Флорова Марина
Методическая разработка «Инновационные формы в работе по речетворчеству» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детский сад № 32 Колпинский район г. Санкт-Петербург
Воспитатель Флорова М. Е.
Инновационные формы в работе по речетворчеству в подготовительной группе
Цель - становление коммуникативной компетентности ребенка.
Задачи:
- развивать память, внимание, воображение, мышление;
- упражнять детей в умении составлять рассказы и сказки по мнемотаблицам и схемам – моделям;
Публикация «Методическая разработка „Инновационные формы в работе по речетворчеству“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- формировать умение детей составлять описательные рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. пополнять словарный запас ребенка;
- продолжать развивать навыки общения;
- продолжать формировать грамматически правильные высказывания;
- продолжать воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение выслушать собеседника до конца, не перебивая.
В современном цивилизованном обществе практически все умеют читать и писать. А вот интересно мыслить – очень немногие. Для большинства взрослых людей фантазирование – пустое занятие, они не хотят, не умеют, да и не хватает времени отдаться полету воображения, окунуться в мир нереальности и грез. В таких случаях восприятие сужается до минимума – взаимосвязь событий, явлений и предметов остается за гранью понимания. Свободная, красивая, живая, образная речь – довольно редкое качество современного человека. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.
Одной из важнейших задач в качественной подготовке ребёнка к школе является формирование связной речи. Основополагающее звено в развитии связной речи – воображение, т. к. чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения.
Сегодня мы познакомим вас на практике с некоторыми творческими заданиями и упражнениями, которые используем в своей работе. В том числе и на перевоплощение в неживые предметы.
Невозможно научить ребенка тому, что сам не умеешь. Но можно учиться вместе – искренне и с интересом играя, придумывая, сочиняя, на принципах равноправного партнерства со своими детьми. И мы немного поиграем в игры, которые нравятся нашим детям.
Практическая часть для педагогов:
1. Игра «Как тогда назвать?»(на примере собаки)- ( образовать существительные от глаголов: кусает, лает, скулит, подпрыгивает, грызёт, крутит хвостом) ( усложнение: игрок называет сам и глагол, и образовывает существительное или определение).
2. Воспитатель: Ребята, сейчас мы находимся в тёмной комнате и мы не видим предметов, которые нас окружают. Но вот в окно заглянул лучик солнечного света, он попал вам на грудь, в кого вы превратились?
Дети: /вначале изображают руками, позой, мимикой, затем рассказывают о себе/ Я фикус, я стою на подоконнике, поэтому солнечный лучик коснулся первого меня. У меня большие кожастые листья, я не люблю, когда солнышко обжигает их, мне становится больно. Я люблю тень и прохладу. Со мной рядом живёт кактус. Он хороший сосед, хотя и любит горячее солнце. С ним часто беседуем о нашей родине, о тех местах, где родились наши предки.
3. Воспитатель: Представьте, что вы маленькие-маленькие семечки, я сажаю вас в землю /дети приседают/ Я вас поливаю, что из вас выросло?
Программа этой игры:
- Кто я? /любимые и нелюбимые предметы/
- Я какой? /внешний вид, что люблю, чего не люблю/
- О чём мечтаю?
- Что я чувствую?
Дети: Я подсолнух. Я вырос из маленького подсолнечного семечка. У меня большая круглая голова, похожая на солнышко. Я очень люблю солнце, я слежу за ним целый день и поворачиваю свою голову, куда ба оно не пошло.
4. Речетворчество в подвижной игре
Дети делятся на команды. Проводится простейшая эстафета, где дети будут добегать до стула, брать предмет /любой или любую предметную картинку из предложенных – в два раза больше, чем детей/ и возвращаться обратно, по пути выполняя разные задания /попрыгать на одной ноге, подползти, перекатиться и т. д. Когда все члены команды принесут по картинке, они раскладывают их на столике, сочиняют рассказ по картинкам. Рассказывает один ребенок за всю команду. Выигрывает та команда, которая сочинит быстрее.
5. Широко используем в работе с детьми такие д/и, как: «Что будет, если…», «Ты попал …», «К нам прилетел инопланетянин», «Назови ласково», «Как ещё можно сказать» и т. д.
6. Нельзя не сказать о влиянии сочинения загадок, составлении мнемотаблиц по сказкам, составлении рассказов по опорным схемам, ознакомлении с пословицами и поговорками. Это всё, безусловно, помогает в нашей работе.
7. Но, одной из первых сфер творчества является сказка, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от успешности.
Совместно всей группой сочиняем сказки (новые; к заданному началу, дети их иллюстрируют и оформляем альбомы.
8. В этой работе нас поддерживают и родители. Дома семьи совместно сочиняли старые сказки на новый лад, делали к ним иллюстрации. Дети в группе рассказывали сказки, показывали рисунки. Как результат оформлен альбом.
Оформление подобных альбомов у нас ведётся очень давно. Начинали с более близких тем для детей: о себе, о родителях, о друзьях, о малой Родине. Так, например, по теме о маме были записаны рассказы детей в средней и в подготовительной группе. Это позволило проанализировать прогресс в развитии связной речи детей.
Благодаря систематической работе, у детей нашего дружного доброжелательного коллектива богатый словарный запас, речь грамматически правильна, эмоциональна. Дети свободно объясняют установление причинно-следственных связей, владеют речью-доказательством. У детей хорошо развито воображение, фантазирование. У них высокий познавательный интерес.
Мы считаем, что дети готовы к обучению в школе, у них не возникнет проблем, в том числе в коммуникативном общении и решении задач различного рода.