Олеся Ивашута
Методическая разработка «Народные подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры действительно забыты народом, и наши дети к сожалению не знают, быт наших предков, очень хотелось чтобы родители взяли себе на заметку, какое важное значение имеет игра в жизни ребенка.
Сегодня мы чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдаётся тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации. Самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Публикация «Методическая разработка „Народные подвижные игры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточено веками формировавшаяся народная мудрость. Вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
Одним из таких средств воспитания является игра. Она уникальный
феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века,
у каждой эпохи, у любого поколения есть свои любимые игры.
В практике широко используется игры ролевые, дидактические, строительные подвижные, игры с пением и другие. Но среди всего
многообразие игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижения определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.
Русские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогике. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужества, желание обладать силой, ловкостью,
выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку. Творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Русская народная подвижная игра, выполняет различные функции,
(развивающую, познавательную, развлекательную) служит средством приобщения детей к народной культуре.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Виды русских народных подвижных игр
Русские народные игры очень многообразны : детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Народные игры разнообразны по своему содержанию, хоровому, и хореографическому оформлению. Г. М. Науменко условно делит игры на три группы : драматические, спортивные, хороводные.
Драматические игры, в основе которых лежит театрализованное действие в синтезе диалога. Игрового припева, движения, Часто эти игры воспроизводят какие – либо бытовые сценки.
Спортивные игры. В их основе лежит соревнования. и их цель – усовершенствовать какие – либо спортивные навыки и победить в соревновании.
Хороводные игры. По характеру их делят на три группы.
а) Круговые, сопровождающие разыгрывание сюжета в центре круга одним или несколькими детьми, возможно сочетание речевого диалога с игровым припевом или только песенный диалог.
б) некруговые хороводы. В которых происходит деление детей на две группы, обычно движущейся «стенка на стенку».
в) Хороводные – шествие – разнообразные движения типа: «гуськом», «цепью», «рядами».
Кроме того он группирует игры по количественному составу:
одиночные (игры с игрушками, групповые (где объектами игры являются сами участники).
Классификация игр по А. И. Лазареву.
1. Обрядовые игры – они образуют костяк народного игрового календаря по происхождению – первые, к их числу относятся:
Календарные игры. (коледования, масленичные)
Семейно бытовые. (именинные, свадебные)
2. Ритуальные игры. Исполняются на сюжеты, связанные со всякого рода церемониями («ритуал торга», «ярмарка», «судопроизводство», «жеребьевка», «судья и разбойник»).
Такие игры преследуют цели :
А) Познакомить с ходом ритуала;
Б) Оценить правила человеческого поведения, общения:
3. Гадальные игры. По существу, тоже являются ритуальными, но с собственной спецификой: испытание судьбы участников игры (подблюдные)
4. Развлекательные игры. Это наибольшая группа народных игр.
По месту проведения они делятся на уличные и домашние (посиделочные) по характеру исполнения их делят на:
а) драматические (т. е. театрализацией, с участием действующих лиц, с диалогами между ним) например: «Коршун», «Гуси – лебеди».
б) Орнаментальные (когда в игре большое место занимают песни и танец) например: «Заплети плетень», «В воротца»
«Метелица». Хороводные «лён»- имитация производственных процессов, обучение.
5. Спортивные (состязательные) игры. («Чехарда», «Коза»- догонялки, «Горелки» - Третий лишний, «Городки», «Лапта»
«Перетягивание каната», «Вышибалы»)
6. Интеллектуальные игры. («Шашки», «Кости», «Шахматы»)
7. Азартные игры, они отражают стремление человека к самоутверждению. Главная цель – удача, выигрыш, но народная этика допускала эти стремления в строгих пределах: («Чика» в игре участвуют родственники или близкие люди. За пределами семьи не разрешалось играть.
8. Пальчиковые игры для малышей – развивают моторику, учат овладевать телом. В научной литературе существует немало, основных на различных принципах, классификаций народных игр, но ни одна из них не является исчерпывающей. Как правило все классификационные системы дополняют друг друга, а выделенные типы игр по многим направлениям пересекаются и наслаиваются друг на друга.
Народная игра как воспитательное средство заключается в том что оно позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.
Народные игры помогают дошкольникам сделать первые шаги в овладении грамотно развивать математические способности, художественное дарование в разных направлениях.
Единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры.
Игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Начинается с определения водящего или разделения играющих на две группы.
Пальчиковые - движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. К ним относятся русские народные игры :
«Замок», «Бабушкины пирожки», «Это пальчик хочет спать», «Птички невелички», «Братья лежебоки», «Пастушок», «Едут – едут бабка с дедом».
Игры-забавы - в этих играх необходимо проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этим играм относятся: «Земля- вода- небо», «Бабки», «Городки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Кто дальше», «Ловишки», «Чехарда», «Отгадай чей голос».
Игры ловишки - игры в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. К таким играм относятся: «Колдун», «Хвост и голова», «Горячее место», «Капканы».
Хороводные игры - это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движение. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чём поётся в песне. Песня тесно связана с народной игрой. К таким играм относятся: «Где, был Иванушка», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок».
Игры, отражающие отношение человека к природе, русский народ всегда трепетно относился к природе берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры : «Гуси – лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробей», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки».
Драматические игры - в основе этих игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьесы, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причем все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождалась пением песенок, пантомимикой.
Бытовые игры - игры отражающие повседневные занятия наших предков - «Быт русского народа». Это такие игры : «Дедушка- рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Охотники и утки».
Состязательные игры - игры отражающие стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости и усложненным, то есть с применением какого- либо инвентаря; веревок, мячей, шаров, палок, камешков.
В этом разделе применяются игры : «Единоборства» (в различных положениях. С различным инвентарем, «Тяни в кругу», «Бой петухов», «Достань камешек», «Цепи кованы», «Бой на бревне».
Сезонно – обрядовые - игры проводятся в определённое время года, соответствуют русским народным праздникам. К таким играм относятся: «Катание яиц», «Заря», «Петушки», «Богатырское двоеборье».
Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка расширению его исторически – культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания.
Народными мы называем игры фольклорного происхождения. Их никто специально не придумывал. Не разрабатывал, не внедрял, они родились в глубинках народной жизни, выросли на почве сельского и городского быта, выкристаллизовались из народного поэтического творчества. Игра игровая деятельность вообще присущи фольклору, составляют, чуть ли не главный родовой признак его эстетики. Самые ранние формы художественного творчества в истории человечества – обрядовая поэзия и заговоры – основаны на игре. Принадлежа к фольклору, эти игры полностью выбрали в себя перипетии исторической жизни народа. Они знакомят нас с бытом наших далёких и близких предков, воспроизводят картины праздников и будней, сельских торгов и ярмарок, судов и казней, скромных утёх и ярких соревнований.
Игра имитирует труд земледельца, пахаря, пастуха, охотника, рыбака: по ним мы узнаем о повадках барина, попа, чиновника. В народных играх четко прослеживается деление мира на добро и зло. На этом противостоянии строиться сюжетные игры, и конфликт разрешается всегда в пользу добра. Нравственное содержание игры всегда и благородно, поэтому она обладает огромной воспитательной ценностью, её педагогический потенциал безграничен.
Методика проведения русских народных подвижных игр
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы. Усвоив общие задачи воспитание, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо, прежде всего, иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития. Необходимо проанализировать состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития.
Воспитатель должен намечать конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, не уверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить по ниже веревочку во время прыжков, поставить по ближе корзину. При забрасывании мяча, но делать это надо на заметно чтобы не страдало самолюбие ребенка.
Дети легко возбудимые, излишне подвижны также требуют к себе внимания воспитателя: их надо чаще привлекать к играм, способствующим развитию тормозных процессов.
Не знакомую игру надо внимательно разобрать мысленно проиграть и только после этого предлагать детям. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразнее провести ту или иную игру; в помещении или на участке.
В методической литературе обычно рекомендуется разучивать новые игры на занятиях. Но это можно делать и в часы игр, например во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей воспитателя имеется достаточно времени.
Воздействие подвижных игр в большей мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Не смотря на то что игры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребенка к успешной работе, они обычно сопровождаются радостным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребенка только в том случае, когда перед ним поставлена задача, требующая известного напряжения, но в полнее для него доступная. Перевозбуждение является признаком перегрузки как физической, так и психической.
Следует помнить, что не удачи порождают чувство неуверенности. «Постройте вашу воспитательную работу так, - говорил Е. А. Аркин, - чтобы ребенок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил, чем в своём бессилии. Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условиями здоровья.
Всякая деятельность детей должна доставлять им радость,
от совместных действий и переживаний. Особенно это относится к подвижным играм, так как само движение доставляет детям удовольствие. Эмоциональная же насыщенность игры повышает и двигательную активность поэтому необходимо, чтобы игра вызывала у детей интерес. Равнодушие воспитателя, вялый, безразличный тон, формальное отношение к игре являются одной из причин спада интереса детей к подвижным играм. Там, где воспитатели организуют игры живо, весело, так чтобы дети не чувствовали, что взрослый проводит игру, где он по настоящему играет с ним, радуется их успехами, огорчается в месте с ним в случае не удачи, у детей уже с младшей группы появляются любимые игры, в которые они просят воспитателя играть ещё, а в более старших – играют и самостоятельно. Чтобы игры жили в каждой группе, возникали и проводились, по инициативе самих детей, необходимо хорошо продумать их организацию, использовать разнообразные средства, вызывающие у детей желание играть.
Уже в средней группе следует учить детей выбирать водящего с помощью считалок, предварительно разучив их, иначе дети могут использовать случайно не успешные считалки с отрицательным содержанием.
Регулируя взаимоотношения детей, руководитель должен уметь предотвращать возможные конфликты, нежелательные поступки и всегда быть справедливым!
Следует самого первого проведения игры брать нужный темп и не читать текст замедленно: для детей это не легче, наоборот, поскоки, галоп, прыжки на двух ногах у детей в медленном темпе не получается. Руководителю физического воспитания следует также помнить, что детям свойственны более частые движения, чем взрослые, так как у них короткие ноги и короткая амплитуда движения. Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако не следует допускать, чтобы дети говорили утрированно высоким, писклявым голосом или крикливо.
При проведении игр как в помещении, так на воздухе необходимо чередовать игры требующие интенсивных движений, с более спокойным. Летом, в жаркие дни подвижные игры проводятся в прохладной затенённом месте участка. Зимой во время прогулки нужно всячески стимулировать движения, организуя игры с бегом, прыжками: «Поезд», «пятнашки», «Снежные круги», «Загони льдинку». Но зимой надо чередовать движения с отдыхом, не допускать, чтобы дети не перегревались.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, Народная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.
Ни часто считалками, жеребьёвками, потешками, в любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. Начало игры : игроки выбирают путём считалки с начало двух детей; а они договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Конь вороной остался под горой, выбираешь какого коня сивого или златогривого? Играющий встаёт позади того кого выбрали. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра.
Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное обширным игровым репертуаром, А также методикой педагогического руководства.
В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает или регулирует эмоционально положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшийся игровой ситуации.
Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так не сюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку.
Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному например: воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению
ролей.
Педагогу следует помнить, что главная задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Таким образом, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Список используемой литературы
1. Багуславская, З. М. Смирнов В. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст]. - М. : Просвещение 2012. - 140 с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]. - М. : Просвещение, 1988.–98с.
3. История дошкольной педагогике в России // Хрестоматия для пед. Институтов. – М. :Просвещение,2000.–С. 122
4. Кручинский, В. В. Лето в разгаре // Дошкольное воспитание. - 2009.- №1. – С. 45-48.
5. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию [Текст]. – М., 2000. -67с.
6. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры [Текст]. - М. : Просвещение, 2010.-52с.
7. Литвинова, И. Н. Детские народные подвижные игры [Текст]. - М. : 2010. - 34с.
8. Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном [Текст]. – М. : Детская литература,1999.–111с.
9. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст]. – М. : Просвещение, 2009. –170с.
10. Покровский, Е. А. Детские игры преимущественно русские [Текст]. – М., 1887. – 64 с.
11. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения [Текст]. – М. : Просвещение,2005.–119с.
12. Ряховская, К. Н. Народные подвижные игры // Дошкольное воспитание. – 1990.-№6.–С. 43-50.