Валентина Глушко
Методическая разработка игры-путешествия для детей 5–7 лет «В детский сад по улице ребята идут»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка игры-путешествия для детей 5-7 лет «В детский сад по улице ребята идут - дорожные знаки их путь берегут!»
Пояснительная записка.
Создание безопасного пространства является одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, одним из направлений которого является обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Публикация «Методическая разработка игры-путешествия для детей 5–7 лет „В детский сад по улице ребята идут“» размещена в разделах
Предоставленные самим себе, дети дошкольного возраста мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей азбуке дорожного движения, правилам поведения на дорогах улиц.
Эти знания и умения приобретаются в процессе анализа и усвоения информации, выполнения упражнений, которые отражают реальные жизненные ситуации. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»).
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром улиц и дорог.
Очень эффективным методом обучения детей правилам дорожного движения является чтение художественной литературы, посвященной безопасности движения, проведение бесед, целевых экскурсий, дидактических и подвижных игр, тематических развлечений и праздников направленных на изучение и закрепление правил дорожного движения.
Новизна данной методической разработки состоит в ее вариативном использовании: как самостоятельного мероприятия «игра-путешествие», так и отдельных игр и игровых ситуаций для изучения и закрепления правил дорожного движения (далее ПДД).
Методическая разработка представляет спортивно-развлекательное мероприятие по закреплению новых умений и знаний, и выявления качества обучения дошкольников правилам дорожной безопасности.
Цель.
В игровой форме закрепить основные представления детей об улице, знания о дорожных знаках, светофоре и проезжей части.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления о назначении светофора и его сигналах посредством подвижной игры;
- формировать умение ориентироваться в дорожных знаках: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «автобусная остановка», «дети» с помощью загадок и наглядного изображения знаков;
- довести до сознания детей важность соблюдения правил дорожного движения;
- в процессе выполнения заданий, преодоления препятствий выявить знания детей о ПДД.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, связную диалогическую и монологическую речь;
- обогащать активный словарь (правила дорожного движения, дорожные знаки, пешеходный переход, тротуар, проезжая часть, перекресток, проспект, сигналы светофора, пешеход, пассажир);
- развивать умение ориентироваться в пространстве (влево-вправо, вверх-вниз, около) в процессе работы с макетом;
- развивать визуально - пространственное мышление, скорость реакций, ловкость, выносливость.
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения на улице;
- дружеские отношения, взаимопомощь;
- отрицательное отношение к нарушению ПДД.
Предварительная работа необходимая для реализации данного мероприятия с детьми по изучению ПДД:
- беседы по правилам дорожного движения;
- чтение художественной литературы по теме;
- наблюдение за движением машин и пешеходов в процессе целевых прогулок к светофору, перекрестку, остановке;
- дидактические игры по ПДД;
- изготовление атрибутов к подвижным играм;
- рассматривание плакатов и иллюстраций по ПДД;
- просмотр обучающих мультфильмов;
- консультации для родителей;
- изготовление, совместно с родителями, макета микрорайона «Сосновая поляна»;
- оформление музыкального зала для проведения данного мероприятия.
Образовательные технологии, методы и приемы, используемые в данном мероприятии:
- Информационно-коммуникативные технологии: ребенок овладевает информацией, учиться её использовать, выбирать из нее необходимое для принятия решения, что приводит к пониманию причинно-следственных связей и зависимостей на примере наглядно-образной формы;
- Метод проблемного изложения, игрового обучения (моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций).
- Приемы использования сюрпризного момента, художественного слова, показа, одобрение.
Планируемые результаты:
Образовательный:
- овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- развитие творческих способностей;
- формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- формирование культуры поведения в процессе «общения» с улицей и в транспорте;
- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Данное мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 5-7
лет и может быть промежуточным или итоговым мероприятием в программе обучения детей ПДД.
Предлагаемый материал доступен и вариативен, можно заменять игры и эстафеты, на более легкие или усложнять, в соответствии уровня знаний детей поставленным целям и задачам. Игровая форма проведения позволяет не только увлекательно и занимательно обучать, но и выявлять знания, умения, навыки детей по ПДД.
Оборудование
Материал:
- макет микрорайона «Сосновая поляна», изображения дорожных знаков (пешеходный переход, надземный переход, подземный переход, место остановки автобуса или троллейбуса) и светофора;
- карточки с загадками.
Оборудование:
- музыкальный центр;
- магнитная доска, магниты;
- музыкальные заставки В. Я. Шаинского, А. Усачева и А. Пинегина для эстафет и конкурсов;
- обручи, 2 шнура, 2 веревки, 2 полоски (10 см шириной);
- 2 «тоннеля» из мягкого материала.
Основная часть
Сценарий игры -путешествия
«В детский сад по улице ребята идут, дорожные знаки их путь берегут!»
Ход мероприятия
Звучит композиция А. Усачева и А. Пинегина «Дорога – не тропинка». Дети входят в музыкальный зал, садятся вдоль стены на стульчики. Центральная стена оформлена в виде перекрестка с основными дорожными знаками - пешеходный переход, главная дорога, автобусная остановка, светофор. Перед центральной стеной – макет микрорайона «Сосновая поляна».
Ведущий1: Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки! Мы рады приветствовать вас в нашем зале и предлагаем принять активное участие в игре –путешествии «В детский сад по улице ребята идут, дорожные знаки их путь берегут!».
Наш детский сад и дома, где вы живёте находятся рядом с оживлённой проезжей частью. Если мы прислушаемся, то услышим гул от движения множества автомобилей, они мчатся на большой скорости.
Ведущий 2: Слышите? Дорога полна неожиданностей! Сегодня мы с вами вспомним и повторим правила дорожного движения.
Ведущий 1: Скажите, где находится наш детский сад? (обращает внимание детей на макет «Сосновая поляна»).
Дети: У поворота с проспекта Ветеранов на улицу Пионерстроя.
Ведущий 1: Чем отличаются проспект и улица?
Дети: Проспект широкий и длинный. А улица узкая и короткая.
Ведущий 1: Верно! Из каких частей состоят проспекты и улицы?
Дети: Из проезжей части для транспортных средств, тротуаров для пешеходов,
жилых зданий и магазинов, детских площадок.
Ведущий 1: Правильно, молодцы! Теперь, посмотрите, пожалуйста, на макет
(воспитатель показывает на макет) вот наш детский сад. Найдите на
макете дом с номером, который соответствует номеру дома, в котором
вы проживаете, а затем покажите путь вашего следования из дома к
детскому саду. (несколько детей показывают путь следования от дома к
детскому саду и рассказывают о нем).
Ведущий 1: Ребята, наш детский сад находится у поворота проспекта Ветеранов
на улицу Пионерстроя, а как нам перейти через проспект Ветеранов? (Показывает на макете).
Дети: Здесь нет светофора, поэтому это нерегулируемый пешеходный переход.
В первой половине пути надо посмотреть налево, убедится, что слева нет
транспорта дойти до середины, а во второй половине пути надо посмотреть
направо и если нет транспорта, закончить путь.
Ведущий 2: Ребята, мы с вами пересекли проспект Ветеранов, и оказались рядом с
дорожным знаком, что это за знак?
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Дети: Автобусная остановка. Троллейбусная остановка.
Ведущий 2: Я предлагаю вам прокатится на троллейбусе две остановки?
Проводится игра –эстафета.
(Один из детей становится водителем, остальные-
пассажиры. Водитель троллейбуса держит в руках обруч, пассажиры
стоят на остановке. Каждый водитель может перевести только
одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная
остановка там, где установлен знак. Затем пассажир становится
водителем и бежит за другим пассажиром и т. д.)
Ведущий 2: На какой остановке мы оказались? (обращает внимание детей на макет).
Дети: На остановке улица Пилютова?
Ведущий 2: Верно, мы оказались на остановке улица Пилютова, на перекрестке двух
дорог, проспекта Ветеранов и улицы Пилютова. А что такое
перекресток?
Дети: Перекресток-это пересечение дорог на одном уровне.
Ведущий1: Какие бывают перекрестки?
Дети: У-образный, Т-образный, перекресток с четырехсторонним движением, круговой. Наш перекресток Т-образный.
Ведущий 1: А он регулируемый или нерегулируемый?
Дети: Регулируемый перекресток!
Ведущий 1: А как вы это определили?
Дети: На перекрестке установлен светофор!
Ведущий 1: А какие светофоры вы знаете?
Дети: Транспортные светофоры – три сигнала, пешеходные светофоры- два!
Ведущий 1: А какой перед нами светофор?
Дети: Транспортный светофор!
Ведущий 1: Верно ребята!
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
У меня окошка три,
При переходе на них посмотри!
А вы знаете, как выполнять команды светофора?
Дети: Знаем.
Ведущий 1: Сейчас я проверю, как вы знаете. Я буду читать вам стихи из «Азбуки
Безопасности» Олега Бедарева, а вы все вместе дружно называете
цвет светофора, который нужно зажечь.
Внимание! Я начинаю:
Есть сигналы светофора,
Подчиняйтесь им без спора.
Бурлит в движении мостовая -
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?
(Участники отвечают - КРАСНЫЙ).
Правильно! Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Особый свет - предупрежденье!
Сигнала ждите для движенья.
Скажите правильный ответ:
Какой горит при этом свет?
(Участники отвечают - ЖЕЛТЫЙ).
Правильно! Желтый свет - предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?
(Участники отвечают - ЗЕЛЕНЫЙ).
Правильно! Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Ведущий: Давайте повторим еще раз.
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Желтый свет - предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут. (Дети повторяют хором).
Ведущий 2: А теперь я предлагаю вам прокатится в обратную сторону на двух
автобусах три остановки. На какой остановке мы окажемся?
(обращает внимание детей на макет).
Дети: Улица Пионерстроя 14.
Проводится игра –эстафета.
Ведущий 2: Делимся также на две команды. По команде «Марш!» первые игроки
быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам,
огибают их, возвращаются в колоны, где к ним присоединяются вторые
по счету игроки и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д.
Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний
игрок-«водитель») возвратится на место с полным составом
пассажиров, он должен подать сигнал. Выигрывает команда, первая
прибывшая на остановку.
Ведущий 2: Ну вот мы и приехали на остановку улица Пионерстроя 14.
Прежде чем мы вернемся в детский сад, я предлагаю вам поиграть еще
в одну игру, но сначала назовите, какие пешеходные переходы есть
рядом с нашим детским садом.
Дети: Наземные регулируемые и нерегулируемые.
Ведущий 2: А какие еще пешеходные переходы вы знаете?
Дети: Надземные, подземные.
Проводится игра -эстафета «Переход»
Дети делятся на две команды, каждая команда должна пройти полосу
препятствий: скамейка –надземный переход, модуль-тоннель –
подземный переход, скакалка –наземный пешеходный переход
(расставлены дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный
переход», «Надземный переход).
Ведущий 1: О переходах вспомнили, возвращаемся в детский сад.
Дети показывают на макете и рассказывают путь следования от остановки к
детскому саду.
Ведущий 1: Вот мы и вернулись в детский сад. В заключении нашего путешествия я вам
предлагаю поиграть еще в одну игру «Продолжи предложение».
Игра "Продолжи предложение"
Ведущий читает предложения детям каждой команды поочередно, если дети одной команды дали неверный ответ, то задание адресуется другой команде и т. д.
Ведущий 1: Правила дорожного движения надо знать и соблюдать для того,
чтобы…
Дети: Чтобы не попасть в аварию;
Чтобы правильно переходить проезжую часть;
Чтобы уметь читать знаки дорожного движения;
Ведущий 1: Пешеходы должны двигаться….
Дети: Пешеходы должны двигаться по тротуару;
Пешеходы должны двигаться по тротуару справой стороны;
Пешеходы должны двигаться по пешеходному переходу;
По пешеходной дорожке.
Ведущий 1: Мы никогда не нарушаем…
Дети: Правила дорожного движения;
Ведущий 1: Проезжую часть можно переходить только…
Дети: По пешеходному переходу;
По подземному пешеходному переходу;
По надземному пешеходному переходу;
Ведущий 1: Кататься на велосипеде можно….
Дети: По специальной велосипедной дорожке;
На стадионе;
Ведущий 1: Можно переходить проезжую часть (цвет сигнала светофора…
Дети: Только на зеленый сигнал светофора.
Ведущий 1: На мигающий зеленый сигнала светофора…
Дети: Нельзя идти.
Потому, что он скоро погаснет и можно не успеть перейти
проезжую часть.
Ведущий 1: Молодцы, ребята! Сегодня вы показали не только знания, но
ловкость и смекалку. А чтобы вас было видно на улицах и
дорогах нашего города мы вам подарим светоотражатели.
Заключение
В этой работе показано, как с помощью игр можно интересно, занимательно и увлекательно не только обучать дошкольников Правилам дорожного движения, но и проводить педагогическую диагностику по выявлению знаний, умений и навыков детей.
Возможно предупредить ряд дорожно-транспортных происшествий, своевременно оценивая уровень развития психофизических способностей восприятия детьми дорожной обстановки, и проводя его коррекцию.
Обучая детей Правилам дорожного движения, мы обеспечиваем безопасность их жизни и сохраняем ее.
Литература
1. Бордачева И. Ю. Наглядно –дидактическое пособие Дорожные знаки : Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
2. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
3. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 1979.
4. Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге и правилам дорожного движения. / Автор-составитель Н. Н. Зверева/ под ред. Д. А. Рытова. – СПб., 2013
5. Правила дорожного движения РФ. - М. : АСТ, 2014
Литература в электронном виде:
6. А. Б. Вайнер Стихи и песня по ПДД для начальной школы
Социальная сеть работников образования
http://nsportal.ru/forum/nachalnaya-shkola/2013/09/19/stikhi-i-pesnya-po-pdd-dlya-nachalnoy-shkoly( дата обращения 19.11.17)
7. Азбука безопасности. Стихи о правилах дорожного движения для детей
http://azbez.com/node/1702 (дата обращения 21.11.17)
Музыкальное сопровождение:
8. Музыка минус. Владимир Шаинский
http://x-minus.org/artist/15496/ (дата обращения 21.11.17)
Приложение 1
При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
• с элементами физических упражнений и спорта;
• ролевые и ситуативные игры;
• театрализованные и игры-драматизации;
• дидактические;
• с использованием макетов;
• компьютерные;
• интеллектуально-познавательные.
Представляю некоторые, на мой взгляд, эффективные игры и беседы по изучению и закреплению знаний по ПДД.
Игра на макете «Водители и пешеходы»
Цель: выявить знания и практические умения детей по ПДД
Материал: макет с изображением дороги, перекрёстков, дорожные знаки, светофоры, транспортные игрушки, фигурки пешеходов.
Воспитатель предлагает одним ребятам быть водителями, а другим пешеходами. Ход игры: Водителю и пешеходу предлагается пройти определённый маршрут на макете с соблюдением Правил дорожного движения и объяснением своих действий при движении.
Задания:
- расставь дорожные знаки на перекрёстке;
- расставь светофоры для пешеходов и для транспорта;
- кому из пешеходов разрешено движение?;
- какой транспорт может сейчас начинать движение?
- покажи, как пешеход должен переходить проезжую часть?
- покажи «стоп линию», у которой водитель должен остановиться»;
- покажи дорожную разметку, какую ты знаешь,
- какое назначение сплошной линии?
Игра на макете «Помоги пешеходу пройти безопасный путь»
Цель: выявить знания и практические умения детей по ПДД
Материал: макет с изображением дороги, перекрёстков, дорожные знаки, светофоры, фигурки пешеходов
Ход игры: Ребёнку предлагается провести пешехода по определённому маршруту на макете с соблюдением Правил дорожного движения и объяснением своих действий при движении. (Перейди проезжую часть - объясни свои действия и т. п.)
Игра – задание «Собери светофор»
Цель: выявить знания детей о сигналах пешеходного и транспортного светофоров их сходства и различия.
Материал: Изображение транспортного и пешеходного светофора, схематичные элементы светофоров (два прямоугольника серого цвета и вставляющиеся в них кружки красного, зеленого и желтого цветов)
Ход игры: Воспитатель предлагает детям задания и просит объяснить их свои действия.
Задания:
- собери пешеходный светофор;
- собери транспортный светофор;
- посмотри, чем они похожи и чем отличаются?;
- для чего нужен жёлтый сигнал на транспортном светофоре?
- на какой сигнал светофора ты будешь переходить проезжую часть?
Игра «Давайте познакомимся!»
Цель: выявить знания детей об определённых знаках, умении рассказать о дорожном знаке в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать, назначение (геометрическая форма, цвет, символ)
Материал: Колпачки из ткани на пальчики с наклеенными на них дорожными знаками.
Ход игры: Воспитатель одевает ребенку на указательный палец колпачок на пример: «Пешеходный переход», и говорит:
- Я знак «Пешеходный пешеход», синий квадрат, внутри белый треугольник, с шагающим человечком, я помогаю пешеходам переходить проезжую часть и т. д.
Приложение 2
Дорожные знаки
«Опасный поворот»
«Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»
«Место остановки трамвая»
«Пешеходный переход»
«Подземный пешеходный переход»
«Надземный пешеходный переход»
Приложение 3
Просмотр обучающих мультфильмов.
Знакомимся с макетом «Сосновая поляна»
Беседы по правилам дорожного движения.
Светоотражатели своими руками.