Елена Тихомирова
Использование пословиц и поговорок для развития словаря детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Использование пословиц и поговорок для развития словаря детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Дошкольное детство - ответственный период психического развития ребёнка. На протяжении дошкольного периода у ребёнка интенсивно развиваются все психические функции, происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности, формируются сложные виды деятельности, такие как игра, общение с взрослыми и сверстниками. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Использование пословиц и поговорок для развития словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Пословицы и поговорки в развитии детей. Консультации
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, пословицы и поговорки практически не используются.
Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывание, но и владеть богатством языка, его выразительными возможностями.
Пословицы и поговорки, созданные народом, являются богатством русского языка. Знакомство с ними развивает мышление ребенка, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению языки и более глубокому изучению литературы, обогащает народной мудростью. Использование в своей речи пословиц и поговорок, позволяет детям учится ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, вследствие чего у них развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, что обогащает внутренний мир ребенка и имеет практическую ценность.
Тем не менее, использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста практически не практикуется. Не определено содержание, не разработана соответствующая система работы, отсутствует методическое обеспечение образовательного процесса.
Таким образом, актуальность этой темы определяется той огромной ролью, которую играет пословица и поговорка в развитии речи ребёнка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где словарный запас и образная речь являются необходимым условием успешной учёбы. Поэтому использование пословиц и поговорок в работе по развитию словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста должно стать одним из направлений работы по развитию речи старших дошкольников.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность системы работы по использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи с детьми старшего дошкольного возраста определили цель : разработать систему работы по использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи:
Обогатить и активизировать словарный запас детей.
Повысить уровень образной речи детей, используя пословицы и поговорки в непосредственно – образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.
Определить методы и приёмы использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формировать у детей умения применять полученные знания в речевом общении со сверстниками и взрослыми.
Воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа через знакомство с пословицами и поговорками.
Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе использования пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте дети уже способны понимать смысл пословиц и поговорок. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы «почему», «отчего», «зачем». Именно поэтому Аделаида Семеновна Симонович рекомендовала использовать пословицы и поговорки для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Диагностическое обследование по выявлению динамики изменения уровня речевого развития в процессе использования пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить два раза - в начале и конце учебного года. Основные методы диагностики – педагогическое наблюдение, беседы с детьми.
В качестве конечных результатов реализация методической разработки по использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста предполагает :
использование детьми пословиц и поговорок в своей речи;
умение ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь;
умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику;
обогащение активного и пассивного словаря детей;
В соответствии с задачами, указанными выше, разработала систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи. В основе системы работы лежит комплексно-тематическое планирование и организация различных видов детской деятельности, их интеграция с использованием разнообразных форм и методов работы.
Теоретические основы
Под пословицами понимаются краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение.
Пословица - меткое выражения, созданные народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью (моральная инварианта).
Поговорки - это мост, переход от фразеологизмов к пословицам Поговорками называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие, как правило, только буквальный план.
Пословицы бытуют в виде устойчивых, завершенных фраз, а поговорки допускают варьирование своего состава и не всегда выражают законченное суждение.
Работа по использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной, если:
• воспитатель владеет методикой развития речи детей;
• воспитатель планирует использование пословиц и поговорок, как части занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим;
• воспитатель планирует беседы с использованием пословиц и поговорок для раскрытия содержания прочитанного художественного произведения;
• созданы условия для использования пословиц и поговорок в совместной или самостоятельной деятельности;
• организовано взаимодействие с родителями.
Процесс использования пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста может быть подразделен на четыре этапа:
Первый этап - предусматривает расширение представлений детей о пословицах и поговорках. Основной формой работы на данном этапе являются беседы.
Второй этап направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».
Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц.
Четвертый этап обучения направлен на определение компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице.
Содержание основной образовательной программы дошкольного образования включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей по основным направлениям - социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, и должно строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Организация работы с использованием пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности позволяет в системе решать задачи из разных образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие – игровая и трудовая деятельность, воспитание патриотизма и нравственности, формирование правил поведения и моральных норм, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, свободного общения со сверстниками и взрослыми;
Познавательное развитие - расширение кругозора;
Речевое развитие - обогащение словаря, развитие образной речи;
Художественно – эстетическое развитие – использование пословиц и поговорок для раскрытия содержания художественного произведения, развитие детского художественного творчества;
Физическое развитие – использование пословиц и поговорок на занятиях физической культурой при развитии физических качеств.
Методическое обеспечение
При разработке системы работы по использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста я использовала следующий алгоритм :
- изучение нормативной правовой базы;
- изучение методической литературы по данной проблеме;
- собеседование с учителем - логопедом на предмет возможности использования пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста;
- анализ результативности усвоения детьми освоения основной образовательной программы по образовательной области «Речевое развитие»;
- систематизация научно – методической базы (дидактические материалы, методическая литература, диагностические разработки, конспекты непосредственно – образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и детей, подборка картотек пословиц и поговорок по темам, консультации для родителей);
- разработка комплексно - тематического плана работы по использованию пословиц и поговорок на учебный год;
- реализация плана работы;
- анализ результативности работы.
При построении работы по использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи старших дошкольников руководствовалась следующими принципами:
Принцип интеграции работы на основе использования пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей в разных видах деятельности позволяет в системе решать задачи из разных образовательных областей;
Принцип активности и самостоятельности. Этот принцип предполагает, что при организации различных видов деятельности создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками, педагог вызывает у ребёнка желание использовать пословицы и поговорки в свободном общении.
Принцип индивидуального подхода к детям, учета их уровня речевого развития, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми; на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, подборе материала;
Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов использования пословиц и поговорок. Достигнуть его можно эмоциональностью и выразительностью. Именно с помощью эмоционального изложения пословиц и поговорок педагог поддерживает внимание детей к смыслу пословиц и поговорок. Например, когда дети отвлекаются от работы разговорами. Педагог с сожалением восклицает: «Ой, ребята, у вас дела на вершок, а слов – мешок!» И жестом показывает, как мало дела и как много слов. Выразительные интонации и жесты также помогают осмыслить суть пословицы, расширить кругозор детей;
Принцип наглядности не менее важен. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создаётся понимание смысла пословиц и поговорок.
Принцип поэтапности рассчитан на постепенное освоение смыслового содержания пословиц и поговорок.
Принцип вариативности поможет воспитателю закрепить и расширить использование пословиц и поговорок в различных видах деятельности – свободном общении, применении пословиц и поговорок при объяснении поступков своих и товарищей, использование пословиц и поговорок для раскрытия содержания художественного произведения, развитие детского художественного творчества;
Основной формой работы по использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей была организация различных видов детской деятельности, их интеграция с использованием разнообразных форм и методов работы на основе комплексно – тематического плана. Содержание работы по использованию пословиц и поговорок может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала, индивидуальных возможностей детей. Для закрепления материала создавала необходимые условия для самостоятельной деятельности детей. Так, например, размещала в центре познавательной активности и развития речи альбомы с подборками пословиц и поговорок с иллюстрациями по теме недели, мнемотаблицы пословиц и поговорок, различные дидактические игры, а в центре художественной литературы подборку пословиц и поговорок по художественным произведениям, в центре художественного творчества недорисованные иллюстрации по знакомым детям пословицам и поговоркам. Дети могут использовать предложенный материал индивидуально и коллективно. Это позволяет естественным образом организовать взаимное обучение и самообучение.
Методы, приемы и формы работы с детьми:
Словесные методы : диалог, объяснение, вопросы, беседы, игровые упражнения. Чтобы создать у детей интерес к различным видам деятельности используется образное, меткое и мудрое народное слово, постепенно оно становится постоянным спутником ребенка. Например: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко».
Наглядные методы: показ иллюстраций, разыгрывание пословиц и поговорок с помощью игрушек, организация развивающей предметно – пространственной среды
Практические приемы: творческие задания - нарисовать пословицу или поговорку.
Дидактический материал: иллюстрации, мнемотаблицы, игрушки, альбомы, картотеки пословиц и поговорок по темам, дидактические игры.
Формы работы по использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста :
Коллективная. Дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. При выполнении работы дети учатся самостоятельно подбирать материал, чтобы работы были интересными, яркими, непохожими одна на другую. Оформлять работы в небольшое панно.
Индивидуальная. Строится с учетом речевого развития детей, и используется для работы с детьми испытывающими затруднения в общении со взрослыми или сверстниками в силу недостаточного словарного запаса и развития образной речи.
Применяемые, при работе с детьми по развитию их словаря и образной речи с помощью пословиц и поговорок, формы методы и приемы привели к разработке структуры обобщающего занятия.
Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть - каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей и определяю задачи работы.
В основной части дети выполняют задание. Например, дети заканчивают пословицу или поговорку подходящим словом, рисуют сюжет пословиц, объясняют содержание рисунка, разыгрывают небольшую сценку по сюжету пословицы, отвечают на вопросы о том, как они поняли смысл пословицы или поговорки, что они запомнили из проведенного занятия, приводят пример, ситуации из жизни или личного опыта, который совпадает со смысловым наполнением пословицы или поговорки. При необходимости в этой части занятия помогаю советом, провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития образной речи и развития словаря. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его работа выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач.
В совместной деятельности планирую игровые и проблемные ситуации, разъяснения, беседы, КВН, рассматривание иллюстраций, изготовление книжек – малышек, дидактические игры, наблюдения в быту, конкурсы рисунков по пословицам и поговоркам, чтение художественной литературы с последующим обсуждением прочитанного с использованием пословиц и поговорок для раскрытия содержания прочитанного.
Работа по развитию словаря ведется во взаимодействии с семьей. Родителям даются домашние задание. В задании указывается на то, чтобы детям читалась, и говорились пословицы и поговорки, и по возможности с помощью их объяснялись поступки и события из жизни, потребовавшие объяснения.
Для достижения поставленной цели разработала тематический перспективный план работы на учебный год. В план работы по использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи так же целесообразно вносить следующие данные:
1. Список детей с указанием их речевого развития.
2. Скорректированные задачи образовательной области «Речевое развитие» на год.
3. Диагностические карты.
Апробация
Данная методическая разработка апробирована с детьми старшей группы. Перед началом ее внедрения совместно с учителем – логопедом выявила у детей уровень развития развитие словаря, знание пословиц и поговорок, умение их применять в свободном общении. Основные методы педагогической диагностики - наблюдение, беседы с детьми.
Во время наблюдений и бесед я обращала внимание на следующие умения детей :
- точно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях;
- понимать разные значения многозначного слова;
- самостоятельно подбирать синонимы и антонимы;
- уровень осознания смысловых отношений между словами;
- гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи;
- умение вычленять звуки в словах;
- уровень развития навыка речи-доказательства;
- уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения.
Анализ данных педагогической диагностики показал, что путают между собой пословицы и поговорки : «Пословиц я не знаю, а поговорки знаю». Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц или поговорок. Дети практически не используют пословицы и поговорки в повседневных бытовых ситуациях. Дети допускали ошибки в образовании разных грамматических форм, у них вызывало затруднение правильное построение предложений. Некоторые дети употребляют слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой.
Кроме того, мною была подобрана анкета для родителей. Меня интересовало, используются ли пословицы и поговорки дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми пословицы и поговорки. Все это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами фольклора.
В результате проведенной работы пришла к выводу: для развития словаря и образной речи детей по средствам пословиц и поговорок необходим системный подход через организацию разных видов детской деятельности.
Анализируя методические аспекты развития словаря средствами пословиц и поговорок, я условно выделила для себя три этапа работы:
1. Подготовительный этап. (Анализ, работа с теоретическим материалом, планирование)
2. Основной этап (непосредственно обучение) : на занятиях и в повседневной жизни.
3. Итоговый (анализ всей работы, выводы).
А так же мной был разработан алгоритм работы с пословицей
1. Моделирование ситуации. Педагог вводит детей в ситуацию поговорки, пословицы, фразеологического оборота.
2. Объяснение непонятных слов, образных выражений. Объяснение смысла пословицы, поговорки (сначала это делает педагог вместе с детьми, затем сами дети).
3. Придумывание небольшого рассказа, сказки раскрывающей смысл пословицы или поговорки (сначала это делает педагог вместе с детьми, затем сами дети).
4. Создание рисунка к пословице или поговорке (сначала дети обговаривают содержание рисунка вместе с педагогом, в последующем дети делают это самостоятельно.
5. Рассматривание рисунков, их обсуждение.
Анализ результатов педагогической диагностики в конце работы по использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста показал положительные тенденции.
Пришла к выводу, что проводимая мною работа по использованию пословиц и поговорок для развития словаря детей старшего дошкольного возраста достаточно эффективна. Дети составляют предложение из трех (или более) слов. Правильно подбирают синонимы и антонимы в пословицах, поговорках и в речевой ситуации, подбирают по два — три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов). Они правильно определяют значение слова по функции предмета или по родовому понятию. Правильно поясняют значение пословицы и поговорки, могут по ним придумать рассказ или сказку, часто используют пословицы и поговорки в повседневных бытовых ситуациях. Кроме того, дети знают много пословиц и поговорок. Наблюдается положительная динамика интереса родителей к совместной деятельности с детьми и использованию пословиц и поговорок дома. Родители являются активными участниками в организации мероприятий для детей, для обогащения развивающей предметно – пространственной среды. Большинство родителей с благодарностью отмечают результаты работы по речевому развитию их детей.
Теоретическая и практическая значимость методической разработки. Содержащиеся в работе теоретические, научно-методические и практические материалы, по развитию словаря старших дошкольников позволяет более подробно изучить механизмы влияния пословиц и поговорок на становление образного мышления старшего дошкольника и могут быть использованы в практике воспитателями дошкольных организаций.