Брекотнина Светлана Ивановна
Памятка для родителей «Игры для развития речи дошкольников 4–5 лет по дороге в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД
Что из чего состоит? Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.
Кто кем был раньше? Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком.
Что общего? Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.
Публикация «Памятка для родителей „Игры для развития речи дошкольников 4–5 лет по дороге в детский сад“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры по дороге в детский сад
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Что произойдет, если… Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить.
Один – много. Стул – стулья, врач – врачи, человек – люди.
Назови ласково. Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка.
Я знаю пять имен. Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т. д.
Обобщаем. Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт ( уточняем: воздушный).
Антонимы. Высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый.
Аналогии. Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки.
Консервируем. Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова на букву М, например: мишка, машина, моль, морковь, магазин, мороженое.
Что лишнее? Мама говорит: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.
Я вижу что-то… Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.
Загадываем слово. Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняемся местами.
Примерные комплексы профилактических артикуляционных
игр-упражнений для детей с 4-х лет:
1.«Улыбочка» – «Трубочка» - чередуем.
«Улыбочка» - улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы.
«Трубочка» - зубы сомкнуты, губы округлены и слегка выдвинуты вперед, как при произнесении звука [О]. Следить, чтобы при этом были видны верхние и нижние зубы. Повтор чередования 5 - 7 раз.
2.«Блинчик (Лопатка)» - «Иголочка» - «Чашечка» (описание см. выше).
«Лопатка» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать
«Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед.
«Чашечка» - улыбнуться, высунуть широкий язык и захватить верхнюю губу, придать ему форму чашечки.
Каждую позу удерживать на счет от 1 до 7-10. Повторять это чередование 5-7 раз.
3.«Качели» - улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поместить за верхние зубы. Удерживать эту позу на счет от 1 до 5-10. Затем широкий кончик языка поместить за нижние зубы и тоже удерживать в этой позе на счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, и все время были видны и верхние и нижние зубы. Повторять 5-10 раз.
4.«Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка постучать за верхними зубами: «Д-Д-Д». Сначала медленно, чтобы отработать правильность позы и движения, затем темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, чтобы звук [Д] был четким, а не «хлюпающим».
5. «Лопата» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-7. Или «Месим тесто» если «Лопата» еще не получается.
«Часики» (см. выше). «Лопату» и «Часики» чередовать. Повторять это чередование 5–7 раз.
6.«Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу движением сверху вниз и спрятать язык вглубь рта. Повторять 5 – 7 раз. Постепенно пробовать заменить его «Чашечкой» - улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.
7.«Кто дальше загонит мяч?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы щеки не надувались, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы ребенок при этом произносил звук [Ф], а не [Х], то есть воздушная струя была узкая и сильная (как на звук [Ф], а не рассеянная (как при произношении [Х]).