Лаптева Светлана
Методическая разработка. Хранители традиций
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка. Хранители традиций
Лаптева Светлана Ивановна,
Воспитатель,
МБДОУ д/с «Ладушки», г. Анадырь
Методическая разработка.
Хранители традиций.
Если мы хотим сохранить национальную культуру и традиции родного края, научить детей любить свой народ, родной язык, начинать нужно с раннего детства. Детскому саду, не должна отводится роль только «хранителя традиций». Назначение дошкольной организации состоит в том, чтобы дать детям начальные знания истории, самобытной культуры, традиций и обычаев своего народа, приобщить к системе его культурных ценностей и духовному наследию.
Публикация «Методическая разработка, Хранители традиций» размещена в разделах
Воспитывать у ребенка гордость за свой край, способность осознавать себя носителем национальной культуры, развивать желание и потребность быть его достойным представителем. Основная цель –пробуждение интереса к истории и культуре родного края.
Педагогический коллектив детского сада «Ладушки», поставил перед собой задачу обогатить имеющийся информационно-наглядный материал о жизни и культуре народов Чукотки, с целью широкого ознакомления детей. Для этого в каждой группе созданы национальные уголки, экспозициипередающие быт и жизнь народов Крайнего Севера.
В детском саду была создана творческая группа, для работы в этом направлении,собран материал о мифах, сказаниях, праздниках и обрядах народностей Чукотки, а так же обычаи и запреты, макеты предметов быта коренных жителей. Сделана подборка национальных подвижных игр, сценарии национальных праздников, распространенных на Чукотки с целью воспитания у детейчувства гордости за родную культуры, через организацию их досуговой деятельности.
На непосредственной образовательной деятельности педагогический коллектив знакомит детей с фольклором, проводится занятия по изучению родного края, где дети получают необходимый минимум знаний о культуре коренных народов, населяющих Чукотку.
В этом направлении мною разработаны и успешно используются конспекты образовательной деятельности, с помощью которых, успешно удается закреплять и систематизировать знания детей о родном крае, о народах населяющих Чукотку, о растительном и животном мире, уточнять знания о национальной одежде коренных народов; развивать любознательность, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе; чувство уважения к людям коренной национальности, их труду и мастерству.
Конспект образовательной деятельности
Тема: «Мой родной край»
Цель : Обучающая: познакомить детей с природой Чукотки.
Развивающая: развивать умение отражать в речи полученные впечатления.
Воспитательная: Воспитать любовь к родному краю, желание беречь и охранять природу.
Оборудование: аудиозапись, наглядный материал, картинки, фотографии.
Ход ОД:
-Ребята, сегодня мы побеседуем о интересном крае и народах населяющих этот край. В этом замечательном крае живём и мы с вами. Как он называется? (Чукотка)
-Да, мы с вами живём на самом краю нашей большой страны – на Чукотке. На Чукотке начинается утро, начинается жизнь. А какой главный город на Чукотке? (Анадырь)
-Да, Анадырь и мы с вами живём в этом городе. Что вы можете сказать о своём городе? (красивый, стоит на берегу лимана, много улиц)
-Но ведь на Чукотке люди живут не только в одном городе Анадырь, но и в других городах и посёлках. Какие вы знаете города и посёлки? (Рассматривают на карте, называют)
-Многие люди приезжающие на Чукотку, говорят, что холодно и скучно. Правда ли это? (Нет)
-Вот что ответил таким людям чукотский поэт Виктор Кеулькут в своём стихотворении.
Чтение стихотворения «Неправда это»
«Иногда от людей я слышал,
Что у нас не житьё, а горе.
Злые ветры срывают крыши
Постоянно бушует море.
Скучно, холодно и пустынно
Ни весны мол здесь нет, ни лета.
Вы спросите у чукотского сына,
Я отвечу – не правда это!»
-Чукотка – это суровый край: длинная зима, короткое лето, лишь незаметные штрихи осени, весны. И хотя у нас на Чукотке холодно, но здесь живут прекрасные люди, которые не боятся ни жгучих морозов, ни холодных ветров, ни пурги. Они очень любят край, в котором они живут и трудятся. Кто же живёт на Чукотке? Люди каких национальностей? (Русские, украинцы, чукчи)
-Да, здесь живут люди разных национальностей: русские и украинцы, чукчи и эскимосы, юкагиры и эвены, но чукотская земля это родина чукчей, эскимосов, юкагиров, коряков, эвенов. Их называют коренными жителями. Как вы думаете, почему их так называют? (Они родились, живут и трудятся здесь)
-Правильно, как когда-то жили и работали их бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
К нам в гости сегодня пришла чукотская девочка Аня. Аня пришла в чукотском национальном костюме. Посмотрите, какой красивый костюм.
-Какую национальную чукотскую одежду вы знаете? (Кухлянка, малахай, торбаса)
-Аня очень хочет послушать, что вы знаете о чукотском крае, в котором вы живёте, о её родине. Давайте расскажем ей, что мы знаем, а я помогу вам вопросами.
-В каком жилище раньше жили коренные жители? (В яранге)
-А где они живут сейчас? (В домах)
-А кто-нибудь сейчас живёт в ярангах? (Оленеводы, охотники)
-А кто знает, из чего и как построить ярангу? Шалашом ставятся жерди и обтягиваются оленьими шкурами. А как вы думаете, почему именно шкурами? (Шкуры не продувает ветер, сохраняют тепло)
-Послушайте стихотворение, которое написала чукотская поэтесса А. Камытваль «Как построить ярангу»
-Но как бы не было тепло в яранге, жителям очень тяжело жить в них, так как в них нет окон, темно, много копоти.
-А как вы думаете, какая самая распространённая профессия коренных жителей? (Оленеводы)
-А как ещё по- другому можно назвать оленевода? (Пастух)
-Почему? Что он делает? Какая это профессия? (тяжёлая, он пасёт оленей, оберегает их от волков, лечит, если они заболели, подкармливает зимой)
-Чем питаются олени? (Мхом, ягелем, грибами)
-Как олень добывает себе пищу зимой? (Копытом разгребает снег)
-Какую пользу приносят олени? (Перевозят груз, из их шкуры делают яранги, шьют одежду, обувь, мясо – употребляют в пищу, из рогов оленя делают лекарство)
-У нас на Чукотке есть немало животных и птиц. Давайте вспомним: я буду загадывать загадки про них, а вы отгадывать.
Кто это зимой с рогами,
А весной без рогов? (Олень)
Хозяин тундровой
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
-Какой медведь? (Бурый) А какие ещё медведи есть на Севере? (Белые) Как ещё называют белого медведя? (Умка)
Косоглазый, маленький
В белой шубке, в валенках. (Заяц)
Зверь усатый, неуклюжий
Еле ползает по суше.
Море даже подо льдом,
Для него желанный дом.
Там он ловок и проворен
Может плавать целый день!
Он с рожденья любит море,
А зовут его… (Тюлень)
-А каких животных вы ещё знаете? (Моржи, нерпы, евражка, песец)
-Мы вспомнили почти всех животных, но совсем забыли о самом верном друге человека. О ком? (О собаке) У чукчей, живущих в посёлках, в каждой семье есть по 8-10 собак. Как они помогают своим хозяевам? (Охраняют стадо, перевозят людей, груз)
Не каждая собака выдержит суровые испытания тундры. Поэтому на Чукотке живут особые породы собак: Северные лайки и чукотские ездовые. Это очень сильные, выносливые собаки, не боящиеся ни пурги, ни морозов. Они очень помогают своим хозяевам.
-Я хочу загадать вам ещё одну загадку:
Много ягод у неё,
Много зверя у неё.
Не скупа, наоборот
Всё нам щедро отдаёт.
Что это? (Тундра)
-Да, это тундра. Тундра нам очень много дарит, это действительно щедрая земля. Что растёт в тундре? (Ягоды, грибы, цветы, травы, мох)
-Какие ягоды вы знаете? (Голубика, морошка, шикша, брусника)
-Ну что, Аня, понравилось тебе, как отвечали наши дети? Видишь, сколько много они знают о своём крае; суровом, но очень красивом, крае, в котором они живут, а многие и родились здесь.
Что известно вам о Севере?
Нам известно всё о нём.
На далёком белом Севере
Даже ночь бывает днём.
Север – это звон упряжек,
И под снегом – мёрзлый мох.
Север – это край, где пляшет
Над ярангами дымок.
- Спасибо, Аня, что ты пришла к нам в гости. Приходи к нам ещё!
Список литературы:
1. БурыкинА. А. Чукотские загадки. Для дошкольного и младшего школьного возраста, СПб. : ООО «Мистрал», 2006.-48с.
2. Выквырагтыргына Л. Лымнылтэ6 сборник сказок народов севера. - СПб. : Издательство Политех. универ., 2011.-59с.
3. Носков А. А., Северята. -ГУИПП «Омский дом печати»,2000.-319с.