Ксения Городовикова
Игры с песком и их влияние на психоэмоциональное состояние детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему:
«Игры песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста»
Пояснительная записка.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье ребенка зависит от здоровья родителей, здоровья (психологического и физического) педагога и от среды проживания (дом и детский сад).
Публикация «Игры с песком и их влияние на психоэмоциональное состояние детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Песочная терапия, в настоящее время является одной из актуальных и эффективных здоровье сберегающих технологий применяемых в ДОУ. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Но только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Данная методическая разработка адресована педагогам ДОУ.
Форма: Собрание – практикум
Цель: - способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.
Задачи:
повысить знания родителей о значении игр с песком в психоэмоциональном развитии детей раннего возраста;
вовлечь родителей в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях;
обучить способами, приемами игр с песком.
Участники:- родители детей первой младшей группы, педагог- психолог.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, запись спокойной музыки (приложение №1, презентация на тему : «Игры песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста» (приложение №2, песочницы с песком(6 шт 50*70*8 см,песочница с «Кинетическим песком», пульверизатор с водой. (6шт, пластиковые формочки для игр в песочнице, наборы мелких игрушек, природный и бросовый материал (шишки, ракушки, камешки и т. д., памятки для родителей: «Игры с песком в домашних условиях»(приложение №3)
Методические рекомендации:
- Собрание организуется в конце учебного года, чтобы родители могли применить полученные знания в летний период.
- Продолжительность 45- 60 минут
- Предпочтительна расстановка столов в форме полукруга.
- Педагог должен предварительно, в течении года формировать фотоматериал для презентации.
Сценарий собрания:
1. Вступительная часть.
-Здравствуйте уважаемые родители! Начнем мы нашу сегодняшнюю встречу не совсем обычно. Закройте пожалуйста глаза и представьте на минуту морской берег…шум волн. теплый ласковый песок… Хочется полежать на песочке и не о чем не думать. (звучит спокойная музыка). Запомните эти ощущения. Откройте глаза. (просмотр презентации). Но в наших условиях, здесь и сейчас, полежать на песочке совсем не просто. Однако нет ничего невозможного! Прикоснуться к песку можно здесь и сейчас. (педагог вносит песочницы, родители делятся на подгруппы по 5 человек).
2. Основная часть.
2.1 Теоретическая.
Скажите, что делает ребенок впервые попадая на пляж? (ответы родителей) Начинают спонтанно создавать картины из песка. (Слайд №2) Я не случайно обратила ваше внимание на песок. Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка и является ведущим видом деятельности. Но в какие игры нужно играть? К. Д. Ушинский писал «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей. Игры с песком в песочнице позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются прекрасным средством для развития и самостоятельности ребенка. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок и т. д.
Песок – хорошее психопрофилактическое средство. Он способен «заземлять» негативную энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние. Песочное рисование – очень хорошо расслабляет и в какой-то степени это даже – медитация. Особенно полезно для детей с повышенной активностью, так как даёт возможность успокоиться, сосредоточиться и расслабиться. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить. Удивительным образом горсть песка превращается в сказочного героя, диковинного зверя, звездное небо, лес или море. (Слайд № 3)
В тоже время песочница – прекрасное средство для установления контакта со своим ребенком. В играх с песком, проигрывая волнующую ситуацию с помощью мелких игрушек и создавая определенные постройки из песка, мы освобождаем ребенка от напряжения и беспокойства и предоставляем ему возможность высказаться, развиваем речь. Малышам нравится играть в семейном кругу. Участие в игре взрослых помогает им лучше проникнуть в мир интересов ребенка.
Нам, взрослым, следует помнить о том, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество. (Слайд №4)
Играют ли Ваши дети с песком? Как часто? Что нужно для игры с песком? (ответы родителей)
Что нужно для игры с песком?
А нужно в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не прошла.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру … Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес
Пройдя Познания дорогу.
Т. Грабенко
Для игр с песком нужна песочница. Хорошо, если песочница окрашена в голубой или синий цвет – цвет воды и неба.
Желательно, чтобы песочница имела крышку и закрывалась на ночь если находится на улице. Так же можно использовать песочницу со стеклянной поверхностью и подсветкой. Для такой модели требуется мелкий песок (можно приобрести песок для шиншилл в зоомагазине).Песок должен быть чистым, просеянным, прокаленным без посторонних примесей и влажным, чтобы могли с ним работать. В последнее время, большой популярностью пользуется инновационная разработка
«Кинетический песок».
Его удобно использовать в домашних условиях. Он не рассыпается, не липнет к рукам, имеет приятную структуру (демонстрация материала)
Для игр с песком желательно иметь песочный набор: ведро с совочком и формочками (можно использовать формочки для печенья); набор мелких игрушек: персонажами сказок и различные человечки, животные и растения, дома и машинки, деревянные дощечки и палочки и т. д. Эта коллекция должна постоянно пополняться. (слайд №5)
2. 2 Практическая.
Очень хорошо, если в семье созданы условия для игр с песком дома. Какие игровые упражнения можно делать с детьми? Давайте сейчас не на долго превратимся в детей и попробуем поиграть (родители выполняют задание и просматривают презентацию).
• «Вот какие наши ручки» (ребенок слегка вдавливает руку в песок, проговаривая о своих ощущениях – песок сырой, сухой, теплый, холодный)
• «Вот такие наши кулачки» (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток)
• «Пальчики гуляют» («пройтись» поочередно каждым пальчиком левой и правой рукой по песку, затем двумя руками одновременно)
• «Пальчики играют» («поиграть» одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино)
• «Ползают ладошки» (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку – едет машина, ползет жук, крутится карусель). Тоже самое ребром ладошки.
• «Кто здесь пробегал»(оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумывать, кто оставил эти следы).
• «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок.
• «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
• «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой.
• «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
• «Найди отличие» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.) Игра в парах. Один из родителей играет роль ребенка. «Ребенок» рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. «Ребенок» должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
• «Разговор с руками» (Шевцова И. В.)
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
С помощью таких игр мы не только обучаем детей, но и развиваем тактильно-кинестетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируем у них такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, развиваем воображение и речь.
Играть в песочнице мы начинаем с того, что учим детей «лепить» куличики из формочек и ведерок, а затем украшаем их разными узорами. В дальнейшем можно организовать тематические игры с песком
• Устроим сад с клумбами и цветами.
• Посадим огород.
• Поможем белочке собрать желуди.
• Соберем грибочки с ежиком.
• Угостим кошечку печеньем.
• По замыслу. Закрепить навыки создания из песка разных построек.
Организуя различные игры, помните, что ребенок будет активен и получит удовольствие в том случае, если игра ему интересна и знакома.
И если летний период Вы выезжаете на дачу, то необходимо сделать так, чтобы ребенок имел возможность играть с песком и водой.
3. Заключительная часть.
- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу.
Рефлексия:
1. Впечатление от родительского собрания. («Конверт впечатлений»)
2. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).
Закончить нашу встречу я хочу словами Мариеллы Зейц - «Если бы меня попросили назвать универсальную, всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на минуту не сомневаясь, сказала : «Песок!»». Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра с песком – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!
Список литературы:
1. Аромштам М. Игры влажном песке / / Дошкольное образование - июнь № декабрь 2006
2. Андрунь С. Чудеса из песка / / Обруч № марте 2007
3. Заботливая Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / январь, февраль / 2007
4. Заботливая Н. Ф. Песочная терапия коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / июль, август / 2006
5. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / СПб. : Язык: ТЦ Сфера, 2001
6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры М. : Детство - Пресс, 2002
7. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. / М. : Центр педагогического образования, 2010
8. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/ СПб. : Детство- Пресс,2011