Минзаля Даутова
Использование инновационных технологий в образовательном процессе педагогического колледжа
▼ Скачать + Заказать документы
В 21 веке в мире происходят глобальные изменения во всех отношениях в сверхскоростном темпе. Современный человек должен успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать с людьми, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда. Все эти качества помогают приобрести воспитатели, учителя и преподаватели. Исходя из этого педагогические колледжи должны подготовить педагогов, у которых сформированы предусмотренные стандартом компетенции, так как работодатели при приеме на работу даже молодым специалистам предъявляют высокие профессиональные требования: самостоятельно выполнять профессиональные действия (самое главное сформировать у школьников умения учиться, оперативно принимать решения, мобильно реагировать на нестандартные ситуации… Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации, ориентированные на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).
Публикация «Использование инновационных технологий в образовательном процессе педагогического колледжа» размещена в разделах
В связи с этим, наряду с традиционными методами преподавания, такими как лекция, семинары, самостоятельные и практические работы, я часто использую на своих занятиях и инновационные методы, которые повышают уровень усвоения знаний, учат студентов выражать свои мысли, анализировать проблемные ситуации, находить эффективные пути их решения, вызывают у них интерес к предмету (активные учебные проблемные лекции, личностно ориентированная технология, коллективная мыслительная деятельность, технология проблемного диалога, технология группового обучения).
Активная учебная проблемная лекция не позволяет студентам «отключаться» и заниматься своими делами. При чтении лекции демонстрирую компьютерные презентации, которые активизируют процесс обучения : не только делюсь знаниями в области естествознания с методикой преподавания и даю детальную информацию, но и прерываю лекцию проблемными вопросами, фрагментами дискуссии, технологией проблемного диалога.
Личностно ориентированная технология позволяет студентам стать полноправными участниками образовательного процесса. Например, на уроках естествознания даем научное определение к понятию «биогеоценоз», а затем предлагаю учащимся объяснить этот научный термин на языке, доступном младшему школьнику.
Коллективную мыслительную деятельность использую при возникновении затруднений, где я оказываю компетентную помощь студентам-участникам дискуссии. Например, студент задает мне вопрос, на который я сразу не отвечаю, а подключаю весь коллектив.
Часто занятия организовываю в форме групповой работы: работа в парах, в малых и больших группах. Это технология дает тесно взаимодействовать между собой на партнерской основе и ведет к формированию УУД. Работа в группе помогает осмысливать учебные действия, позволяет каждому включиться в общую работу группы и высказывать свое мнение. В зависимости от учебной цели подбираю состав группы по разным признакам. Стараюсь организовывать смешанные группы для того, чтобы студенты с низким уровнем знаний учились, развивались, глядя на студентов с высоким уровнем знаний. Например, такой вид интенсивных технологий как синдикат (syndicate) (дискуссионные группы или группы решения) – это временные учебные группы, являющиеся разновидностью «жужжащих» групп. Для всех дается одна и та же проблема. Задача подгрупп: найти решение проблемы, сделать вывод, применить свои умения. Этот метод эффективен тем, что активно вовлекаются все – их мотивирует конкуренция между подгруппами. При выступлении студентов, я их не прерываю, выслушиваю все варианты ответов, затем создаю новую проблемную ситуацию для всех, если какая-то группа неправильно решила задачу и все вместе решаем проблему.
Таким образом, инновационные технологии дают возможность сформировать универсальные действия сотрудничества, умения высказываться и отстаивать свою позицию, а использование их в комплексе позволяет повышению эффективности.