Иванова Маргарита Сергеевна
Семинар «Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Цель: ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи детей
Публикация «Семинар „Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Игра: «От всего сердца».
Цель: установить между воспитателями контакт, доброжелательные отношения, создать у них положительный настрой.
Каждому участнику необходимо, передавая сердечко сказать рядом сидящему соседу что-то доброе, хорошее, это может быть пожелание или комплимент.
Во ФГОС речевое развитие подразумевает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий:
- для развития речи как средства общения и культуры, совершенствования разных сторон речи ребёнка, налаживания игрового и речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками, доброжелательного общения друг с другом, накопления словарного запаса, обогащения речи смысловым содержанием
- воспитание к фольклорным и литературным текстам, желание их слушать
- освоение грамматического строя речи в процессе развития связной диалогической и монологической речи, подведения к элементарной поисковой деятельности в сфере языка и речи
- развитие диалогической формы речи, вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей, мультфильмов, слушать и понимать заданный вопрос.
Основной методом диалогической речи в повседневном общении является разговор педагога с детьми. Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения педагога с детьми. Она не требует особой обстановки, тишины, что необходимо при художественном чтении и рассказе. Разговор может происходить в любых условиях и в любое время, поскольку это довольно гибкая речевая форма. Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными, преднамеренными и непреднамеренными. Самое лучшее время для коллективных разговоров - прогулка.
Разговор должен быть подчинен структуре:
- привлечение внимания к теме разговора (педагог заинтересовывает детей темой разговора, обращая внимание на определенный объект или явление).
-система вопросов-ответов, обсуждений и аргументации (педагог выстраивает разговор в соответствии с темой, стимулирует детей к ответам, выслушиванию мнений)
-обобщение, краткий вывод по теме, подводящий итог всему разговора.
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно метод развития связной речи. В беседе воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура общения. Высказываясь в беседе ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи- доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется. Беседы должны удерживать внимание ребенка, активизировать его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей. Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом ранее приобретенных знаний, ближайшим окружением.
Классификация бесед
1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной деятельности.
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
Рассказывание, пересказ
Рассказ – самостоятельное развернутое изложение ребёнком определенного содержания, самостоятельно созданные монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение, контаминация). Рассказ является той формой и образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и оказывают влияние на развитие их языка.
Виды рассказывания:
- Рассказывание по игрушкам
- Рассказывание по картине
- Рассказывание из опыта
- Творческое рассказывание
- Связные высказывания типа рассуждений
Структура рассказывания
1. образец рассказа педагога
2. Составление рассказов детьми
3. Оценка рассказов.
Приемы обучения рассказыванию.
Совместное рассказывание (этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает).
Образец рассказа (это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям).
Частичный образец (начало или конец рассказа этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения заданий).
План рассказа (это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность).
Коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучения рассказыванию).
Пересказ - осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребёнка, его память и воображение. При пересказе ребёнок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы.
Поручения и задания ребенку дается определенное поручение.
Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребёнком осознаваемое значение. При этом он должен:
- внимательно выслушать, что ему говорят
- понять содержание обращенной к нему речи
- запомнить сказанное
- выполнить поручение
-дать словесный ответ о выполненном задании
- оказать помощь сверстникам, отстающим в выполнении заданий
Чтение
Традиционно принято выделить следующие формы работы с книгой в детском саду : чтение и рассказывание художественной литературы, заучивание стихотворений, использование литературных произведений и произведений устного народного творчества в разных видах деятельности – организованной, совместной, самостоятельной.
Заучивание стихотворения
Заучивание стихотворения включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведения, то есть чтение стихотворения наизусть.
Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Однако без специально организованной деятельности немногие дети достигают высокого уровня развития речевых способностей.
Речевой коллоквиум «Быстрый ответ» (беседа с целью выявления знаний)
1. Что включает в себя речевое развитие? (владение речью как средством общения со сверстниками и взрослыми; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи и др. согласно требованиям ФГОС ДО).
2. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
3. Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
4. Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т. д.)
5. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
6. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)
7. Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)
8. Назовите известные вам формы работы с детьми по речевому развитию? (ООД, беседа, экскурсия, конкурсы чтецов, режимные моменты и т. д.)
9. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками; активно задает и отвечает на вопросы; инициативен в придумывании рассказов загадок и т. д. ; имеет богаты словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; владеет средствами звукобуквенного анализа слов; умеет передавать краткое содержание текста; различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ)
10. Каким образом осуществляется ознакомление детей с книжной культурой? (Через знакомство с классическими и современными литературными произведениями (стихи, сказки, рассказы, басни, загадки, потешки, поговорки и т. д.)
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
С инновационными методами и технологиями по речевому развитию нас познакомит воспитатель высшей квалификационной категории Дружинина Т. П.
Практические задания для педагогов
И педагоги, и родители должны следить за речью детей, за правильностью ее фонетического и грамматического оформления, в случае необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки.
Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям.
Вам будет задание сложнее. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.
Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.
В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями
Карточка № 1
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
Карточка № 2
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Карточка № 1
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1. Не в золоте счастье.
2. Чьи хоромы, того и хлеб.
3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком.
Карточка № 2
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья.
2. В тесноте, да не в обиде.
3. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло.