз, два, три, четыре, пять.
Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.
Вышли пальчики гулять.
Ритмично разжимаем все пальцы вместе.
Раз, два, три, четыре, пять.
Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.
В домик спрятались опять.
Возвращаемся в исходное положение.
Воспитатель: Теперь давайте вернемся в наше путешествие.
Перекладывать каждый раз глиняные фигурки было утомительно. Поэтому люди стали придумывать числам названия. Сначала получили названия только числа 1 и 2. а все, что шло после двух, называли «много». А когда придумали название для числа три, то его стали применять вместо слова «много». В некоторых сказках, поговорках, пословицах число три обозначает много. Русская пословица говорит: «Обещанного три года ждут», а в сказках героев отправляют «за тридевять земель, в тридесятое царство», они сражаются с трехглавым змеем.
С развитием скотоводства и земледелия люди все чаще начали сталкиваться с большими числами, запоминать которые стало трудно. Нужно было придумать, как их записать. В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.
(слайд 10,11,12,13,14)
Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме. От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, …. Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.
(слайд 15)
Воспитатель: Пора, ребята возвращаться домой. Спасибо – все были молодцы.
Рефлексия:
Воспитатель: умели ли древние люди считать?
Дети: ответы (возможны вопросы).
Воспитатель: при помощи чего люди начали считать?
Дети: ответы.
Воспитатель: какими были первые счетные машины?
Дети: ответы.
Воспитатель: «Время» подарило нам, ребята: счетные камешки, счеты и карточки цифрами. Давайте посчитаем до двадцати.
Выкладываем на стол (столы сдвинуты для коллоквиума) из чуда - мешочка раздаточный материал : камешки, счеты, карточки с арабскими и римскими цифрами.
Дети подходят – считают.