Вера Самойлова
Использование технологии художественно-эстетического развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Концептуальная основа технологии художественно-эстетического развития
3. Содержательная часть технологии художественно-эстетического развития
3.1 Цель технологии художественно-эстетического развития
3.2 Задачи технологии художественно-эстетического развития
3.3 Дидактическая организация содержания художественно-
эстетического воспитания
3.4 Этапы данной технологии художественно-эстетического развития
4. Процессуальная характеристика технологии художественно-эстетического развития
Публикация «Использование технологии художественно-эстетического развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
4.1 Формы и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников.
4.2 Принципы реализации художественно-эстетической технологии
5. Заключение
6. Литература
1. Введение
Актуальность технологии художественно-эстетического развития
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и
воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Опираясь на ФГОС, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой творческой личности. Дошкольное учреждение должно создать все необходимые условия для развития личностных качеств ребёнка, его инициативы и творческих способностей. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на мой взгляд, является художественно - творческая деятельность, ведь искусство - это важная часть формирования развитой личности, совершенствования чувств, восприятия явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают сформировать эстетическое сознание человека.
Актуальность технологии художественно-эстетического развития состоит в том, что она способствует развитию у детей :
- образного мышления;
- эстетического восприятия;
- воображения, без которого невозможна ни одна художественно-
творческая деятельность,
- эмоционального отношения к предметам эстетического
характера;
- мелкой моторики рук.
2. Концептуальная основа технологии художественно-эстетического развития
Концептуальность технологии художественно-эстетического развития
Художественно - творческая деятельность выступает способом эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Художественное развитие дошкольников способствует восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа. Способность детей рисовать, мастерить, фантазировать требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда следует обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности. В первую очередь это слово, а также жесты, мимика и пр. Необычные материалы, оригинальные приемы и не традиционные техники позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер,
индивидуальность.
Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь. Задача педагога научить дошкольника выражать себя в изобразительной деятельности, дать понять, что есть красота духовная и материальная.
Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к
изобразительному искусству, развивать детское творчество, на занятиях можно использовать нетрадиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы.
Технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является педагогическим процессом, основанным на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребёнок является участником процесса, педагог выступает как заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком лицо. Взрослый поддерживает инициативу, ребёнок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.
Концептуальные положения технологии художественно-эстетического развития дошкольников опираются на работы Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной.
Во всех видах художественно-эстетической деятельности выделяются общие психические процессы, являющиеся основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К таким процессам относятся:
- восприятие (накопление образов, формирующих сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей);
- воображение (без него не возможна не одна художественно-творческая деятельность);
- эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, которое необходимо для успешного осуществления деятельности, и которое возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего в познании, самоутверждении и содержательном общении со сверстниками и взрослыми;
- художественные умения, которые формируются в процессе различных видов художественной деятельности.
3. Содержательная часть технологии художественно-эстетического развития
3.1 Цель художественно-эстетической технология : воспитать в каждом ребёнке самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность.
3.2 Основными задачами данной технологии являются :
-развитие художественного восприятия;
-формирование эстетических чувств и эмоций;
-развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка;
-приобщение к элементарным знаниям в области искусства;
-развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества;
-формирование основ художественно-творческой культуры личности.
3.3 Дидактическая организация содержания художественно-
эстетического воспитания
Основной целью дошкольного образования является целостное развитие
личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие,
воспитательные, образовательные и практические.
Развивающий компонент
Предусматривает развитие психических
процессов - эстетическое сознания, памяти, творческого воображения;
развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка;
эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.
Воспитательный компонент
Заключается в формировании у ребенка
художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в
воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.
Образовательный компонент
Выражается в знакомстве с произведениями искусства, в обучении различным видам творчества.
Практический компонент
Заключается в овладении ребенком ручных
умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих навыках создавать продукты ручного творчества.
3.4 Этапы данной технологии художественно-эстетического развития
1. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества (информационное и эстетическое обогащение пространства (развивающая среда, мотивация на активную творческую деятельность.
2. Освоение эталонов творческой деятельности, её способов, технологии и средств.
3. Применение освоенных эталонов в новых личностно-значимых условиях в соответствии с возрастными особенностями, возможностями и способностями ребёнка.
4. Становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.
Художественное творчество направлено на достижение целей формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
4. Процессуальная характеристика технологии художественно-эстетического развития
4.1 Формы и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Формирование психических процессов и основных видов деятельности
взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка,
развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от
организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и
обучения, соответствующих возрасту ребенка.
Для организации работы с детьми дошкольного возраста
необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и
психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста
чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой
утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-
двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов
следует учитывать такие критерии, как:
- комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
- целостное развитие личности ребенка;
- разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
- игровая организация обучения, способствующая двигательной активности
детей;
Формы организации могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.
Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных
видов искусства. Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности.
Ведущими методами являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого, метод поисковых ситуаций.
Здесь нужно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками
участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.
Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической
деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка:
- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
- общение с искусством, материальное обеспечение;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
- организация атмосферы творчества и мотивация задания;
4.2 Принципы реализации художественно-эстетической технологии
Учитывая немаловажный фактор - охрану здоровья ребенка, нужно
отметить, что необходимо обратить внимание на создание условий для эмоционального благополучия.
Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых
композиций, узнавание и выбор материала - все должно проходить без жесткого навязывания взрослым.
Основой художественно-эстетического воспитания ребенка
средствами творческой деятельности являются:
- личностная позиция ребенка, желание самовыражаться;
- развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят
эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство
цвета, формы, композиции, ручная умелость);
- создание художественного образа - личностное отношение ребенка,
эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств
выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-
прикладных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор
детьми;
- изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического
руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве
помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и
ребенка принимает характер сотворчества.
5. Заключение
Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон
педагогического процесса становления личности, форма осознания прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески
создавать продукты ручного творчества.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер:
развивает творческие способности, формирует художественный вкус,
приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.
Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус,
творческие умения и навыки.
6. Литература
1. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина M.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
2. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки»- М. : «Карапуз-дидактика», 2007г.
3. Потапова Е. И. Изобразительная деятельность и художественное творчество с использованием современных материалов в ДОУ- СПб. : Издательство: Детство-пресс, 2012.