Папки-передвижки

Игры с песком и их влияние на психоэмоциональное состояние детей

Ксения Городовикова
Игры с песком и их влияние на психоэмоциональное состояние детей
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка на тему:

«Игры песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста»

Пояснительная записка.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье ребенка зависит от здоровья родителей, здоровья (психологического и физического) педагога и от среды проживания (дом и детский сад).

Публикация «Игры с песком и их влияние на психоэмоциональное состояние детей» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Песочная терапия, в настоящее время является одной из актуальных и эффективных здоровье сберегающих технологий применяемых в ДОУ. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Но только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Данная методическая разработка адресована педагогам ДОУ.

Форма: Собрание – практикум

Цель: - способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.

Задачи:

повысить знания родителей о значении игр с песком в психоэмоциональном развитии детей раннего возраста;

вовлечь родителей в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях;

обучить способами, приемами игр с песком.

Участники:- родители детей первой младшей группы, педагог- психолог.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, запись спокойной музыки (приложение №1, презентация на тему : «Игры песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста» (приложение №2, песочницы с песком(6 шт 50*70*8 см,песочница с «Кинетическим песком», пульверизатор с водой. (6шт, пластиковые формочки для игр в песочнице, наборы мелких игрушек, природный и бросовый материал (шишки, ракушки, камешки и т. д., памятки для родителей: «Игры с песком в домашних условиях»(приложение №3)

Методические рекомендации:

- Собрание организуется в конце учебного года, чтобы родители могли применить полученные знания в летний период.

- Продолжительность 45- 60 минут

- Предпочтительна расстановка столов в форме полукруга.

- Педагог должен предварительно, в течении года формировать фотоматериал для презентации.

Сценарий собрания:

1. Вступительная часть.

-Здравствуйте уважаемые родители! Начнем мы нашу сегодняшнюю встречу не совсем обычно. Закройте пожалуйста глаза и представьте на минуту морской берег…шум волн. теплый ласковый песок… Хочется полежать на песочке и не о чем не думать. (звучит спокойная музыка). Запомните эти ощущения. Откройте глаза. (просмотр презентации). Но в наших условиях, здесь и сейчас, полежать на песочке совсем не просто. Однако нет ничего невозможного! Прикоснуться к песку можно здесь и сейчас. (педагог вносит песочницы, родители делятся на подгруппы по 5 человек).

2. Основная часть.

2.1 Теоретическая.

Скажите, что делает ребенок впервые попадая на пляж? (ответы родителей) Начинают спонтанно создавать картины из песка. (Слайд №2) Я не случайно обратила ваше внимание на песок. Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка и является ведущим видом деятельности. Но в какие игры нужно играть? К. Д. Ушинский писал «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей. Игры с песком в песочнице позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются прекрасным средством для развития и самостоятельности ребенка. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок и т. д.

Песок – хорошее психопрофилактическое средство. Он способен «заземлять» негативную энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние. Песочное рисование – очень хорошо расслабляет и в какой-то степени это даже – медитация. Особенно полезно для детей с повышенной активностью, так как даёт возможность успокоиться, сосредоточиться и расслабиться. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить. Удивительным образом горсть песка превращается в сказочного героя, диковинного зверя, звездное небо, лес или море. (Слайд № 3)

В тоже время песочница – прекрасное средство для установления контакта со своим ребенком. В играх с песком, проигрывая волнующую ситуацию с помощью мелких игрушек и создавая определенные постройки из песка, мы освобождаем ребенка от напряжения и беспокойства и предоставляем ему возможность высказаться, развиваем речь. Малышам нравится играть в семейном кругу. Участие в игре взрослых помогает им лучше проникнуть в мир интересов ребенка.

Нам, взрослым, следует помнить о том, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество. (Слайд №4)

Играют ли Ваши дети с песком? Как часто? Что нужно для игры с песком? (ответы родителей)

Что нужно для игры с песком?

А нужно в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не прошла.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру … Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес

Пройдя Познания дорогу.

Т. Грабенко

Для игр с песком нужна песочница. Хорошо, если песочница окрашена в голубой или синий цвет – цвет воды и неба.

Желательно, чтобы песочница имела крышку и закрывалась на ночь если находится на улице. Так же можно использовать песочницу со стеклянной поверхностью и подсветкой. Для такой модели требуется мелкий песок (можно приобрести песок для шиншилл в зоомагазине).Песок должен быть чистым, просеянным, прокаленным без посторонних примесей и влажным, чтобы могли с ним работать. В последнее время, большой популярностью пользуется инновационная разработка

«Кинетический песок».

Его удобно использовать в домашних условиях. Он не рассыпается, не липнет к рукам, имеет приятную структуру (демонстрация материала)

Для игр с песком желательно иметь песочный набор: ведро с совочком и формочками (можно использовать формочки для печенья); набор мелких игрушек: персонажами сказок и различные человечки, животные и растения, дома и машинки, деревянные дощечки и палочки и т. д. Эта коллекция должна постоянно пополняться. (слайд №5)

2. 2 Практическая.

Очень хорошо, если в семье созданы условия для игр с песком дома. Какие игровые упражнения можно делать с детьми? Давайте сейчас не на долго превратимся в детей и попробуем поиграть (родители выполняют задание и просматривают презентацию).

«Вот какие наши ручки» (ребенок слегка вдавливает руку в песок, проговаривая о своих ощущениях – песок сырой, сухой, теплый, холодный)

«Вот такие наши кулачки» (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток)

«Пальчики гуляют» («пройтись» поочередно каждым пальчиком левой и правой рукой по песку, затем двумя руками одновременно)

«Пальчики играют» («поиграть» одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино)

«Ползают ладошки» (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку – едет машина, ползет жук, крутится карусель). Тоже самое ребром ладошки.

«Кто здесь пробегал»(оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумывать, кто оставил эти следы).

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок.

«Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой.

«Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

«Найди отличие» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.) Игра в парах. Один из родителей играет роль ребенка. «Ребенок» рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. «Ребенок» должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

«Разговор с руками» (Шевцова И. В.)

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

С помощью таких игр мы не только обучаем детей, но и развиваем тактильно-кинестетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируем у них такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, развиваем воображение и речь.

Играть в песочнице мы начинаем с того, что учим детей «лепить» куличики из формочек и ведерок, а затем украшаем их разными узорами. В дальнейшем можно организовать тематические игры с песком

• Устроим сад с клумбами и цветами.

• Посадим огород.

• Поможем белочке собрать желуди.

• Соберем грибочки с ежиком.

• Угостим кошечку печеньем.

• По замыслу. Закрепить навыки создания из песка разных построек.

Организуя различные игры, помните, что ребенок будет активен и получит удовольствие в том случае, если игра ему интересна и знакома.

И если летний период Вы выезжаете на дачу, то необходимо сделать так, чтобы ребенок имел возможность играть с песком и водой.

3. Заключительная часть.

- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу.

Рефлексия:

1. Впечатление от родительского собрания. («Конверт впечатлений»)

2. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).

Закончить нашу встречу я хочу словами Мариеллы Зейц - «Если бы меня попросили назвать универсальную, всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на минуту не сомневаясь, сказала : «Песок!»». Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра с песком – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!

Список литературы:

1. Аромштам М. Игры влажном песке / / Дошкольное образование - июнь № декабрь 2006

2. Андрунь С. Чудеса из песка / / Обруч № марте 2007

3. Заботливая Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / январь, февраль / 2007

4. Заботливая Н. Ф. Песочная терапия коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / июль, август / 2006

5. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / СПб. : Язык: ТЦ Сфера, 2001

6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры М. : Детство - Пресс, 2002

7. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. / М. : Центр педагогического образования, 2010

8. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/ СПб. : Детство- Пресс,2011

Публикации по теме:

Психологический климат в семье и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка Семейные отношения - это: - характер взаимоотношений взрослых и детей в семье - эмоциональные проявления членов семьи -принятые в семье.

Методическая разработка деловой игры для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей» Пояснительная записка Номинация - «Речевое развитие». Цель игры: повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о развитии речи.

Методическая разработка «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей 4–5 лет» Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество.

Методическая разработка дидактической игры «Звуковой аквариум» «Звуковой аквариум» Направленность: познание окружающего мира, развитие игровой деятельности, развитие всех компонентов устной речи, развитие.

Методическая разработка «Краеведческие игры для дошкольников» «Краеведческие игры для дошкольников» “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. К. Паустовский Краеведение.

Методическая разработка по ПДД для детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ПДД ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнила старший воспитатель МБДОУ № 25 «Светлячок» станицы Отрадной Дидактические.

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Ферма» "Ферма" Возраст воспитанников: 4-6 лет. Цель: формирование умений переносить свой жизненный опыт в условный план игры, ставить разные игровые.

Световой короб для рисования песком на стекле. Методическая разработка направленная на развитие мелкой моторики рук у детейСветовой короб для рисования песком на стекле. Методическая разработка направленная на развитие мелкой моторики рук у детей дравствуйте,уважаемые коллеги!хочу с вами поделиться собственной методической разработкой-это световой короб для рисования песком на стекле. Для.

Методическая разработка «Народные подвижные игры» Народные игры действительно забыты народом, и наши дети к сожалению не знают, быт наших предков, очень хотелось чтобы родители взяли себе.

Влияние взрослого на эмоциональное состояние ребенка Эмоциональное состояние — психическое состояние, которое возникает в процессе жизнедеятельности субъекта и определяет не только уровень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с песком и их влияние на психоэмоциональное состояние детей
Опубликовано: 18 октября 2016 в 15:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с песком и их влияние на психоэмоциональное состояние детей» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Городовикова (УИ 243223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД