Корниенко Олеся
Использование инновационных технологий в педагогической деятельности с младшими школьниками
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных технологий в педагогической деятельности.
Корниенко Олеся Николаевна-учитель начальных классов МОУ ИРМО Мамоновская СОШ.
Аннотация
В статье рассматриваются значимость внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, необходимость инновационной деятельности в педагогической практике и как следствие повышение качества образования. Сущность такого образования состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека.
Публикация «Использование инновационных технологий в педагогической деятельности с младшими школьниками» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Ключевые слова: инновация, обучение, технология, эффективность, процесс, начальный класс, метод.
Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Инновационные процессы выявили необходимость воспитания динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях.
На этапе развития современной школы вопрос об инновационной деятельности становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями.
Необходимо создать условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. Использовать инновационные технологии.
Инновационные технологии - это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.
Для повышения эффективности обучения и успешной успеваемости,я применяю образовательную технология "Интеллект".
На курсе «Интеллект – начальная школа» детям предлагаются специальные упражнения, помогающие грамотно и надолго запомнить весь тот большой объем информации, с которым они сталкиваются в школе.
Младшие школьники учатся логически мыслить и рассуждать путем выполнения специальных упражнений, направленных на развитие мышления, а также самостоятельно, без участия родителей, справляться с поставленной задачей. Мои четвероклассники с удовольствием выполняют специальные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Приведу примеры специальных упражнений которые я использую на уроках русского языка:
"Упражнение на развитие избирательного внимания"
«Найди спрятанное слово»
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть их (или выписать).
солнцевиляючернилащаяхантилопавосспектакльноевбвелосипедистъэхж[1]
– обведи в кружок двузначные числа, которые могут быть произведением числа 6 (на уроках математике).
8 3 2 4 6 4 7 5 3 6 8 3 9 0 0 4 2 6 7 2 2 4 3 6 8 6 6 6 0 5 4 1 3 8 4 5 3 1
Упражнения на развитие распределения и переключаемости внимания
Среди этих заданий – специальные диагностические методики, которыми пользуются психологи. С их помощью можно не только проверять, но и развивать свое внимание.
«Красно-черные таблицы». Они идентичны предыдущим, но числа в них размещены в полях красного или черного цвета.
Задание на развитие устойчивости внимания
Можно выбрать любое занятие, требующее концентрации, и добавить помеху – работающий телевизор, телефонный разговор, шум из открытого окна и т. д.
В своей работе использую технологию критического мышления. Методика «Шести шляп»специалиста по латеральному мышлению Эдварда де Боно.
цели:
• активизация творческой деятельности учащихся, ориентированной на самостоятельную учебно-исследовательскую работу в группах
• повышение мотивации учения, формирование знаний, умений и навыков учащихся благодаря нетрадиционной форме организации учебного процесса.
задачи:
• способствовать формированию навыков самостоятельного анализа работы;
• способствовать развитию речевой коммуникативной культуры обучающихся;
• приобщать учащихся к размышлениям о вечных нравственно-философских проблемах человечества.
обоснование метода:
Это самостоятельная учебно-исследовательская работа в группах. Благодаря структурированию работы и исключению излишних дискуссий, мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным. Метод «шести шляп» демонстрирует способ управления своим мышлением
В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Для использования методики класс делится на 6 групп. Каждая группа выбирает себе задание по цвету шляпы. Затем я в конвертах раздаю задания или вопросы каждой группе, на которые детям необходимо будет дать ответ, или подготовить небольшое сообщение.
Работа построена таким образом, что каждая группа дополняет информацию других групп, дискутирует, находит компромисс.
Данную методику я использовала на уроках математики в 4 классе при изучении темы «Величины». Подготовительную работу проводила заранее, за 2-3 дня до изучения темы.
Заслушивать ответы начинали с белых шляп – потому что это – работа с первоисточниками. Ответы красных, жёлтых, чёрных, зелёных шляп можно слушать в любой последовательности. Завершали работу подведением итогов, а это делают синие шляпы.
При изучении темы «Единицы измерения времени» группы получили следующие задания:
Белые шляпы:
-Какие единицы измерения времени вы знаете? Как измеряли время в старину?
Красные шляпы:
-Что побудило людей к введению единой меры времени? Какими часами пользуются современные люди?
Жё лтые шляпы:
-Какие преимущества в измерении времени сейчас перед тем, как измеряли время в старину?
Чё рные шляпы:
-Какие недостатки измерения времени существуют сегодня?
Зелё ные шляпы:
-Объясните назначение единиц измерения времени: минуты, часа, суток, месяца, года.
Синие шляпы:
Зачем необходимо знать меры времени? Подведите итоги.
Тема «Меры веса».
Белые шляпы:
-Какие меры веса вы знаете? Где их используют?
Красные шляпы:
-Объясните, почему возникла необходимость появления единиц измерения веса?
Зелё ные шляпы:
-Как используются меры веса в современной жизни?
Чё рные шляпы:
-Укажите на недостатки единиц измерения веса.
Жё лтые шляпы:
-Какие разновидности весов вы знаете? Укажите их назначение.
Синие шляпы:
- Почему необходимо знать и уметь пользоваться мерами веса? Сделайте выводы.
Тема «Единицы измерения длины».
Белые шляпы:
-Какие единицы измерения длины вы знаете? Какие единицы измерения длины существовали в старину, какие существуют в разных странах?
Красные шляпы:
-Какие единицы измерения длины в практической жизни используются чаще, какие реже? Почему?
Жё лтые шляпы:
-Выиграло ли человечество, создав различные меры длины? Докажите свою мысль.
Зелё ные шляпы:
-Попробуйте объяснить, что измеряли в старину верстой, вершком, пядью, локтем, футом.
Чё рные шляпы:
-Назовите общие единицы измерения длины. Почему исчезли старинные единицы измерения?
Синие шляпы:
-Сделайте выводы по данной теме.
Заключение: Таким образом, метод шести шляп обогащает мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Но если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.
Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе.
Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Литература
1. Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/03/31/uprazhneniya-na-trenirovku-raspredeleniya-i-izbiratelnosti
2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
3. https://pedagogical_dictionary.academic.ru/
4. 3. Э. Де Боно. Шесть шляп мышления. Основная концепция. https://www.debono.ru/article/sixhats.htm