Светлана Корнеева
Игры В. В. Воскобовича как средство развития математических представлений у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Введение.
На современном этапе развития общества в разные области жизни человека продолжает проникать математика. Поэтому проблема обучения математике приобретает все большую актуальность на всех ступенях образования, в том числе и дошкольного. Таким образом, развивать математические способности детей необходимо начинать с дошкольного возраста. Об этом сказано не только во ФГОС ДО, образовательных программах дошкольных учреждений, но и в Концепции развития математического образования в РФ.
Публикация «Игры В, В, Воскобовича как средство развития математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Реагируя на все изменения социальных условий и требований, современный педагог ДОУ осуществляет поиск новых подходов к формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. При организации образовательной деятельности воспитатели и узкие специалисты в первую очередь обращают внимание на выбор новых методов, методик и технологий, а также изучают эффективность их использования в практической деятельности.
Инновационные (современные) технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Дошкольники еще не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача воспитателя заключается не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения – дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное – познать радость при преодолении трудностей.
В настоящее время существует большое количество технологий, способствующих развитию математических представлений у дошкольников.
В своей педагогической деятельности по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста я чаще использую технологии, основанные на деятельностном подходе. Но в настоящее время процесс реорганизации системы дошкольного образования подтолкнул меня к осознанию невозможности единой формы организации детской деятельности. Потому возникла проблема необходимости включения в образовательный процесс и других современных педагогических технологий на занятиях по математике в детском саду.
Изучив перечисленные выше игровые технологии, свой выбор я остановила на технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.
Таким образом, цель данной работы – изучить влияние развивающих игр В. В. Воскобовича на формирование и развитие математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. проанализировать технологию В. В. Воскобовича
2. обогатить развивающую предметно – пространственную среду в групповом помещении;
3. использовать авторские игры в процессе формирования математических представлений, как в самостоятельной деятельности детей, так и в совместной деятельности с педагогом.
1. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В. В Воскобовича.
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения, простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей уже в дошкольном возрасте совершенствуется работа всех анализаторов. Осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связи между ними и движениями рук. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Интеллектуальные способности детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудностей.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре. В процессе игры развиваются планирование, умение анализировать результаты, воображение и др. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу игр, разработанных и произведенных центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербург.
В играх, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью совершенствуется интеллект, мелкая моторика рук. Все игры систематизированы и на основе их создана технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». Первые игры В. В. Воскобовича появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий, которые являются одним из средств, развивающих математические представления дошкольников, помогающих развивать творческий потенциал, психические процессы и сенсорное восприятие дошкольников.
Цели и задачи игровой технологии В. В. Воскобовича :
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
3. Развитие воображения, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала;
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений;
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Развивающие игры В. В. Воскобовича имеют ряд особенностей:
1. Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
2. Многофункциональность развивающих игр Воскобовича. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
3. Вариативность игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
4. Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»
2. Достоинства развивающих игр В. В. Воскобовича.
Развивающие игровые технологии делают познание нового интересным занятием для ребенка, позволяют избежать проблем мотивационного плана, порождают интерес к еще неизвестному, а значит, помогают педагогам реализовать основную цель – создать условия для полноценного развития каждого ребенка.
Анализируя развивающие игры В. В. Воскобовича, мы выделили ряд преимуществ:
• развивающие игры автора являются многофункциональным пособием, они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач;
• можно одновременно формировать у детей представления о счете и развивать мышление, логику, память и другие психические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать дошкольника.
• игра долго не надоедает ребенку, а родитель или воспитатель может придумывать все новые и новые варианты заданий.
• в процессе игры ребенок открывает для себя новое и испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса. Многие из игр В. В. Воскобовича содержат методические пособия с иллюстрированными сказками, в них нужно выполнить различные задания или ответить на вопросы.
• В игровой форме дети вместе с героями сказок осваивают не только новые знания, но и навыки общения.
• Дети, выполняя различные задания, не утомляются в течение длительного времени, т. к. самостоятельно выбирают темп и нагрузку игры, переключаясь с одного задания на другое.
• Игры В. В. Воскобовича способствуют развитию мелкой моторики рук детей.
3. Экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике на основе использования развивающих игр В. В. Воскобовича.
Игра, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве, способствует превратить обучение в увлекательный процесс, а значит, позволяет осуществлять необходимое естественное развитие в самом приемлемом для дошкольников виде деятельности.
Неплохо, когда у детей, можно сказать на глазах, развивается понятливость и формируется довольно высокий уровень познавательного развития, поскольку полноценное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальным всегда.
Данные авторские игры в нашем детском саду появились сравнительно недавно и уже успели зарекомендовать себя как эффективное средство развития математических представлений у дошкольников. Данные пособия позволяют организовать образовательный процесс как индивидуально, так и в подгруппе на занятиях по математике и в свободной деятельности.
В своей педагогической деятельности, конструируя какое-то образовательное событие, я использую такие игры как этап занятия, т. е. не «погружаю» детей в сказку «Фиолетового леса». А, например, с помощью «Геоконта» дети отгадывают загадки о геометрических фигурах, конструируя ответ на игровом поле.
Используя «Математические корзины» дети знакомятся с количеством предметов, с порядковым и обратным счетом в пределах 10, учатся соотносить число и цифру, выполняют простейшие математические вычисления (больше на, меньше на).
Используя развивающие игры Воскобовича, я пришла к выводу, что познавательный интерес детей на занятиях по математике стал более глубоким, устойчивым и действенным. В процессе таких игр решаются задачи, которые способствуют формированию и развитию у дошкольников математических представлений. Дети проявляют внимание и заинтересованность к математическим занятиям и играм, наблюдается устойчивый интерес к выполнению заданий с математическим материалом, большинство детей выполняют задания самостоятельно, увеличилось количество детей, которые в самостоятельной деятельности выбирают игры математического характера.
В качестве основных показателей познавательного интереса к математике нами были выделены следующее:
1. Проявление заинтересованности.
2. Внимание к данному виду деятельности.
3. Длительность работы с математическим материалом.
4. Самостоятельное выполнение заданий.
5. Выбор игр математического содержания.
Таким образом, с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича процесс развития математических представлений у дошкольников стал более успешным, т. к. игровые задания требуют сообразительности, познавательной активности и самостоятельности детей. Эти материалы содержат элементы «неожиданности», «проблемности», позволяют организовывать различные варианты действий.
Заключение.
В итоге необходимо отметить, что более высокий уровень развития математических представлений уже в дошкольном возрасте во многом определяет возможность человека ориентироваться в стремительном потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.
На успешное развитие дошкольников влияет такое содержание познавательного материала, такая форма, которая способна вызывать интерес детей. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны, у них развивается желание развиваться, положительное отношение к познанию нового.
Считаю, что данная технология способствует этому в полном объеме, т. к. это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда получает какой-то «предметный» результат.
Кроме того, данная технология представляет собой эффективную форму развития математических представлений в процессе непосредственного общения детей и взрослых.