Кокырлэ Татьяна Александровна
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование информационно - коммуникационных технологий
в работе учителя – логопеда ДОУ»
Аннотация: В данной работе рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя – логопеда. В совместной деятельности с детьми на коррекционно-логопедических занятиях в качестве современного наглядного материала. Описаны возможности использования программных продуктов и Интернет-ресурсов.
Ключевые слова: ИКТ, компьютер, интернет, программа, мультимедийные презентации.
Публикация «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах
Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационнно-коммуникационные технологии обучения. Внедрение инновационных технологий в коррекционное образование, прежде всего, даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.
Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным. В нашем детском саду педагоги используют разнообразное оборудование: телевизоры с DVD приставками, компьютеры, интерактивные доски, магнитофоны, видео и фотокамера и т. д. Компьютер уверенно вошёл в нашу жизнь и занял в ней прочное положение.
Современные информационные технологии (ИКТ) активно используются и в логопедической практике: коррекционно-развивающая работа с детьми,
взаимодействие с педагогами, родителями, научно-методическая деятельность.
ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми :
Цель: Организация эффективной системы работы с использованием ИКТ.
Задачи: - Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;
- Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;
- Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ : работа над звукопроизношением, обучение грамоте, формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, формирование зрительно-пространственных координаций, коррекционно-оздоровительное.
Принципы использования ИКТ : принцип активности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности.
Принцип развивающего и дифференцированного обучения, объективной оценки результатов деятельности, интерактивности компьютерных средств.
Наличие компьютера в кабинете позволяет использовать в работе с детьми разные компьютерные программы, познавательно-речевые игры:
«Игры для Тигры». Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи. В программе более 50 упражнений, объединённых в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы : фонематика, просодика, лексика и звукопроизношение.
«Учимся говорить правильно». Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а так - же для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Познавательно-речевые игры. Предлагаемые игровые задания и упражнения с использованием графических объектов, звуков и букв помогут формированию активного словаря, развитию навыков словообразования, памяти, обогащению связной речи. Содержание тренинговых заданий основано на интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Логопедические тренажёры. На развитие фонематических процессов, лексики и грамматики, формирование орфографической зоркости, развитие памяти и внимания.
Логопедические пазлы. Упражнения по коррекции дисграфии, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза.
Интерактивные тренажёры которые способствуют развитию познавательной сферы, памяти, связной речи и коммуникативных умений.
Предлагаются игры по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Новый год», «Зимние забавы», «Космос», «Транспорт», «Дом и его части», «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Наше тело».
Использования интерактивной доски : Среди технических новинок особое место занимают интерактивные доски, комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, а также более эффективно осуществлять обратную связь с детьми. Интерактивная доска - это устройство, использующееся с проектором и компьютером. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску, как на обычный экран, с помощью проектора. Используя маркер или палец, можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения.
Основные преимущества использования ИД : Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей, а в работе с детьми дошкольного возраста это очень важный фактор, так как, в отличие от школьников, маленькие дети не стремятся быстрее избавиться от дефекта речи - они его не осознают. Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности. Совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки.
Использование инструментов программного обеспечения позволяют сделать занятия интересными и насыщенными. При необходимости мы можем выделить цветом нужный объект, сделать записи на экране, использовать аудио - и видеозаписи. Инструмент Drag&drop (тащи и отпусти) даёт возможность передвигать объекты, классифицировать, соединять, группировать, заполнять пропуски. Все эти задания очень нравятся дошкольникам, следовательно, они внимательны и сосредоточены на протяжении всего занятия.
ИКТ в коррекционно-развивающей работе с педагогами :
Работа с педагогами. Использование компьютерных технологий позволяет в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, подготовить наглядный материал для участия в педсоветах, конференциях, семинарах.
ИКТ в коррекционно-развивающей работе с родителями :
Одним из важных направлений в работе учителя-логопеда является тесная связь с родителями. При помощи электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание или консультацию в нетрадиционной форме, показать презентацию, видеозаписи занятий с детьми, записать на диск игры и задания для занятий дома и т. д.
Для связи с родителями используется сайт детского сада, на котором есть страничка учителя-логопеда.
ИКТ в научно-методической деятельности:
В методической работе компьютер просто незаменим. С помощью информационно-коммуникационных технологий осуществляется сохранение информации, для выполнения расчётов, построение диаграмм, графиков, оформление документации, стендовой информации. Интернет позволяет найти ответ на любой вопрос, послать письмо по электронной почте, обменяться информацией, принять участие в обсуждениях острых проблем с коллегами, повысить свой методический уровень, участвовать в конкурсах. Использование ИКТ помогает в реализации творческих проектов.
В заключение: Необходимо помнить, что, компьютер-это не волшебная палочка, которая за один час игры перенесёт ребёнка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.
Список литературы:
1. Бартенева Т. П. «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников»;
2. Логопед (журнал, № 5/2008;
3. Пятница Т. В. «Справочник дошкольного логопеда». Ростов на Дону, «Феникс» - 2009 г;
4. Томилина С. М «Логопедия и интернет». Журнал - «Логопед» №3/2006г;
5. Ходченкова О. А. «Использование ИКТ в работе логопеда детского сада».