Получи документы

Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «Интересные факты из истории математики: как люди научились считать»

Ольга Клопот
Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «Интересные факты из истории математики: как люди научились считать»
▼ Скачать + Заказать документы

Беседа «Интересные факты из истории математики : как люди научились считать»

Цель:

1. Дать детям представление об истории возникновения счёта и цифр.

2. Вызвать интерес к математике, как к науке.

Задачи:

Образовательные:

- выяснить как люди научились считать;

-закрепить счет до 20.

Развивающие:

- познакомить с периодами развития математики;

- развивать память, внимание.

Воспитательные:

Публикация «Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе „Интересные факты из истории математики: как люди научились считать“» размещена в разделах

-развить любознательность;

- воспитывать интерес к математике.

Использование современных образовательных технологий:

1. ИКТ-технология

2. ТРИЗ-технология

3. Музейная педагогика.

4. Здоровьесберегающие технологии:

- Пальчиковая гимнастика

5. Исследовательская технология

Оборудование: ноутбук, проектор, экран;

Раздаточный материал : камешки для счета, счеты, карточки с арабскими и римскими цифрами.

Воспитатель: Ребята сегодня мы совершим далекое путешествие во времени. Отправимся с вами в каменный век, когда древние люди жили в пещерах и добывали огонь с помощью палочек.

(слайд 3)

Первобытные люди не знали ни скотоводства, ни земледелия. Они охотились на диких зверей, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы и орехи, выкапывали из земли съедобные корни.

(слайд 4,5)

Вначале люди знали только два числа: один и два. Число «один» они связывали с единичным предметом (луна, солнце). Число «два» связывалось с парными предметами. Ребята, каких предметов по два?

Дети: глаза, уши, крылья, руки.

Воспитатель: Если предметов было больше двух, то люди говорили просто «много». Чего вокруг нас «много», дети?

Ответы детей.

«Много» было звёзд на небе, но и пальцев на руке было тоже «много».

Позже люди научились считать до пяти и соединять два «пятка» в десяток.

Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку.

(слайд 6)

Шумеры жили в своих домах постоянно, а по тому вещи всё накапливались и накапливались. Им нужны были цифры больше, чем древним охотникам, и они начали считать по пальцам. Сосчитав все пальцы на одной руке, они переходили на другую, а затем считали всё заново по второму кругу и т. д. Они считали десятками и эту систему мы у них позаимствовали.

Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.

Шумеры, также, предпочитали считать дюжинами (число 12). Это число удобно тем, что его можно представить в виде очень многих сочетаний: 2 шестёрки, 3 четвёрки, 4 тройки, 6 пар. Бывало, что за основу счёта брали число 60. Взгляните на любые часы: в каждом часе 60 секунд, 60 минут.

(слайд 7)

Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. С того далекого времени, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать, пошло это выражение: «Знаю, как свои пять пальцев». Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь.

Люди стали возделывать землю и приручать некоторых животных.

Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары. Ребята, как вы думаете, с помощью чего еще можно сосчитать свое богатство?

Ответы детей.

Чтобы сделать процесс счета более удобным, первобытный человек начал использовать вместо пальцев небольшие камни. Он складывал из камней пирамиду и определял, сколько в ней камней, но если число велико, то подсчитать количество камней на глаз трудно. Поэтому он стал складывать из камней более мелкие пирамиды одинаковой величины, а из-за того, что на руках десять пальцев, то пирамиду составляли именно десять камней.

(слайд 8)

Следующим шагом было создание древнейших из известных счетов – "саламинская доска" по имени острова Саламин в Эгейском море – которые у греков и в Западной Европе назывались "абак", у китайцев – "суан - пан", у японцев – "серобян". Вычисления на них проводились путем перемещения

счетных костей и камешков (калькулей) в полосковых углублениях досок из бронзы, камня, слоновой кости, цветного стекла.

(слайд 9)

Физкультминутка: (пальчиковая гимнастика)

Домик.

Раз, два, три, четыре, пять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.

Вышли пальчики гулять.

Ритмично разжимаем все пальцы вместе.

Раз, два, три, четыре, пять.

Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

В домик спрятались опять.

Возвращаемся в исходное положение.

Воспитатель: Теперь давайте вернемся в наше путешествие.

Перекладывать каждый раз глиняные фигурки было утомительно. Поэтому люди стали придумывать числам названия. Сначала получили названия только числа 1 и 2. а все, что шло после двух, называли «много». А когда придумали название для числа три, то его стали применять вместо слова «много». В некоторых сказках, поговорках, пословицах число три обозначает много. Русская пословица говорит: «Обещанного три года ждут», а в сказках героев отправляют «за тридевять земель, в тридесятое царство», они сражаются с трехглавым змеем.

С развитием скотоводства и земледелия люди все чаще начали сталкиваться с большими числами, запоминать которые стало трудно. Нужно было придумать, как их записать. В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.

(слайд 10,11,12,13,14)

Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме. От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, …. Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.

(слайд 15)

Воспитатель: Пора, ребята возвращаться домой. Спасибо – все были молодцы.

Рефлексия:

Воспитатель: умели ли древние люди считать?

Дети: ответы (возможны вопросы).

Воспитатель: при помощи чего люди начали считать?

Дети: ответы.

Воспитатель: какими были первые счетные машины?

Дети: ответы.

Воспитатель: «Время» подарило нам, ребята: счетные камешки, счеты и карточки цифрами. Давайте посчитаем до двадцати.

Выкладываем на стол (столы сдвинуты для коллоквиума) из чуда - мешочка раздаточный материал : камешки, счеты, карточки с арабскими и римскими цифрами.

Дети подходят – считают.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект беседы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте «Как люди научились считать» Беседа по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Воспитатель: Шадрина Ксения Валерьевна Тема:.

Конспект занятия «Знакомая незнакомка — интересные факты о моркови» Ка мы делали на каникулах книжку-малышку о моркови. Дети плохо ели витаминный стол в нашей столовой. И тогда родилась идея сздать книжки-малышки.

Интересные факты о Рождестве Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Обычаи.

Фотоотчет «Интересные люди в группе. Профессия повар-кондитер»Фотоотчет «Интересные люди в группе. Профессия повар-кондитер» Среди множества профессий, существующих в мире, есть такие, которые постоянно находятся на слуху, к примеру, менеджер, экономист, юрист,.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я считать» Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я считать» ЦЕЛЬ: - овладение умением ориентироваться, считать.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Раз, два, три, четыре, пять — Научились мы считать!» МБДОУ “Детский сад №38 “ г. Владивосток Выполнила: Алекберова М. М «РАЗ,ДВА,ТРИ,ЧЕТЫРЕ,ПЯТЬ – НАУЧИЛИСЬ МЫ СЧИТАТЬ!» Цель: продолжать формировать.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с ОНР, по сказке «Козлёнок, который умел считать до 10» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе с ОНР по ФЭМП. по сказке «Козлёнок, который умел считать до 10».

Методическая разработка НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Математическая эстафета в десятку» Цель: Закрепление темы: «Состав числа 10» Образовательные задачи 1. Закрепление умение считать в пределах десяти, различать и называть цифры.

Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «В гостях у Белоснежки» Цель: Формирование и развитие элементарных математических представлений в рамках исследовательской деятельности детей старшего дошкольного.

Методическая разработка урока истории в 5 классе «Охотники и собиратели эпохи первобытности» Тема урока: "Охотники и собиратели эпохи первобытности" Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «Интересные факты из истории математики: как люди научились считать»
Опубликовано: 7 июня 2018 в 16:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «Интересные факты из истории математики: как люди научились считать»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Клопот (УИ 570455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД