Папки-передвижки

Методическая разработка. Хранители традиций

Лаптева Светлана
Методическая разработка. Хранители традиций
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка. Хранители традиций

Лаптева Светлана Ивановна,

Воспитатель,

МБДОУ д/с «Ладушки», г. Анадырь

Методическая разработка.

Хранители традиций.

Если мы хотим сохранить национальную культуру и традиции родного края, научить детей любить свой народ, родной язык, начинать нужно с раннего детства. Детскому саду, не должна отводится роль только «хранителя традиций». Назначение дошкольной организации состоит в том, чтобы дать детям начальные знания истории, самобытной культуры, традиций и обычаев своего народа, приобщить к системе его культурных ценностей и духовному наследию.

Публикация «Методическая разработка, Хранители традиций» размещена в разделах

Воспитывать у ребенка гордость за свой край, способность осознавать себя носителем национальной культуры, развивать желание и потребность быть его достойным представителем. Основная цель –пробуждение интереса к истории и культуре родного края.

Педагогический коллектив детского сада «Ладушки», поставил перед собой задачу обогатить имеющийся информационно-наглядный материал о жизни и культуре народов Чукотки, с целью широкого ознакомления детей. Для этого в каждой группе созданы национальные уголки, экспозициипередающие быт и жизнь народов Крайнего Севера.

В детском саду была создана творческая группа, для работы в этом направлении,собран материал о мифах, сказаниях, праздниках и обрядах народностей Чукотки, а так же обычаи и запреты, макеты предметов быта коренных жителей. Сделана подборка национальных подвижных игр, сценарии национальных праздников, распространенных на Чукотки с целью воспитания у детейчувства гордости за родную культуры, через организацию их досуговой деятельности.

На непосредственной образовательной деятельности педагогический коллектив знакомит детей с фольклором, проводится занятия по изучению родного края, где дети получают необходимый минимум знаний о культуре коренных народов, населяющих Чукотку.

В этом направлении мною разработаны и успешно используются конспекты образовательной деятельности, с помощью которых, успешно удается закреплять и систематизировать знания детей о родном крае, о народах населяющих Чукотку, о растительном и животном мире, уточнять знания о национальной одежде коренных народов; развивать любознательность, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе; чувство уважения к людям коренной национальности, их труду и мастерству.

Конспект образовательной деятельности

Тема: «Мой родной край»

Цель : Обучающая: познакомить детей с природой Чукотки.

Развивающая: развивать умение отражать в речи полученные впечатления.

Воспитательная: Воспитать любовь к родному краю, желание беречь и охранять природу.

Оборудование: аудиозапись, наглядный материал, картинки, фотографии.

Ход ОД:

-Ребята, сегодня мы побеседуем о интересном крае и народах населяющих этот край. В этом замечательном крае живём и мы с вами. Как он называется? (Чукотка)

-Да, мы с вами живём на самом краю нашей большой страны – на Чукотке. На Чукотке начинается утро, начинается жизнь. А какой главный город на Чукотке? (Анадырь)

-Да, Анадырь и мы с вами живём в этом городе. Что вы можете сказать о своём городе? (красивый, стоит на берегу лимана, много улиц)

-Но ведь на Чукотке люди живут не только в одном городе Анадырь, но и в других городах и посёлках. Какие вы знаете города и посёлки? (Рассматривают на карте, называют)

-Многие люди приезжающие на Чукотку, говорят, что холодно и скучно. Правда ли это? (Нет)

-Вот что ответил таким людям чукотский поэт Виктор Кеулькут в своём стихотворении.

Чтение стихотворения «Неправда это»

«Иногда от людей я слышал,

Что у нас не житьё, а горе.

Злые ветры срывают крыши

Постоянно бушует море.

Скучно, холодно и пустынно

Ни весны мол здесь нет, ни лета.

Вы спросите у чукотского сына,

Я отвечу – не правда это!»

-Чукотка – это суровый край: длинная зима, короткое лето, лишь незаметные штрихи осени, весны. И хотя у нас на Чукотке холодно, но здесь живут прекрасные люди, которые не боятся ни жгучих морозов, ни холодных ветров, ни пурги. Они очень любят край, в котором они живут и трудятся. Кто же живёт на Чукотке? Люди каких национальностей? (Русские, украинцы, чукчи)

-Да, здесь живут люди разных национальностей: русские и украинцы, чукчи и эскимосы, юкагиры и эвены, но чукотская земля это родина чукчей, эскимосов, юкагиров, коряков, эвенов. Их называют коренными жителями. Как вы думаете, почему их так называют? (Они родились, живут и трудятся здесь)

-Правильно, как когда-то жили и работали их бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

К нам в гости сегодня пришла чукотская девочка Аня. Аня пришла в чукотском национальном костюме. Посмотрите, какой красивый костюм.

-Какую национальную чукотскую одежду вы знаете? (Кухлянка, малахай, торбаса)

-Аня очень хочет послушать, что вы знаете о чукотском крае, в котором вы живёте, о её родине. Давайте расскажем ей, что мы знаем, а я помогу вам вопросами.

-В каком жилище раньше жили коренные жители? (В яранге)

-А где они живут сейчас? (В домах)

-А кто-нибудь сейчас живёт в ярангах? (Оленеводы, охотники)

-А кто знает, из чего и как построить ярангу? Шалашом ставятся жерди и обтягиваются оленьими шкурами. А как вы думаете, почему именно шкурами? (Шкуры не продувает ветер, сохраняют тепло)

-Послушайте стихотворение, которое написала чукотская поэтесса А. Камытваль «Как построить ярангу»

-Но как бы не было тепло в яранге, жителям очень тяжело жить в них, так как в них нет окон, темно, много копоти.

-А как вы думаете, какая самая распространённая профессия коренных жителей? (Оленеводы)

-А как ещё по- другому можно назвать оленевода? (Пастух)

-Почему? Что он делает? Какая это профессия? (тяжёлая, он пасёт оленей, оберегает их от волков, лечит, если они заболели, подкармливает зимой)

-Чем питаются олени? (Мхом, ягелем, грибами)

-Как олень добывает себе пищу зимой? (Копытом разгребает снег)

-Какую пользу приносят олени? (Перевозят груз, из их шкуры делают яранги, шьют одежду, обувь, мясо – употребляют в пищу, из рогов оленя делают лекарство)

-У нас на Чукотке есть немало животных и птиц. Давайте вспомним: я буду загадывать загадки про них, а вы отгадывать.

Кто это зимой с рогами,

А весной без рогов? (Олень)

Хозяин тундровой

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

-Какой медведь? (Бурый) А какие ещё медведи есть на Севере? (Белые) Как ещё называют белого медведя? (Умка)

Косоглазый, маленький

В белой шубке, в валенках. (Заяц)

Зверь усатый, неуклюжий

Еле ползает по суше.

Море даже подо льдом,

Для него желанный дом.

Там он ловок и проворен

Может плавать целый день!

Он с рожденья любит море,

А зовут его… (Тюлень)

-А каких животных вы ещё знаете? (Моржи, нерпы, евражка, песец)

-Мы вспомнили почти всех животных, но совсем забыли о самом верном друге человека. О ком? (О собаке) У чукчей, живущих в посёлках, в каждой семье есть по 8-10 собак. Как они помогают своим хозяевам? (Охраняют стадо, перевозят людей, груз)

Не каждая собака выдержит суровые испытания тундры. Поэтому на Чукотке живут особые породы собак: Северные лайки и чукотские ездовые. Это очень сильные, выносливые собаки, не боящиеся ни пурги, ни морозов. Они очень помогают своим хозяевам.

-Я хочу загадать вам ещё одну загадку:

Много ягод у неё,

Много зверя у неё.

Не скупа, наоборот

Всё нам щедро отдаёт.

Что это? (Тундра)

-Да, это тундра. Тундра нам очень много дарит, это действительно щедрая земля. Что растёт в тундре? (Ягоды, грибы, цветы, травы, мох)

-Какие ягоды вы знаете? (Голубика, морошка, шикша, брусника)

-Ну что, Аня, понравилось тебе, как отвечали наши дети? Видишь, сколько много они знают о своём крае; суровом, но очень красивом, крае, в котором они живут, а многие и родились здесь.

Что известно вам о Севере?

Нам известно всё о нём.

На далёком белом Севере

Даже ночь бывает днём.

Север – это звон упряжек,

И под снегом – мёрзлый мох.

Север – это край, где пляшет

Над ярангами дымок.

- Спасибо, Аня, что ты пришла к нам в гости. Приходи к нам ещё!

Список литературы:

1. БурыкинА. А. Чукотские загадки. Для дошкольного и младшего школьного возраста, СПб. : ООО «Мистрал», 2006.-48с.

2. Выквырагтыргына Л. Лымнылтэ6 сборник сказок народов севера. - СПб. : Издательство Политех. универ., 2011.-59с.

3. Носков А. А., Северята. -ГУИПП «Омский дом печати»,2000.-319с.

Публикации по теме:

Месячник «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.

Стихи для монтажа ко Дню родного языкаСтихи для монтажа ко Дню родного языка Стихи для монтажа Разбирала свои архивы и нашла давно написанный монтаж ко дню родного языка. А тут - завтра 21 февраля, как раз этот.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка ко Дню памяти А. С. ПушкинаМетодическая разработка ко Дню памяти А. С. Пушкина 10 февраля. "Погиб поэт! - невольник чести. " Ни для кого не секрет, что за день 10 февраля. Это не праздничная дата. Скорбный день. День.

Методическая разработка «Кошки в музыке»Методическая разработка «Кошки в музыке» Тема кошек и котов в пении, танце и драматизациях Сегодня, в продолжение темы кошек и котов, предлагаю вам приблизительный «кошачий» репертуар,.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка «Как научиться пересказывать»Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка "Научиться пересказывать? Это просто!" Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.

Методическая разработка по организующему моменту НОДМетодическая разработка по организующему моменту НОД Кроссворд, как заинтересовывающая форма организации Фотография Оксаны Теликовой, выставляется с её разрешения. В таком виде кроссворд.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Весёлые фигуры»Методическая разработка «Весёлые фигуры» Появление персонажей на занятиях помогает мне привлечь внимание детей. Они с большим интересом выполняют просьбы персонажей, приходя им.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка. Хранители традиций
Опубликовано: 26 октября 2020 в 08:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка. Хранители традиций» (включая файлы) размещена пользователем Лаптева Светлана (УИ 2451589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД